Аид бог подземного царства подношения. Боги Древней Греции – список. Аид в искусстве и литературе

Персефона и Аид, богиня весны и повелитель мертвых – божественная пара, отношения которых покрыты тайной. Впрочем, как и архетипы самих божеств.
Мистерии Персефоны составляли одну из трех частей Элевсинских мистерий, носили сакральный характер. Их называли «Последнее испытание». Сведения о том, что на них происходило, не дошли до наших дней. Участникам запрещалось разглашать происходящее.Известно, что целью этих мистерий было достижение плодородия.
Аид и вовсе не объявляется в мире живых, разве что похитить Деву Кору, которую впоследствии назовут Персефоной.
Осень и зиму Персефона проводит с Аидом под землей - в царстве мёртвых, а весну и лето – на поверхности, в царстве живых, с матерью Деметрой. Деметра – богиня плодородия и материнства, богиня плодоносящей земли.
Каждый год Аид поднимается на поверхность, лишь затем чтобы увести в свой дом Персефону, ставшую его законной женой.
Таким образом, жизнь Персефоны представляет собой нескончаемое путешествие от мамы к мужу - от мужа к маме, и обратно. Это бесконечный цикл, замкнутый круг, который никак не может развернуться в спираль.
Царство Аида – серая, бесплодная земля; мертвые болота; засохшие деревья, мрачные туманы. Появившись в подземном мире, Персефона умудрилась принести весну даже туда. «…вся эта гниль вечно умирающей осени сменилась буйной растительностью и огромными корнями, вершины которых расцветали на поверхности земли и уходили в небо.
Таково было превращение, свершенное Прозерпиной (Персефоной) » (Е.Головин «Прозерпина»).
Персефона и сама изменилась, теперь у нее появилась территория, где она стала полноправной хозяйкой. Встреча с Аидом, не смотря на ореол «криминальности», явилась событием, которое способствовало взрослению Коры-Персефоны, и ее отделению от матери.
Однако тоскующая в разлуке мать заставляет Персефону постоянно возвращаться к уже отжившим себя моделям поведения. Вечно потерянное беспомощное, похищенное дитя; вечная мамина дочка…
Если взглянуть на Аида глазами матери-Деметры, он вполне способен внушить ужас: мрачный повелитель теней, похититель и совратитель юной девы.
(Впрочем, Деметре и другие претенденты на руку дочери не нравились, даже красавец Аполлон ей не угодил. Деметра предпочитала считать Кору слишком юной для замужества).
Аид даже не бывает на Олимпе – архетипическом очаге общественных законов, создателями которых являются Зевс и его любимые дети Аполлон и Афина. Эти законы – для смертных, но не для Аида. А значит, он – вне законов, вне социальных ценностей. Либо живет согласно законам, которые он один и ведает…
Секрет в том, что Персефона, несомненно, любит Аида. Историю их любви рассказывают все возможные варианты сказок «Красавица и чудовище», и «Аленький цветочек».
Не кажется ли странным тот факт, что Деметра, вместо того чтобы завести других детей и отпустить дочь во взрослую жизнь, отчаянно цепляется за нее? Ведь это противоречит самой природе. После того, как детеныши подрастают, самка любого вида животных отпускает их восвояси и рожает новое потомство! Откуда у самой богини плодородия такое…бесплодие?
Почему Деметра не в силах принести весну на землю без помощи Персефоны?
Деметра – богиня сельского хозяйства, это богиня культивированной природы, а значит, искусственного плодородия. Ее культ появился довольно поздно, пройдя стадии древних, неуправляемых как сама стихия богинь – Гея, Рея Кибела. И в итоге мать Земля из Великой и Ужасной Матери превратилась в заботливую матушку Деметру, которая полностью сконцентрирована на своем чаде (и других интересов, у нее, по видимому, нет).
Плодородие Деметры – это как плодородие огорода, родного и собственноручно вспаханного. Однако, какие бы чудеса агрономии мы бы не проявляли – урожай всегда будет зависеть от капризов природы.
Греки того времени научились возделывать землю, но были по-прежнему зависимы природных условий. А это уже другое плодородие, то самое, что вне человеческих законов! И его символизирует Аид, который является не только богом мертвых, но и богом подземных недр - подземного богатства.
Персефона оказалась на перепутье между дикой и культивированной природой. Ее миссия чрезвычайно важна.
Она приносит любовь в сердце Аида, отчего наступает весна в подземном царстве, и подземная часть растений набирает рост. Так богиня воздействует на дикую природу!
А потом Персефона поднимается на поверхность и приносит весну в огороды и вспаханные поля, приносит урожай и по сути спасает цивилизацию людей от голода))) Без Персефоны Деметра, увы, не плодоносит, так же как растение не может жить, если его корневая часть повреждена.
Персефона – чрезвычайно древнее божество. Похоже, более древнее, чем ее мать Деметра, облик который выкристаллизовался с приходом земледелия.
Перевод имени «Персефона» утерян, что может говорить о том, что оно имеет древнее, не-греческое происхождение. «Невозможность объяснить имя Персефоны, исходя из греческого языка, заставляет предполагать, что Персефона является древней местной богиней, культ которой был распространён до вторжения греков на Балканский полуостров.» http://mythology.org.ua/Персефона
Как ни странно, сама Персефона также бесплодна. У Персефоны и Аида не было детей. Персефона стала приёмной матерью младенцу Адонису, который вскоре превратился в красивейшего среди смертных мужчину. По настоянию Персефоны, Адонис проводит треть года с приёмной матерью, две трети - с возлюбленной, богиней Афродитой. Как мы видим, Персефона в точности повторяет модель поведения своей матери…
Однако бесплодной Персефона оказывается только в поздних мифах. Согласно более древним мифам, в которых божества еще сохраняли зооморфный облик, у Персефоны был сын по имени Загрей.
Загрея называли Диким Охотником. Он был чрезвычайно важным божеством в те давние времена, когда охота была основным источником пропитания.
Я обратилась к сказке «Красавица и чудовище» неслучайно. Персефона зачала Загрея, вступив в союз с неким божеством, принявшим образ Дракона (Змея), словом, устрашающий, звериный облик.
В некоторых мифах этот Змей – не кто иной, как сам Зевс, отец Персефоны. В других мифах это Аид. Исследователь А.Ф. Лосев пишет: « На монетах IV в. до н. э. из Праса встречаем изображение женщины, ласкающей Зевса-змея, в ней нетрудно узнать Персефону».
http://www.sno.pro1.ru/lib/losev2/15.htm
Лосев также пишет о совмещении хточнических (зооморфных) мифов с героическими. Хтоническое начало, безусловно, представлено Аидом, в то время как Героическое начало представляет Зевс – основополагающий архетип патриархальной цивилизации.
Если поначалу кажется, что Загрей был плодом кровосмесительной связи, то при более детальном исследовании образов Аида и Зевса становится понятно, что кровосмешение едва ли имело место быть.
Существо, от которого был зачат Загрей, было хтоническим, представителем природного хаоса, а не зевсовой цивилизации.
Когда мы входим в пространство древней природы, социальные предрассудки перестают довлеть над нами. Там не существует неприличного, не существует греховного, условности стираются.
Аид являет собой теневую сторону архетипа Зевса. Зевс - царь цивилизации, Аид - царь мира смерти, что так же неподвластна людям, как природа.
Были времена, когда цивилизации еще не было.
Но природа существовала всегда. В те далекие времена Аид и Зевс были одним божеством, символизирующим Мужское начало. Именно от него и зачала Персефона. Загрей – сын Аида, либо сын хточнической, «звериной» ипостаси Зевса – а это и есть Аид.
Был ли Загрей плодом инцеста - в мире природы не так уж важно. В некоторых мифах архетип Заргея сливался с архетипом Аида и Зевса, что добавляет дополнительный «инцестуальный» оттенок:
« Загрей настолько же сын Аида, насколько он и сам Аид; и, кроме того, он настолько же сын Зевса, насколько он и сам Зевс …» (А.Ф. Лосев).
С точки зрения социальных норм союз Аида и Персефоны в любом случае является кровосмесительным (Аид – дядя Персефоны), просто это не столь вопиюще, как в случае с Зевсом.
...Когда девушка начинает встречаться с мужчиной намного старше себя, ей может прийти в голову стыдливая мысль: «Да он мне в отцы годится!» (или с мужчиной значительно младше, и тогда женщина сетует, что она годится ему в матери). Мысль, которая отсылает к инцесту…
Вместо того, чтобы наслаждаться красотой слияния вечности и обновления - двух важнейших животворящих энергий, мы пускаемся в социальные предрассудки. Так наша внутренняя Персефона и становится бесплодной…
P.S. Загрею тоже не дали пожить в свое удовольствие. Гера, поборница социальных порядков, направила на него гнев титанов. Титаны разорвали Загрея на части, Зевс испепелил их за это молниями. Афине удалось спасти сердце Загрея и принести его в сохранности к Зевсу. Зевс съел его сердце и зачал второе воплощение Загрея от смертной женщины Семелы. А рожденного младенца назвали Дионисом. Он стал богом земледелия и празднеств, а также измененных состояний сознания. Дионису удалось объединить хаос дикой природы и упорядоченность сельского хозяйства. Мистерии Диониса приобрели не менее широкую популярность, чем мистерии Деметры и Персефоны.
"Дионис - это бог последней космической эпохи, царствующий над миром, или, как говорит один источник, «наш владыка» (А.Ф. Лосев)
«...Титаны, вкусившие его плоть, были испепелены молниями Зевса, и из этого пепла, смешавшегося с кровью бога, произошел человеческий род, который и отличается дерзновенностью титанов и страдальчеством Диониса»….

Владыка царства мертвых – Аид Аид (Галес)- старший сын Кроноса и Реи и два его брата поделили весь мир между собой.

Аид

Громовержец правит над землей и всеми ее обитателями, Океан – над морскими и речными просторами и, Аид- внушающий, страх и почтение, властитель царства мертвых.

Уважали и трепетали смертные перед верховными божествами, но самый большой страх и трепет внушал им Аид – царь подземного царства, откуда нет возврата.

Смертные так боялись его, что старались никогда не произносить вслух его имя. «Незримый», «Бессмертный», «Богатый», «Гостеприимный», «Получатель даров» - это только несколько имен, называющих владыку царства теней.

Нет, его не считали кровожадным и жестоким, он был справедлив и разумен, но его суда никто не мог избежать. В его взгляде не было ненависти к людям, но когда он устремлял на смертного свои холодные глаза, никто не мог лгать.

Все дурные и хорошие поступки были открыты перед этим мрачным Богом, и только он мог решить, что произойдет с душой в его царстве: будет ли она обречена на вечные страдания или упокоится в тиши и беспамятстве.

Подземное царство мертвых

Три темные холодные реки преграждали смертным путь в царство Аида:

  • через первую Ахеронт перевозит души старый перевозчик Херон, но он повезет только тех, кто может заплатить за его работу, поэтому родственники умерших обязательно вкладывали им в руки мелкую серебряную монетку,
  • вторая – Лета - река забвения,
  • третья Стикс- она омывает берега царства теней.

Самая страшная и нерушимая клятва у Богов и людей – водами Стикса, никто не посмеет нарушить ее. Никогда не проникают лучи солнца в подземный мир, никогда тени умерших не выйдут на поверхность земли, никогда живой человек не сможет проникнуть в царство мертвых.

Чтобы этого не случилось, строго охраняет вход в преисподнюю пес Цербер (Кербер), все его три головы зорко следят за порядком, ядовитые змеи сплетаются в клубок на его шее и ядовитая слюна капает с его клыков на землю.

Подданные Аида

Не сам великий Аид забирает смертные души, у него в подчинении его слуга и сподвижник Бог смерти Танатос. В черном широком плаще на смоляных огромных крыльях летает он над землей и уводит с собой души людей. Кто попал в его сильные руки, уже не вырвется! Безжалостные Эринии – богини-мстительницы с бичами в руках преследует людей, преступивших закон.

Нигде не спрятаться от их гнева, они стегают бичами и язвят змеями людей с нечистой совестью, и рано или поздно заберут их души на суд Аида. Души добрых благодетельных людей в царство, откуда нет возврата, провожает Гермес. Он доводит их до перевоза и помогает сесть в лодку.

Огромен, мрачен и прекрасен дворец Аида (Галеса). Стоит он в самом центре царства мертвых, не проникают туда ни стоны, ни крики, ни радости, ни ликования. В огромном зале стоит золотой трон, на котором и восседает Владыка мира. С его решениями никто не спорит. Он ни с кем не враждует. Он никого не боится. Он не пытается искушать людей, он не требует от них любви и уважения.

Аид знает, что когда-нибудь все прибудут в его владения на его суд. В руках у Аида рог изобилия, спелые плоды и драгоценные камни сыпятся из него, но умершим душам уже это ничего не нужно. Около трона стоит грозный Танатос и его милосердный брат Гипнос – бог Сна. Смерть безжалостна и беспощадна, а сон - всем желанен, он дает отдых, возвращает силы и здоровье, утешает и успокаивает в горе.

Неумолимая Геката

Одна из самых страшных богинь греческой мифологии неумолимая Геката также живет в царстве Аида. Покровительница черной магии, колдунов и привидений, часто сама является на землю в безлунные ночи и бродит в поисках жертвы. Три тела и три страшных лица имеет Богиня, поэтому храмы для нее строили на перепутье трех дорог. Колдуны и ведьмы поклоняются этой Богине, она помогает им в их черных делах. Кровавые жертвы приносят ей в храмах: собак, кошек, а иногда и младенцев.

Персефона

Рядом с Аидом сидит его молодая красавица жена Персефона, дочь Деметры. Полюбил ее никогда не любивший Аид и похитил у матери. Все боятся Владыку царства мертвых и лишь Персефона может замолвить доброе словечко за кого-нибудь.

Есть смельчаки, что живыми спускались в мир теней:

  • Орфей, чтобы спасти любимую Эвридику,
  • нежная Психея за Амуром,
  • Геракл по приказанию царя за псом Цербером.

Но нельзя покинуть царство мертвых по своему желанию, нужно, чтобы такое разрешение дал сам Аид. И не следует живым показываться в этом мире раньше срока, ведь всем назначен его срок.

Легенды древней Греции рассказывают о том, что сын Хроноса и Реи Громовержец Зевс, победил своего отца титана, и ввергнул его в Тартар. Все владения, доставшиеся после Титаномахии (др.-греч. Τιτανομαχία – «Войны Титанов»), Зевс разделил между своими братьями Посейдоном и Аидом, договорившись вместе править миром.

Бог Посейдон (др.-греч. Ποσειδών, микен. po-se-da-o) стал божеством водной пучины, богом океанов и морей. Богу Аиду (др.-греч. Ἀΐδης – АИДИС, — «А-Видис» — «невидимый»; с V века у римлян — Плутон, др.-греч. Πλούτων) досталось царство мертвых, в котором обитают бесчисленные тенями умерших и никогда не проникают лучи солнца. В царство Аида не доходят ни радости, ни печали земной жизни. В древнегреческой мифологии бог Аид — обладатель ключей от подземного царства и волшебного шлема (др.-греч. κυνέη), делающего его невидимым. Рядом с Аидом восседает на троне его жена, прекрасная богиня растений Персефона (др.-греч. Περσεφόνη, мекен. pe-re-swa ) дочь Зевса и Деметры (Цереры).

Рядом с троном Аида — чернокрылый бог смерти — Танат (др.-греч. Θάνατος — «смерть») с мечом в руках, богини мщения Эринии (др.-греч. Ἐρινύες -«гневные», микен. e-ri-nu) , и мрачные Керы (др.-греч.Κῆρες, ед. ч. Κήρ ), похищающие души умерших
У трона Аида прекрасный юный бог сна Гипнос (др.-греч. Ὕπνος — «сон»), держащий в руках рог со снотворным напитком, от которого засыпают все, даже великий Зевс.

Бог подземного царства Аид (Плутон) и его свита страшнее и могущественнее богов, живущих на Олимпе.
Гомер называет бога Аида «щедрым» и «гостеприимным», так как он владеет несметными сокровищами земли и всеми человеческими душами, смерть не минует никого.

Аид в классической греческой мифологии.

С V века Аиду (Плутону) стали приписывать качества бога плодородия, в связи со сравнением его с судьбой хлебного зерна, попадающего под землю в момент посева, чтобы воскреснуть в колосе для новой жизни, с загробною судьбою человека.

Не смотря на то, что бог подземного царства внушает ужас, в эпоху классической олимпийской греческой мифологии, Аид становится второстепенным божеством, у него нет потомства, и ему не приносят жертвы.

В классической греческой мифологии Аид становится одним из образов Зевса (по микенски - di-we «Дий. происходит из ведического санскрита от Dyaus pitar - «Деус-отец», Отец Божий), которого именуют Хтониос (греч. Χθόνιος – «подземный») — прозванием всех подземных богов.

Древнегреческий герой Ахилл (Ахиллевс, микен. aki-rev — «как лев») был готов лучше служить подёнщиком у бедного крестьянина на земле, чем быть царём среди мёртвых.

Греческий герой Геракл похищает из царства мёртвых сторожевого пса Цербера и ранит стрелой в плечо бога Аида. Раненый Аид покинул подземное царство и отправился на Олимп к божественному врачевателю целителю Пеону (Пеану) (др.-греч. Παιων, Παιαν) . (Ил. V, 395 сл.)

Орфей (др.-греч. Ὀρφεύς) о чаровал Аида и Персефону своим пением, игрой на лире, и они возвратили на землю его жену Эвридику. Аид был обманут хитрецом Сизифом, покинувшим однажды царство мёртвых.

В статье Боги древней Греции .)

По поверью древних, на земле были такие страны, где царила вечная ночь и солнце никогда не восходило над ними; и в такой стране помещали они вход в подземное царство Аида .

Мифы древней Греции. Аид. Царь поневоле

Его орошали три реки: Ахеронт , Стикс и Коцит . Именем Стикса клялись боги , и эти клятвы считались ненарушимыми и страшными. Стикс катил свои черные волны среди безмолвной долины и девять раз огибал царство мертвых. Ахеронт, грязная и мутная река, охранялась перевозчиком .

Его описывают в таком виде: в грязной одежде, с нечесаной длинной белой бородой, он одним веслом управляет своей лодкой, в которой перевозит тени умерших, тела которых на земле уже погребены; лишенных же погребения он безжалостно отталкивает, и тени эти осуждены вечно странствовать, не находя покоя (Вергилий). Древнее искусство так редко изображало Харона, что тип его стал известен только благодаря поэтам. Но в Средние века мрачный перевозчик фигурирует на некоторых памятниках искусства. Микеланджело поместил его в своей знаменитой фреске «Страшный суд», изобразив его перевозящим грешников.

Харон перевозит души умерших в подземное царство. Картина П. Сюблейра, 1735-1740

За перевоз надо было платить, и верование это так укоренилось, что мертвым клали в рот мелкую монеты (обол) для расплаты с Хароном. Скептик Лукиан насмешливо замечает: «Людям не приходило в голову, в ходу ли эта монета в подземном царстве, а также они не соображали того, что лучше было бы не давать этой монеты умершим, потому что тогда их бы не захотел перевозить Харон, и они могли бы вновь вернуться к живущим».

Как только тени умерших были перевезены через Ахеронт, на другом берегу встречал их Цербер , или адский пес с тремя головами, лай которого так устрашал умерших, что отнимал у них даже всякую мысль о возможности возврата туда, откуда они прибыли. Затем тени должны были предстать перед Аидом, царем Ада, и его супругой Персефоной (у римлян – Прозерпина ).

Боги Аид и Персефона на троне. Греческая терракота I половины V в. до Р. Х. из Локр Эпизефирских

Но Аид сам не судил мертвых, это исполняли подземные судьи: Минос , Эак и Радаманф . По словам Платона , Эак судил европейцев, Радаманф – азиатов (его всегда изображали в азиатском костюме), а Минос должен был, по повелению Зевса , приходить на помощь двум первым судьям в сомнительных случаях.

Прекрасно сохранившаяся живопись на одной античной вазе изображает царство Аида. Посреди находится его дворец. Властелин преисподней сидит на троне, держа в руке скипетр; подле него стоит Прозерпина с зажженным факелом в руке. Наверху, по обе стороны дворца, изображены праведники, ниже: направо – Минос, Эак и Радаманф, налево – Орфей играет на лире, внизу же находятся грешники, среди которых можно узнать Тантала по его фригийской одежде и Сизифа по скале, которую он катит.

Персефоне не было дано активной роли в Аду. Адская богиня Геката призывала мстительных фурий (Эриний) , которые хватали грешников. Геката была покровительницей волшебства и заклинаний; ее изображали в виде трех соединенных вместе женщин: этим как бы поясняется, что власть ее распространялась на небо, землю и ад. Первоначально Геката не была богиней Ада, но она подарила Европе румяна и тем как бы вызвала восхищение и любовь Зевса. Ревнивая жена Зевса, Гера , стала ее преследовать. Геката должна была укрыться от нее под погребальной одеждой и тем сделалась нечистой. Юпитер приказал очистить ее в водах Ахеронта, и с тех пор она стала богиней подземного царства.

Немесида , богиня мести, исполняла в царстве Аида почти такую же роль, как Геката, она изображалась с согнутой у локтя рукой, чем намекалось на локоть – меру длины в древние века: «Я, Немесида, держу локоть. Зачем, спросишь ты? Потому что я напоминаю всем, что не надо превышать меры».

Историк Павсаний описывает картину художника Полигнота , изображающую царство Аида: «Прежде всего, вы видите реку Ахеронт; берега ее покрыты тростниками; в воде видны рыбы, но это скорее тени рыб, нежели живые рыбы. На реке лодка, в лодке гребет перевозчик. Нельзя хорошенько различить, кого перевозит Харон. Но невдалеке от лодки Полигнот изобразил ту пытку, которой подвергается жестокий сын, осмелившийся поднять руку на отца: она состоит в том, что собственный отец его вечно душит. Подле этого грешника стоит нечестивец, осмелившийся грабить храмы богов; какая-то женщина смешивает яды, которые должен он вечно пить, испытывая при этом страшные мучения. В те времена люди чтили и боялись богов; поэтому художник поместил в Аду нечестивца, как одного из страшнейших грешников».

Бог Гермес и души умерших на берегу Ахеронта. Картина А. Хиреми-Хиршля, 1898

Из описаний античных поэтов мы знаем о пытках, которым подвергались в царстве Аида за свои преступления самые знаменитые грешники, – например, Иксион , Сизиф, Тантал и дочери Даная – Данаиды . Иксион оскорбил богиню Геру нечестивыми домогательствами к ней, за что был привязан змеями к колесу, которое вечно вертелось. Сизиф должен был вкатывать огромную скалу на вершину горы, но лишь только скала дотрагивалась до этой вершины, как невидимая сила сбрасывала ее в долину, и несчастный грешник, обливаясь потом, должен был вновь начинать свою трудную, бесполезную работу. Тантал был приговорен стоять по горло в воде, но лишь только он, мучимый жаждой, хотел напиться – вода уходила от него; над головой его висели ветки с прекрасными плодами, но стоило ему, голодному, протянуть к ним руку, как они поднимались до небес. Данаиды в царстве Аида были приговорены вечно наливать воду в бездонную бочку.

Противоположностью страшному царству Аида являлись у греков Елисейские поля , местопребывание безгрешных.

Античная Греция - страна удивительная. Её высокоразвитая культура сыграла огромнейшую роль в развитии мировой цивилизации. Мифологический образ мышления, присущий людям того времени, породил религию, в которой самым причудливым образом переплелись язычество, тотемные верования, культ предков и влияние мировоззрений других народов, с которыми древние греки соприкасались. «Одиссея» и «Илиада», творения Гесиода, многочисленные храмы, статуи богов, рисунки - вот те источники, благодаря которым мы можем многое узнать о великой Элладе.

Картина мира и сознания

В основе мифологического сознания древних греков и их культуры лежат представления о Космосе как неком живом мире. В науке это называется одушевлённо-разумным космологизмом. Вселенная с планетами, звёздами, созвездиями и сама Земля со всем сущим, представлялись им живыми, наделёнными разумом и духовным содержанием. Законы и силы природы персонифицировались греками в образы античных богов - великих и малых, в их слуг и помощников, героев и титанов. Весь мир и всё происходящее в нём эллины воспринимали как грандиозную мистерию, как пьесу, разыгрываемую на подмостках сцены жизни. Актёрами в ней выступают как сами люди, так и божества, управляющие ими. Боги не были слишком отдалены от людей. Они напоминали их внешним видом, повадками, чертами характера, привычками. Потому древние греки могли бросить им вызов, ослушаться и победить! Подобной свободы мы уже не встретим в других религиях.

Божественный пантеон

Самые ранние в частности бог Аид, связаны с общими индоевропейскими религиями, существовавшими в те времена. Исследователи находят немало параллелей между индийскими, например, и эллинскими небожителями. Когда мифы и религия стали в сознании народа сплетаться всё теснее, греческий пантеон пополнился новыми «жильцами». Ими стали герои мифов и легенд. Так, первобытная языческая космогония соединилась с религиозностью позднего времени. И тот самый Олимп, о котором мы знаем из произведений художественного творчества, со всеми его обитателями сложился далеко не сразу.

Поколения богов

В античном Пантеоне принято различать богов старшего и младшего поколений. К первым относится Хаос - мрак и беспорядок, из которого затем родились все остальные. Из хаоса образовалась Земля - её божественное воплощение греки называли Геей. Богиня ночи - Никта - своим появлением возвестила о смене времени суток. Мрачный Тартар стал олицетворением слова «бездна». Позднее из некоего мифического существа он превратится в пространство бесконечного мрака, которым управляет бог Аид. Из хаоса родился и Эрос - воплощение любви. Вторым поколением высших сил греки считали детей Геи и титана Хроноса. Ими стали Уран - управитель неба, Понт - повелитель всех внутренних Аид - владелец подземного царства, а также Зевс, Посейдон, Гипнос и многие другие олимпийцы. У каждого из них была своя «сфера влияния», свои особые отношения друг с другом и с людьми.

Имена бога

Бог Аид имеет несколько собственных имён. Греки называли его также Гадесом, а в римской мифологии он известен как Плутон - огромный, хромоногий, темнокожий, ужасного, устрашающего вида. И, наконец, Полидегмон (от «поли» - много, «дегмон» - вмещать), т. е., «много вмещающий», «много принимающий». Что имели в виду древние? Только то, что греческий бог Аид руководил царством мёртвых. В его «епархию» попадали все души, покинувшие этот мир. Потому и вмещает он «многих», и единичны случаи, когда кто-то мог вернуться назад. А определение «много принимающий, получатель даров» связано с таким мифом: каждая душа, прежде чем переместиться в свою новую обитель, должна заплатить дань перевозчику Харону. Ним тоже управляет греческий бог Аид. Значит, те монетки, что отдают души при переправе через Стикс, идут в казну правителя царства мёртвых. Потому, кстати, и существовал в Древней Греции обычай: хоронить покойников с «денежкой».

Аид в Аиде

Почему именно Аид - бог мертвых? Как случилось, что небожитель выбрал себе столь мрачную обитель? Кронос, боясь конкуренции, пожирал своих детей. По некоторым источникам, та же участь постигла Аида. Согласно мнению других исследователей древности, жестокий родитель забросил своё чадо в бездны Тартара. Когда младшие боги восстали против старших, между ними возникла беспощадная борьба. Не одну тысячу лет велись сражения, но вот Зевс, Посейдон и другие дети Кроноса одержали долгожданную победу. Тогда они освободили узников, свергли отца и поместили его, титанов и циклопов на место недавних заключённых, а весь мир разделили на «сферы влияния». в результате Зевс - повелитель неба и всех высших сил, Аид - бог подземного царства, которое называется также. Посейдон прибрал к своим рукам все водные стихии. Братья решили править дружно, не вступая в конфликты и не вредя один другому.

Царство мёртвых

Что же представляет собою царство мёртвых, которым управляет древнегреческий бог Аид? Когда человек должен распрощаться с жизнью, к нему посылают Гермеса - вестника в крылатых сандалиях. Тот провожает души к берегам пограничной отделяющей мир людей от мира теней, и передаёт их Харону - паромщику, доставляющему свои жертвы в подземное царство. Помощник Харона - Цербер, пёс-чудовище с тремя головами и змеями вместо ошейника. Он следит, чтобы никто не покинул страну душ и не вернулся на землю. В самых нижних, отдалённых частях Аида кроется Тартар, вход куда закрыт железными дверями. Вообще, в «царство мрачное Аида» никогда не проникает лучика солнца. Там тоскливо, холодно, одиноко. Души умерших бродят по нему, оглашая пространство громкими стенаниями, плачами, стонами. Страданья их усиливаются ужасом от встреч с привидениями и чудовищами, подстерегающими в темноте. Потому так ненавистно это место скорби людям!

Атрибуты власти

Каковы опознавательные символы бога Аида? Он восседает посреди главной залы своего дворца на роскошном троне из чистого золота. Рядом находится жена - всегда грустная, прекрасная Персефона. Согласно легендам, трон этот изготовил Гефест - бог кузнечного дела, покровитель ремёсел, искусный мастер. Окружают Аида злобно шипящие Эриннии - богини мести, тайных мук и страданий. Никому не скрыться от них, любого человека без труда замучают они до смерти! Так как Аид - бог подземного царства (фото с древних изображений вы видите в нашей статье) мёртвых, его часто изображали с головой задом наперёд. Этой деталью художники и скульпторы подчёркивали, что он не смотрит никому в глаза, они у божества пустые, мёртвые. Ещё один обязательный атрибут Аида - волшебный шлем. Он делает своего владельца невидимым. Чудесный доспех подарили богу циклопы, когда тот вызволил их из Тартара. Никогда не появляется бог без своего всесильного орудия - двузубых вил. Скипетр его украшен фигуркой трёхголового пса. Бог разъезжает на колеснице, куда впряжены только чёрные, как ночь, кони. Стихия бога мёртвых, естественно, земля, прах, принимающий человеческие тела в свои недра. А цветы, символизирующие Аида - дикие тюльпаны. Древние греки приносили ему в жертву чёрных быков.

Ближайшее окружение

Но вернёмся к внушающей ужас свите Аида. Кроме Эринний рядом с ним всегда жесткие, неумолимые судьи, которых зовут Радаманф и Минос. Умирающие заранее трепещут, так как знают, что каждый их неправедный шаг, каждое прегрешение будет учтено на неподкупном суде Аида, и никакие мольбы не спасут от возмездия. Огромные чёрные крылья, похожие на те, какими природа наделила летучих мышей, такого же цвета плащ и острый меч - так выглядит ещё один обитатель Аида - Танатос, Это его оружие обрубает нить жизнь и простого землепашца, и бесправного раба, и могучего царя, владельца несметных сокровищ. Перед смертью все равны - таков философский смысл этого мифического образа. Гипнос, бог глубоких сновидений, миловидный юноша, тоже рядом. Он - близнец Танатоса, поэтому сны насылает порой тяжёлые, глубокие, о каких говорят «смерти подобные». Ну и, конечно же, само имя которой приводит людей в трепет.

Мифы и легенды

Как с любым небожителем, с богом Аидом связано множество легенд и мифов. Самый известный - о Персефоне, и богине земли и плодородия - Деметре. Необыкновенно красива история об Орфее и Эвридике. Грустный миф о девушке по имени Мята, которая имела несчастье понравится Аиду, чем вызвала приступ гнева и ревности у Персефоны. В результате мы можем пить чай с ароматной травкой, в которую, собственно, девушку богиня и превратила! Да, в ту самую мяту садовую. Ещё мы помним крылатое выражение о которое напрямую связано с Аидом.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то