Черты жития сергия радонежского. Житие сергия радонежского. О переселении родителей святого

Появлению вершинного в творчестве Епифания Премудрого произведения предшествовала большая подготовительная работа. К 1412 г. ученые относят создание "Похвального слова Сергию Радонежскому", приуроченного к освящению деревянного храма Троицы в день памяти святого (25 сентября); к 1414 г. – написание цикла рассказов о Сергии, включенных в Троицкую летопись и представлявших собой, по мнению Б. М. Клосса, "полусветскую-полуцерковную биографию" героя, жизнь которого изображалась на фоне событий общерусской истории XIV в. Собственно житие святого было завершено к осени 1418 г., незадолго до смерти Епифания. Из текста "Жития Сергия Радонежского" известно, что автор более 20 лет собирал материал о преподобном. Агиограф не скрывал, как трудно ему было "Сергиево все по ряду житие исписати", как долго он ждал того, кто "поучит и вразумит" его примером, как часто впадал в отчаяние, "не обрѣтаа словес потребных, подобных дѣанию" святого. Традиционный мотив самоуничижения автора превращается у Епифания в психологически тонкий анализ процесса творчества. Следуя совету "премудрых старцев" ("не подобает житиа святых мужъ оставляти, и не писати, и млъчанию предати") и полагаясь па помощь Бога, способного "неразумие вразумити", писатель "дерзнул" осуществить задуманное, дабы сохранить память о Сергии: "Аще ли будет писано, и сие нѣкто слышавъ, поревнует въслѣд житиа его ходити и от сего приимет плъзу".

Епифаний показал, что святой обрел огромный нравственный авторитет после того, как в "месте пустынном" в окружении диких зверей и суровой природы совершил подвиг трудничества: "своима рукама лѣсъ сѣщи", "потом же кѣлию едину създаста", "церквицу малу срубиста". Став игуменом основанного им монастыря, Сергий возложил на свои плечи тяжелый груз хозяйственных забот, на собственном примере воспитывал в монахах радость "телесного труда". Епифаний сумел уловить связь между поступком человека и его духовной сущностью, смог наполнить агиографический штамп реальным жизненным содержанием. Вот почему, прежде чем показать и восславить духовную красоту святого, писатель подробно рассказал о том, как тот шел к совершенству.

Благодаря Епифанию Премудрому основные вехи жизненного пути его героя восстанавливаются следующим образом. Сергий Радонежский родился в 1322 г., в 1342 г. принял пострижение, в 1392 г. скончался. Он происходил из рода ростовского боярина Кирилла, чье "имение оскудело". В период правления Ивана Калиты, вельможи и воеводы которого разорили Ростов ("възложиста велику нужю на градъ да и на вся живущая в нем"), семья боярина переселилась в Радонеж, находившийся в пределах Московского княжества. Будущий святой при крещении был назван Варфоломеем в честь одного из апостолов, а позднее, при пострижении, получил имя Сергия, ибо это знаменательное событие произошло в день памяти святых мучеников Сергия и Вакха. Показательно, что факт рождения в Ростовской земле человека, который станет нравственным идеалом своей эпохи, рассматривался агиографом в широком контексте русской и мировой истории: в тексте упоминаются имена правивших в то время тверского князя и греческого царя, русского митрополита и вселенского патриарха.

Произведение Епифания Премудрого многие ученые склонны расценивать как "яркое историческое свидетельство эпохи", "шедевр житийной документалистики". Достоверности изображаемого в немалой степени способствовало то, что агиограф был современником своего героя, их связывали узы духовной дружбы. В основе жития лежали не только собственные воспоминания автора, но и свидетельства "самовидцев" и "памятух" подвигов святого, которые доподлинно знали, "каковъ былъ" Сергий, "откуду бѣ, како родися, и како възрасте, и како пострижеся, и како въздръжася, и како поживе, и каковъ имѣ конецъ житию". Среди информантов Епифания – старший брат преподобного Стефан и его племянник Феодор, ближайшие ученики Сергия и "древние старцы", которым было "въистинну извѣстно о житии" основателя Троицкого монастыря. Документальное начало в произведении усиливают постоянные ссылки автора на исторические имена и события, так или иначе связанные с жизнью Сергия Радонежского. Однако прекрасная осведомленность Епифания о личности и деятельности героя приводит к деформации композиционной схемы жития : описание детства святого затянуто, составляет седьмую часть от общего объема произведения. Обилие и пестрота фонового материала приводят к рыхлости композиции, что делает неизбежным развитие "рамочной" структуры агиографического сочинения: текст разбивается на отдельные главки, каждая из которых имеет свое заглавие, обычно указывающее на главную тему рассказа ("О преселение родитель святаго", "О прогнании бѣсовъ...", "О началѣ игуменьства..." и т.п.).

Рассказывая о детстве Сергия, Епифаний подчеркивал инаковость героя: младенец отказывался от материнского молока, если мать не соблюдала пост; позднее он "к дѣтемь играющим нс исхожашс", а "упражняашсся на словословие Божие". В то время как его братья Стефан и Петр преуспевали в учении, Варфоломей за неуспеваемость "много браним бываше от родителю своею, болѣ же от учителя томим, а от дружины [товарищей] укараем". Дар "книжного учения" дается будущему святому от Бога, через чудо. Тем самым внешней образованности агиограф противопоставляет духовную мудрость, вдумчивость и серьезность в обретении знаний.

Народное единение как залог возрождения русской государственности для Епифания начинается с малого – с единства семьи. В отличие от Несторова "Жития Феодосия Печерского" в епифаниевом "Житии Сергия Радонежского" ослаблен конфликт между "кровным " и "духовным", "отцами " и "детьми". Ради осуществления мечты об иноческом житии Сергий не покинул родителей, за счастье посчитал служение ближним, оказавшимся "въ старости, и въ скудости, и въ болести". Сознание святого, воспринимающее мир в его полноте, не противопоставляет высокую любовь к Богу и земную любовь – благодарность родителям. Варфоломей оставил "мир" только после того, как родители под старость ушли в хотьковский монастырь Покрова Богородицы, где позднее принял пострижение и его овдовевший старший брат Стефан. По инициативе Сергия братья избирают путь пустынножительства, поселившись на холме Маковец, где они поставили келью и возвели церковь во имя Троицы. Однако Стефан не выдержал "скорбного" и "жестокого" жития, когда "отвсюду теснота, отвсюду недостатки", и вскоре покинул младшего брата, ушел в московский Богоявленский монастырь. Таким образом, единый для братьев путь иночества, по мысли агиографа, не исключал различий между ними, и прежде всего в силе духа.

Два года Сергий жил в полном уединении, находясь в постоянной борьбе с бесами, которые являлись "стадом бесчинно", "овогда же зверми, овогда же змиами претваряшеся". Однажды во время заутрени в церкви появилось воинство дьявола в литовских островерхих шапках и пыталось изгнать монаха: "Избѣжи, изиди отсюду... не живи здѣ..." Преподобный "въоружашеся молитвою" и против козней дьявола, и против диких зверей – "стада влъковъ, выюще и ревуще", "часто нахожаху на нь, не токмо въ нощи, по и въ дни". Автор описывает трогательную дружбу Сергия с медведем, с которым преподобный часто делил последний кусок хлеба. Епифаний Премудрый показал, как жизнь Сергия обретала черты духовного подвига, ибо тот стойко переносил "илътскыя брани, и бѣсовскыя находы, и звѣринаа устрѣмлениа, и пустынныя труды".

После того как вокруг преподобного собралась братия и возник монастырь, Сергий, подавая всем пример, "николиже ни часа празденъ пребываніе": рубил дрова, молол зерно, пек хлеб, шил на братию обувь и одежду, носил воду. Став игуменом, он не изменил своего монашеского правила, "на дело преже всех исходя, и на церковное пение преди всех обреташеся", подражая знаменитым подвижникам прошлого – Антонию Великому, Савве Освященному, Феодосию Печерскому, у которых Сергий учился, чтобы потом учить других. Приходящую к нему братию – вначале 12 последователей, как апостолов, – Сергий Радонежский принимал с радостью, но предупреждал о трудностях иноческого пути, чтобы они были готовы "на труды, и на пощениа, и на подвигы духовныа, и на многы скорби". Показательно, что агиограф, намечая линию духовной преемственности, называл по именам не только великих предшественников Сергия, но "малых мнихов" из окружения преподобного, таких как дьякон Онисим и его отец Елисей из Ростовской земли, Василий Сухой или Яков Якута.

На первый взгляд житийный портрет Сергия, написанный в традиционном панегирическом стиле, условен и далек от жизненной правды. Как "воин Христов", троицкий игумен "смирен" и "добронравен", "привѣтлив" и "благоувѣтлив", "милостив" и "добросръден", "страннолюбив" и "миролюбив". Однако сквозь трафаретность житийной характеристики героя все же проглядывают черты реального Сергия, в молодости отличавшегося силой и выносливостью, в старости украшенного сединами и страдавшего от болезни ног. По словам агиологов, Сергий обладал "удивительной трезвостью ума... тонким пониманием границы между возможным и должным" (В. Н. Топоров). Такая естественность поведения святого привела к тому, что аскетизм Сергия был далек от крайностей: "ни вериг, ни истязаний плоти" (Г. П. Федотов). Создавая словесный портрет Сергия, Епифаний дорожил идеей физического и нравственного здоровья своего героя. Преподобный "бяше бо силенъ быв тѣлом, могый за два человѣка", однако он был неутомим в работе и потому, что имел "смирение нелицемѣрно" и "любовь совръшену" к ближнему.

Как рачительный хозяин монастыря, понимавший, что общее благополучие зависит от труда каждого, Сергий "устраяет" братию по службам: одного назначает келарем, других отправляет в поварню, третьих определяет "немощным служити" и т.д. Сам "в худостнѣ портище, зѣло раздранѣ и многошвенѣ, и въ потѣ лица тружающася" на огороде, так что пришедшим в обитель трудно узнать в нем прославленного старца. В монастыре, судя по тексту жития, всегда кипела работа: строились кельи, трапезная, кладовые; писались иконы и книги. От результатов ежедневного труда братии зависело не только благосостояние монастыря, по и размах благотворительной деятельности, ибо "служащей въ обители святого с радостию всѣм подающе изъобилно", беря пример с игумена, рука которого, по словам Епифания, всегда была "простерта къ требующим, яко река многоводна и тиха струями". Благодаря деятельности Сергия пространство вокруг обители меняется. Некогда пустынные места Радонежья превращаются в многолюдные и освоенные земли, что агиограф подчеркивает, варьируя слова со значением множества: "И множество людей всхотѣвше, начаша съ обаполы мѣста того садитися, и начаша сѣщи лѣсы... И сътвориша себѣ различныя многыя починцы... и сътвориша пустыню яко поля чиста много... И съставиша села и дворы многы... и сътвориша плод житенъ, и умножиишся зѣло..."

Сергий служит для всех примером в труде и посте, молитве и смирении. Заботясь о вверенной ему братии, он ночью обходит кельи, поощряя молящихся и читающих святые книги, укоряя ведущих праздные беседы и смеющихся, стуком в дверь или в оконце напоминая о монашеских обязанностях. Образ святого, создаваемый в житии Епифанисм, гармоничен, светел и тих, как ангелы на иконе Андрея Рублева. Провинившихся монахов игумен "не съ яростию обличаше и наказаше", но "с тихостию и кротостию".

Благодаря сильному бытописательному элементу перед читателем открывается мир повседневных монастырских забот, трудов и проблем. Епифаний не скрывает, как трудно далось его герою решение стать игуменом монастыря. Братия долго молила об этом преподобного и даже угрожала ему: "Аще же ты не хощеши пещися нашими душами... мы уходим от мѣста сего и от храма Святыя Троица и от обѣта нашего неволею отпадаем". Сергию тяжело управлять монастырем, где часто ощущался недостаток даже в хлебе, а голодная братия была готова возроптать на святого, покинуть обитель, чтобы просить подаяние у мирян, – но по молитве Сергия совершалось чудо, и у монастырских ворот обреталось "множьство брашенъ".

Во время "смуты", когда брат Стефан выступил против "Сергиева старейшиньства" ("не аз ли прѣжде сѣдох на мѣстѣ сем?"), преподобный уходит из монастыря, полагаясь на Божью волю. В пустынном месте на Киржаче его трудами и заботами возникает новая обитель – монастырь Благовещения Богородицы. Только через несколько лет после просьбы троицких монахов и митрополита Алексия, обещавшего "извести вон из монастыря" всех, кто Сергию "пакость творил", он возвращается в Троицкую обитель, запретив наказывать виновных в "смуте". И братия вновь едина в порыве любви к игумену. Внимательный к жизни человеческой души, Епифаний рисует картину, "умиления достойную": троицкие монахи устремляются навстречу Сергию, "ови убо бяху руцѣ отцу лобызающе, инии же нозѣ, овии же ризъ касающеся цѣловааху".

Отличительная черта жития Сергия – обилие чудес, количество которых умножалось от редакции к редакции. Это и троекратный крик ребенка в утробе матери во время церковного богослужения, и исцеление больного, который мучился без сна и пищи в течение 20 дней, и наказание лихоимца, отнявшего у соседа-сироты борова (туша сгнила в кладовой, хотя на дворе была зима). Во время пострижения Сергия вся церковь "исплънися благоуханна", после смерти лицо его "свѣгляашеся, яко снѣг, а не яко обычай есть мертвымъ, но яко живу или аггелу Божию, показуя душевную его чистоту". В житии Сергию доступно общение с сакральным миром, при этом элемент чудесного, имеющего "светоносный" характер, растет вместе с духовным мужанием героя Епифания Премудрого и достигает апогея в сцене видения Богородицы. В "неизреченнѣй свѣтлости" она является Сергию и обещает свое покровительство монастырю: "и по твоем еже къ Господу отхождении неотступна буду от обители твоеа, потребнаа подавающи нескудно, и снабдящи, и покрывающи".

Епифаний изобразил святого на широком фоне общественно-политической жизни эпохи. Сергий Радонежский выступает как поборник идеи централизации русских земель вокруг Москвы, вдохновитель Дмитрия Донского на Куликовскую битву: "Поиди противу безбожныхь, и Богу помагающу ти, побѣдиши и здравъ въ свое отечьство с великыми похвалами възъвратишися". Он дает князю Дмитрию двух монахов – Пересвета и Ослябю, "мужества ихъ ради и полки умѣюща рядити", и те подают пример русскому воинству в битве с Мамаем. Агиограф сознательно подчеркивает связь святого с великокняжеской семьей. Сергий является духовным отцом Дмитрия Ивановича, крестит его сыновей, благословляет на борьбу с Ордой, содействует в заключении мира между Москвой и Рязанью. Однако, по мнению ученых, для Епифания Премудрого его герой – прежде всего не политик, не князь церкви, а молитвенник за землю Русскую, великий провидец и миротворец. Не случайно через все текстовое пространство жития проходит идея троичности: число три – "всему добру начало" - выступает как символ духовного единства.

В изображении Епифания Сергий Радонежский предстает как воспитатель целой плеяды русских игуменов, основателей общежительных монастырей (московских Андроникова и Симонова, звенигородского Саввино- Сторожевского, серпуховского Высоцкого, коломенского Голутвинского и др.). По подсчетам историка церкви Макария Булгакова, учениками преподобного было основано около половины всех появившихся в XIV– XV вв. монастырей, которые опоясывали столицу и укрепляли рубежи Московского княжества. Созданный Сергием Троицкий монастырь стал средоточием духовной жизни возрождающегося русского государства, центром воспитания монашества и подготовки иерархов церкви. Благодаря трудам учеников и последователей Сергия Радонежского совершенствовались правила монашеского общежития, создавались величайшие памятники искусства, к ценностям христианской культуры приобщалось население вновь освоенных земель; своим нравственным авторитетом они освящали рождение новой государственности.

Заслугой Епифания Премудрого является изображение духовного роста героя, что связано с преодолением личного ради общего дела. Обладая даром учительства, Сергий долго не соглашался стать игуменом созданного им Троицкого монастыря; предпочитая пустынножительство, ввел в своей обители общежительный устав. Жизнь, "пестрая" и "текучая", ставит перед святым новые и все более сложные задачи, требует пересмотра позиции по тому или иному вопросу. Неизменным остается одно – желание прекратить рознь между людьми, утвердить в мире принцип братской любви и бескорыстного служения ближнему.

"Житие Сергия Радонежского" – работа зрелого агиографа, заботящегося о гармонизации стиля и избегающего излишней экспрессии в изображении человека. Тон жития, спокойный и ровный, становится эмоционально напряженным, когда писатель слагает славу новому русскому святому. Виртуоз-стилист, Епифаний Премудрый мастерски использует прием амплификации, пытаясь выразить невыразимое, – духовное совершенство Сергия, который "яко свѣтило пресвѣтлое възсиа посреди тмы и мрака". Святой сравнивается с прекрасным цветком среди терний, с золотом посреди пыли, с кадилом благоуханным и яблоком благовонным. Цепочка из нескольких десятков сравнений завершается искомым определением: Сергий Радонежский – "земной ангел" и "небесный человек". В определении духовной сущности святого и характера его деятельности агиограф активно использует слова, имеющие корни "слав", "див", "чюд". Однако изысканный стиль "плетения словес" не мешает динамичности повествования, не исключает внимания к монастырскому быту, стихии разговорной речи.

Литературная история памятника

Мощи святого были обретены нетленными в 1422 г., а в 1452 г. Сергий Радонежский был причислен к лику святых. Несмотря на длительную историю изучения памятника, исключительность личности святого и таланта его биографа, до сих пор в пауке вызывают споры и вопрос о количестве редакций "Жития Сергия Радонежского", и сама возможность выделения текста, созданного Епифанием Премудрым. На основе анализа более 400 списков Б. М. Клоссу удалось проследить литературную историю памятника и подготовить публикацию важнейших редакций жития. В результате исследования ученый пришел к выводу, что именно "литературное слово Епифания возвысило Троицкий монастырь... до высот общерусской известности". Следующая страница в истории "Жития Сергия Радонежского" связана с деятельностью Пахомия Логофета – серба, выходца с Афона, который большую часть жизни провел на Руси. Профессиональный писатель-агиограф, он долго жил в Троицком монастыре (с 1438 по конец 1450-х гг.), создал пять или шесть редакций "Жития Сергия Радонежского", самая полная из которых – третья – появилась около 1442 г. В отличие от жития, написанного Епифанием Премудрым, редакция Пахомия Логофета содержит рассказы об обретении мощей Сергия Радонежского, строительстве каменного Троицкого собора, о посмертных чудесах святого. В ней прославляется Никон Радонежский как преемник Сергия на посту троицкого игумена, хотя на самом деле после смерти преподобного во главе монастыря в течение шести лет находился Савва Сторожевский. Претерпевает изменения и стиль жития, освобождаясь от биографических подробностей и излишнего "плетения словес". И хотя, по мнению В. О. Ключевского, Пахомий уступал в таланте Епифанию, однако созданный им стиль стал образцовым для русской агиографии. "Житие Сергия Радонежского" и в дальнейшем неоднократно подвергалось переделкам. В частности, в 1640-е гг. его текст правил келарь Троице- Сергиева монастыря Симон Азарьин. Произведение имело широкий резонанс в древнерусской литературе. В XVI в. оно вошло в состав Великих миней четиих митрополита Макария, "Степенную книгу" и ряд летописных сводов, а на рубеже XVII–XVIII вв. его включает в собрание житий святых Димитрий Ростовский.

Сергий Радонежский на протяжении столетий являлся и доныне является непременным героем литературных произведений, посвященных эпохе Куликовской битвы. В поисках нравственного идеала к житию Сергия неоднократно обращались в своем творчестве русские художники. Своеобразной иллюстрацией рассказа о детстве будущего святого является картина М. В. Нестерова "Видение отроку Варфоломею" (1889–1890). Образ человека, пренебрегшего мирской суетой и ставшего воплощением просветленной и чистой духовной красоты, появляется на картинах И. С. Глазунова, входящих в циклы "Русь" и "Поле Куликово". В. О. Ключевский был прав, утверждая, что Сергий Радонежский принадлежит к таким историческим деятелям России, чьи имена превратились в народную идею, а дела из исторического факта стали практической заповедью, заветом потомкам.

На этом уроке вы познакомитесь с понятием «древнерусская литература» и узнаете её особенности, рассмотрите, какими отличительными чертами обладает жанр житий святых, проанализируете «Житие Сергия Радонежского», узнаете о приёмах, использованных в этом произведении, рассмотрите значение деятельности святого Сергия.

Поэтому даже когда в средневековых произведениях речь идёт о совершенно невероятных с нашей точки зрения вещах (например, воскрешение умерших), то для древнерусского писателя это было в порядке вещей. Он верил, что так оно и было на самом деле.

И только в XVII веке возникнут в русской литературе повести с вымышленными героями, с вымышленными сюжетами. И то первоначально это будут произведения переводные.

Жития святых ни в коем случае не предназначались для какого-то увеселительного чтения. Это прежде всего было чтение назидательное, душеполезное, душеспасительное. На примере жизни святых человек учился нормам поведения. Читателям предлагалось следовать примерам святых и подражать им. С этой точки зрения жанр житий святых - самый канонизированный в древнерусской литературе. То есть этому жанру придавались какие-то строго определённые формы (и композиционные, и лексические).

Жанр житий ни в коем случае не предполагает биографизма. Один из исследователей очень точно и тонко заметил, что житие так же относится к биографии, как икона к портрету. Житие - это чтение назидательное. И только с этой точки зрения нам будут понятны все труды древнерусского книжника.

Житие имело очень строгую композицию и представляло собою трёхчастное произведение. Начиналось оно всегда со вступления, потом следовал рассказ о жизни святого, который завершался, естественно, его смертью, и заканчивалось житие славой, хвалой святому, о котором шла речь.

Первыми русскими житиями, то есть житиями канонизированных русских мучеников, стали «Жития Бориса и Глеба» (рис. 2).

Рис. 2. Святые Борис и Глеб ()

Это было очень важно и с политической точки зрения, потому что, если появляются свои святые, значит, русская церковь (ещё очень молодая) становится как бы вровень с церковью греческой, приобретает самостоятельное значение, повышается в своём значении.

На рубеже XIV и XV веков, когда жил и трудился святой Сергий, на Руси складывается очень непростая культурно-историческая и политическая ситуация. Уже забылись поражения, которые потерпели русские в начале XIII века от татар, и установилось некоторое затишье. Возобновляются контакты с южными славянами: с болгарами, греками, сербами. Возобновление этих культурных контактов способствует тому, что Русь выходит из международной изоляции. Она вновь оказывается в круге европейских стран, причастной к европейской культуре, ведь завоеватели практически отрезали Русь от её европейских соседей и обрекли её на изоляционизм. Теперь с этой изоляцией дело обстоит иначе: она не такая абсолютная, как это было ещё 150 лет назад. Это способствует развитию русской культуры, в том числе и книжной - появлению житий.

Литература жития святых называется агиографической. Рубеж XIV и XV веков становится временем подъёма русской агиографии. В европейской культуре эта эпоха называется эпохой Возрождения. Прежде всего, это возрождение интереса к человеческой личности, представлению о том, что именно человек - центр Вселенной, центр мироздания, высшая ценность (рис. 3).

Рис. 3. Человек эпохи Возрождения ()

Происходит возрождение к интересу естественной, повседневной, плотской жизни человека и усиление интереса к его внутренней эмоциональной жизни.

Те же самые процессы происходят и в русской культуре. Но на Руси они имеют определённую специфику. Дело в том, что развитие возрождения в Европе происходило с общей секуляризацией культуры, то есть её обмирщением, отделением от церкви. На Руси возникновение интереса к внутреннему миру человека, к жизни его души, к его эмоциональной сфере происходило внутри самой церковной культуры. Не было секуляризации культуры. Тем более что борьба с ордой, с монголо-татарскими завоевателями ещё и воспринималась как борьба за истинную веру с иноверцами, то есть это приобретало и национально-патриотический характер.

Расцвет житийной литературы, русской агиографии в эту эпоху связан с деятельностью одного из крупнейших средневековых русских писателей - Епифания Премудрого (рис. 4).

Рис. 4. Святой Епифаний Премудрый ()

Этот интерес к внутреннему миру человека, к жизни его души требовал и совершенно нового стиля. Одним из создателей этого стиля в древнерусской литературе становится Епифаний Премудрый. Этот стиль получил название «плетение словес» . Это необыкновенно украшенное, подобно древнерусскому узору, словесное искусство, которое и даёт представление об эмоциональных переживаниях человека, о жизни его души.

Не стоит думать, что плетение словес было стремлением к украшательству. Ничего подобного. Этим книжник, автор жития, пытался передать трудность самой задачи, которая перед ним возникала: как в слове передать жизнь и деяния святого. Не случайно Епифаний начинает свои жития с самоумаления. Здесь нет нарочитого смирения. Это действительно осознание трудностей перед возникшей задачей, малости и слабости своей. Это привлекало внимание читателя и служило прославлению святого.

Приёмы плетения словес были различны и свидетельствовали о высочайшем словесном мастерстве древнерусского писателя. Рассмотрите некоторые из них на примере «Жития Сергия Радонежского».

Приём тавтологии - приём повторов, нагромождения однотипных выражений, которые призваны показать, что очень трудно найти точное слово для передачи того, что хочет передать читателям автор жития.

Епифаний начинает так:

«Слава Богу за все и за все дела, ради которых всегда прославляется великое и трисвятое приснославимое имя! Слава Вышнему Богу, в Троице славимому, Который есть наше упование, свет и жизнь, в Которого мы веруем, в Которого мы крестились. Которым мы живем, движемся и существуем! Слава Показавшему нам жизнь мужа святого и старца духовного! Господь знает, как прославить славящих Его и благословить благословляющих Его, и всегда прославляет Своих угодников, славящих Его чистой, богоугодной и добродетельной жизнью».

В этом отрывке легко заметить такой приём, как тавтология.

Епифаний также использует приём синонимизации , то есть использования слов, близких по значению. Этот приём он использует с той же самой целью, с которой и приём тавтологии. Например, он пишет:

«Я не возношусь ни перед кем, но пишу для себя, про запас, на память и для пользы» .

Такой приём ещё называется приёмом амплификации - нагромождение сходных выражений, которые призваны усилить систему доказательств тех мыслей, о которых он нам рассказывает.

Среди таких приёмов плетения словес стоит упомянуть ещё и о риторических вопросах . Вот как пишет Епифаний:

«Как могу я, бедный, в нынешнее время по порядку описать все житие Сергия и рассказать о многих его подвигах и бессчетных трудах? С чего начну, чтобы по достоинству поведать слушателям обо всех его деяниях и подвигах? Что подобает вспомнить прежде всего? Какие слова нужны для похвалы ему? Откуда возьму искусство, необходимое для этого рассказа? Как поведаю такую трудно передаваемую повесть - не знаю, не будет ли это выше моих сил?»

Помимо этих риторических вопросов обращает на себя внимание то, что фразы начинаются одинаково. То есть здесь используется ещё и приём единоначатия , или анафора.

Все эти приёмы служат главной цели - показать, насколько велика личность святого, о котором идёт речь.

Сквозь эти узоры словесной ткани ярче, контрастнее выступает личность самого святого - человека, который прожил очень нелёгкую жизнь среди диких зверей при постоянной нехватке еды, человека сильного не только телом. Епифаний пишет, что он имел «силу против двух» . То есть он был физически очень сильным человеком, но прежде всего имел силу духа, что и позволило ему завоевать необыкновенный моральный авторитет (рис. 5). Об этом авторитете и пишет Епифаний Премудрый.

Рис. 5. Икона св. Сергия Радонежского ()

Как практически и все жития, житие Сергия строится по очень строгому плану, имеет очень строгую композицию:

  • вступление, фрагменты из которого вы читали выше;
  • рассказ о жизни святого;
  • прославление святого (хвала святому, которая происходит уже после его смерти).

«Житие Сергия Радонежского», написанное Епифанием Премудрым, не представляет собой последовательного, сюжетного рассказа. Оно состоит из отдельных, очень выразительных историй из жизни Сергия. В каждой истории личность Сергия поворачивается какой-то своей гранью, стороной, очень выразительной и запоминающейся. В итоге Епифанию удаётся создать образ человека, имевшего колоссальный духовный авторитет, способствующий поднятию в народе его национального самосознания.

Рассказ о чудесах начинается ещё с событий, произошедших до рождения Сергия, с того времени, когда он был в утробе матери. Епифаний рассказывает поразительную историю.

Житие имело строгий канон, и каждый святой непременно должен был быть рождён благочестивыми родителями, каковыми и были родители Сергия.

Однажды Мария (мать Сергия), будучи беременной будущим святым, приходит в церковь, и во время литургии (в совершенно определённых местах) младенец начал кричать так, что в первый раз все подумали, что кто-то принёс в храм новорождённого ребёнка. Осмотрели весь храм, но никого не нашли. Спросили у Марии, не принесла ли она за пазухой младенца, но она сказала, что у неё никакого младенца нет. Только потом стало понятно, что это в её утробе кричит будущий святой, который ещё до рождения слышит слова божественной литургии и откликается на них тогда, когда это нужно.

Рассказывает Епифаний и о чудесном постижении Сергием грамоты. Дело в том, что, в отличие от старших братьев, не давалось Сергию учение. И однажды он, ища по приказу отца ушедший скот, встретил под деревом какого-то благообразного старца, приносившего молитвы. Сергия тогда ещё звали Варфоломеем. Отрок Варфоломей обратился к этому старцу и предложил ему пройти вместе с ним в дом его родителей, где старец может найти приют. И видя такое отношение к себе со стороны отрока, старец спросил, чего ему больше всего хотелось бы? Сергий посетовал на то, что не даётся ему грамота. Тогда этот старец вынул небольшой хлебец - просфору - и предложил Сергию её съесть. Старец сказал, что теперь грамота будет доступна Сергию. Уже буквально на следующий день во время богослужения Сергий прекрасно читал богослужебную книгу и пел церковные песнопения. Грамота была им постигнута путём божественного откровения (рис. 6).

Рис. 6. Отрок Варфоломей и святой инок ()

Более всего рассказывает Епифаний о тех событиях, которые рисуют необыкновенную скромность, аскетизм Сергия, его неприхотливость. Например, приходящий в его монастырь богатый вельможа или какой-то крестьянин не могут поверить, что одетый в очень простую одежду человек, занимающийся самым простым физическим трудом, - прославленный святой. Но это было действительно так.

Рассказывает нам Епифаний о примерах ясновидения Сергия. Когда в нескольких верстах от монастыря проезжал Стефан Пермский (рис. 7) (он ехал в Москву), то он решил, что на обратном пути заглянет в монастырь, навестит своего друга Сергия. Стефан остановился, и Сергий, совершавший в это время литургию, почувствовал его присутствие за несколько вёрст и поклонился в ту сторону. И они как бы вместе совершали это богослужение. Присутствующие в храме не поняли, кому отдаёт поклон Сергий.

Рис. 7. Св. Стефан Пермский ()

Святой Сергий и его ученики прославились тем, что благодаря им были основаны на территории Руси известнейшие монастыри, такие как Голутвинский или Андроников монастырь. Все эти дела Сергия и позволили ему приобрести необыкновенный духовный авторитет в народе. Не случайно князь Дмитрий Иванович Донской, отправляясь на Куликовскую битву с Мамаем, просит благословление не у кого-нибудь, а у Сергия Радонежского (рис. 8).

Рис. 8. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского ()

Очень точно сказал о деятельности Сергия великий русский историк Василий Осипович Ключевский. Он сказал о том необходимом духовном труде, который в итоге привёл к национальному возрождению, к тому, что татаро-монгольское иго было сброшено.

В своих «Исторических портретах» Ключевский писал:

«Чтобы сбросить варварское иго, построить прочное, независимое государство, самому русскому обществу должно было укрепить свои нравственные силы, приниженные вековым порабощением и унынием. Этому делу - нравственному воспитанию народа - посвятил свою жизнь преподобный Сергий. 50 лет делал своё тихое дело преподобный Сергий. Целые полвека приходившие к нему люди вместе с водой из его источника черпали в его пустыне ободрение и утешение. Народ, привыкший дрожать при одном имени татарин, собрался, наконец, с духом, встал на поработителей. Как могло это случиться? Откуда взялись? Как воспитались люди, отважившиеся на такое дело, о котором боялись и подумать их деды? Чувство нравственной бодрости, духовной крепости вдохнул преподобный Сергий в русское общество. Примером своей жизни, высотой своего духа Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нём доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в своё будущее».

О самом Епифании Премудром - замечательном деятеле русской средневековой литературы - известно, к сожалению, очень немного, что неудивительно, поскольку самопрославление было не в характере средневековой культуры.

В основном мы черпаем сведения о Епифании из его же собственных произведений. Сведения эти очень отрывочны, несистемны, но тем не менее дают о нём представление.

Епифаний был иноком Троице-Сергиева монастыря (рис. 9), то есть того самого монастыря, который основал святой Сергий.

Рис. 9. Троице-Сергиев монастырь ()

Учился он в Ростовском монастыре, в знаменитом затворе, который славился своей громадной библиотекой. Это был необыкновенно образованный человек, судя по цитатам из священного писания (из Ветхого Завета, из Нового Завета, из Псалтыри), которые он приводит по памяти в своих сочинениях. Епифаний довольно много путешествовал. Он посетил святую гору Афон, побывал в Константинополе и Иерусалиме. Вот и все немногочисленны сведения, которыми мы располагаем о Епифании Премудром. Главным памятником ему, конечно, остались два жития: «Житие Стефана Пермского» и «Житие Сергия Радонежского».

В замечательном памятнике русской средневековой письменности - знаменитом «Сказании о Мамаевом побоище» - есть рассказ о том, как Дмитрий Иванович Донской (рис. 10) перед тем, как отправиться на сражение с Мамаем, поехал в Троице-Сергиев монастырь, чтобы получить благословение святого Сергия.

Рис. 10. Князь Дмитрий Донской ()

Естественно, что Дмитрия Ивановича снедало нетерпение, потому что он опасался за ход событий. А Сергий предлагает ему сначала совершить литургию, потом предлагает ему трапезу и всё время успокаивает князя. А потом произносит следующие слова:

«Поди, господин, на поганых половцев, призывая бога. И господь бог будет тебе помощником и заступником».

«Победишь, господин, супостатов своих, как и подобает тебе, государь» (рис. 11).

Рис. 11. Куликовская битва ()

Список литературы

1. Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. и др. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009.

2. Меркин Г.С. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях. - 9-е изд. - М.: 2013.

3. Критарова Ж.Н. Анализ произведений русской литературы. 8 класс. - 2-е изд., испр. - М.: 2014.

1. Интернет портал «Sochineny.ru» ()

3. Интернет портал «ВИРТУАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ» ()

Домашнее задание

1. Назовите отличительные особенности жанра житий святых в древнерусской литературе.

2. Какую роль сыграл Сергий Радонежский в культурной истории Руси?

3. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Духовный подвиг Сергия Радонежского».

Сергий Радонежский относится к святым вождям земли Русской, по словам историка В.О. Ключевского, имя его "блестит ярким созвездием в XIV веке, делая его зарей политического и нравственного возрождения русской земли. Сергий своею жизнью, самой возможностью такой жизни, дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем не все еще добро погасло и замерло... Он открыл им глаза на самих себя". "Примером своей жизни, высотой своего духа Преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее".

В.О. Ключевский говорит о преклонении перед личностью Сергия в течение пяти веков 1 и характеризует помыслы и чувства паломников, возвращающихся из Сергиевой Лавры во все концы Русской земли. "Еще при жизни Преподобного многое множество приходило к нему из различных стран и городов, в числе приходящих были и иноки, и князья, и вельможи, и простые люди, “на селе живущие”". К нему приходили со своими думами, чувствами, в трудные переломы народной жизни государственные деятели и простые люди в печальные или радостные минуты своей жизни. "И этот приток не изменялся в течение веков, несмотря на неоднократные и глубокие перемены в строе и настроении русского общества: старые понятия иссякали, новые пробивались или наплывали, а чувства и верования, которые влекли сюда людей со всех концов русской земли бьют до сих пор тем же свежим ключом, как били в XIV веке". Эти чувства представляют собой выражение нравственной жизни народа. С образом Сергия они срастаются; они — его питательная почва; в них его корни; оторвите его от них — оно завянет, как скошенная трава. "Творя память Преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великим строителем нашего нравственного порядка". Нравственное влияние его велико, в душу народа запали светлые и сильные впечатления, произведенные Сергием. Великий русский подвижник восхищал и удивлял иностранцев. Царьградский епископ, приехав в Москву, восклицал: "Како может в сих странах таков светильник явиться?"

Русские люди XIV века признали такое проявление духовного влияния Сергия чудесным творческим актом. Оно "пережило его земное бытие и перелилось в его имя, которое из исторического воспоминания сделалось вечно деятельным, нравственным двигателем и вошло в состав духовного богатства народа" 2 .

"Политическая крепость" прочна только тогда, когда держится на силе нравственной — это самый драгоценный вклад преподобного Сергия в живую душу народа, его нравственное самосознание. Это современно и в наши дни.

Нравственный подвиг и нравственные уроки Сергия Радонежского

"Житие Сергия Радонежского" было написано на рубеже XIV-XV веков талантливым писателем Епифанием Премудрым.

Епифаний стремился показать величие и красоту нравственного идеала человека, служащего прежде всего общему делу — делу укрепления Русского государства. Он родился в Ростове в первой половине XIV века, в 1379 году стал монахом одного из ростовских монастырей. Много путешествовал, побывал в Ерусалиме и на Афоне. Прекрасно знал греческий и другие языки. За свою начитанность и литературное умение Епифаний был прозван "Премудрым". Он отлично знал произведения современной ему и древней литературы, в составленные им жития обильно включены самые разнообразные сведения: географические названия, имена богословов, исторических лиц, ученых, писателей.

"Житие Сергия Радонежского" носит повествовательный характер, оно насыщено богатым фактическим материалом. Целый ряд эпизодов отличает своеобразный лирический оттенок (например, рассказ о детстве Сергия). В этом произведении Епифаний выступает мастером сюжетного повествования.

В "Житии" предстает идеальный герой древней литературы, "светоч", "божий сосуд", подвижник, человек, выражающий национальное самосознание русского народа. Произведение построено в соответствии со спецификой жанра жития. С одной стороны, Сергий Радонежский — это историческое лицо, создатель Троице-Сергиева монастыря, наделенный достоверными, реальными чертами, а с другой стороны, — это художественный образ, созданный традиционными художественными средствами житийного жанра.

Житие открывается авторским вступлением: Епифаний благодарит Бога, который даровал святого старца преподобного Сергия русской земле. Автор сожалеет, что никто не написал еще о старце "пречудном и предобром", и с Божьей помощью обращается к написанию "Жития". Называя жизнь Сергия "тихим, дивным и добродетельным" житием, сам он воодушевляется и одержим желанием писать, ссылаясь на слова Василия Великого: "Будь последователем праведных и их житие и деяния запечатлей в сердце своем" 3 .

Центральная часть "Жития" повествует о деяниях Сергия и о божественном предназначении ребенка, о чуде, произошедшем до рождения его: когда его мать пришла в церковь, он трижды прокричал в ее утробе. Мать же носила его "как сокровище, как драгоценный камень, как чудный бисер, как сосуд избранный".

Силой божественного промысла Сергию суждено стать служителем Святой Троицы. От божественного откровения он овладел грамотой, после смерти родителей отправился в места пустынные и вместе с братом Стефаном "начал лес валить, на плечах бревна носить, келью построили и заложили церковь небольшую". Уделом отшельника стал "труд пустынный", "жилье скорбное, суровое", полное лишений: ни яств, ни питья, ни прочих припасов. "Не было вокруг пустыни той ни сел, ни дворов, ни людей, ни проезжих дорог, не было там ни прохожего, ни посещающего, но со всех сторон все лес да пустыня" 4 .

Увидев это, огорчился Стефан и оставил пустыню и брата своего "пустыннолюбца и пустыннослужителя". В 23 года Варфоломей (так называли его в миру), приняв иноческий образ, был наречен в память о святых мучениках Сергии и Вакхе — Сергием.

Далее автор повествует о его делах и подвижническом труде и задает вопрос: кто может рассказать о трудах его, о подвигах его, что претерпел он один в пустыне? Невозможно рассказать, какого труда духовного, каких забот стоило ему начало всего, когда жил он столько лет в лесу пустынником, несмотря на козни демонов, угрозы зверей, "ибо много тогда было зверей в пустынном лесу том".

Он учил пришедших к нему монахов, желающих жить рядом с ним: "если служить Богу пришли, приготовьтесь терпеть скорби, беды, печали, всякую нужду и недостатки и бескорыстие и бдение" 5 .

Епифаний пишет, что многие трудности претерпел преподобный, великие подвиги постнического жития творил; добродетелями его были: бдение, сухоядение, на земле возлежание, чистота душевная и телесная, труд, бедность одежды. Даже став игуменом, он не изменил своим правилам: "если кто хочет быть старейшим, да будет всех меньше и всем слуга!"

Он мог пребывать по три-четыре дня без пищи и есть гнилой хлеб. Чтобы заработать еду, брал в руки топор и плотничал, тесал доски с утра до вечера, изготовлял столбы.

Непритязателен был Сергий и в одежде. Одежды новой никогда не надевал, "то, что из волос и шерсти овечьей спрядено и соткано, носил". И кто не видел и не знал его, тот не подумал бы, что это игумен Сергий, а принял бы его за одного из чернецов, нищего и убогого, за работника, всякую работу делающего. Так воспринял его и пришедший в монастырь поселянин, не поверив, что перед ним сам игумен, настолько он был прост и невзрачен на вид. В сознании простолюдина преподобный Сергий был пророком, а на нем ни одежды красивой, ни отроков, ни слуг поспешных вокруг, ни рабов, служащих ему и честь воздающих. Все рваное, все нищее, все сирое. "Я думаю, что это не тот", — воскликнул крестьянин. Сергий же проявил чистоту душевную, любовь к ближнему: "О ком печалишься и кого ищешь, сейчас Бог даст тебе того".

Великий князь Дмитрий Донской кланяется Сергию до земли, принимая благословение преподобного на битву с Мамаевой ордой. Сергий произносит: "Подобает тебе, господин, заботиться о врученном от Бога христоименитом стаде. Иди против безбожных, и, так как Бог помогать тебе будет, победишь и в здравии в свое отечество с великими похвалами возвратишься".

И когда заколебался князь Дмитрий перед боем, увидев великое войско Мамаево, от святого пришел скороход с посланием: "“Без всякого сомнения, господин, с дерзновением иди против свирепства их, не ужасайся, всяко тебе поможет Бог”. И тотчас князь великий Дмитрий и все воинство его от этого большую храбрость восприняло и выступило против поганых. И сразились, и многие тела пали, и Бог помог великому победоносному Дмитрию, и побеждены были поганые татары..." 5 .

Скромность, душевная чистота, бескорыстие — нравственные черты, присущие преподобному Сергию. Он отказался от архиерейского чина, считая себя недостойным: "Кто я такой — грешный и худший из всех человек?" И был непреклонен.

Автор подчеркивает "светлость и святость", величие Сергия, описывая его кончину. "Хоть и не хотел святой при жизни славы, но крепкая сила Божия его прославила, перед ним летали ангелы, когда он преставился, провожая его к небесам, двери открывая ему райские и в желанное блаженство вводя, в покои праведные, где свет ангельский и Всесвятской Троицы озарение принял, как подобает постнику. Таково было течение жизни святого, таково дарование, таково чудотворение — и не только при жизни, но и при смерти..." 6 .

Так Сергий Радонежский "просиял" добродетелями жития и мудростью. Такие люди, как Сергий, из исторических лиц превращаются в сознании поколений в идеал, они становятся вечными спутниками, и "целые века благоговейно твердят их дорогие имена не столько для того, чтобы благодарно почитать их память, сколько для того, чтобы самим не забыть правила, ими завещанного. Таково имя Преподобного Сергия: это не только назидательная, отрадная страница нашей истории, но и светлая черта нашего нравственного народного содержания" 7 .

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Прочитайте статью В.О. Ключевского "Год Сергия" и постарайтесь осмыслить: почему Сергий является "светочем", гордостью народа русского, и почему выражает его чувства и верования? Как с образом Сергия связаны нравственные чувства народа?
  2. Каковы истоки нравственности Сергия? Вспомните очерк Б. Зайцева о Сергии Радонежском.
  3. Чем восхищает и удивляет личность Сергия?
  4. Прочитайте житие, написанное Епифанием Премудрым. Что вам известно об авторе?
  5. Как построено произведение, учтена ли в нем каноническая традиция житийной литературы?
  6. Почему Епифаний Премудрый в своем произведении обращается к описанию жизни Сергия Радонежского?
  7. Какие чувства автора выражены в житии?
  8. Перескажите текст, повествующий о жизни Сергия (от рождения до кончины святого).
  9. Что говорится о родителях Сергия?
  10. Какое чудо случилось до рождения преподобного во время церковной службы и как это свидетельствует об особом предназначении Сергия?
  11. Расскажите об учении Сергия. О каком эпизоде, повлиявшем на успешное овладение преподобным грамотой, рассказывает автор?
  12. Какую жизнь вел Сергий в юности?
  13. Как сложилась жизнь преподобного после смерти его родителей?
  14. Расскажите о жизни и трудах Сергия в пустыне.
  15. Перечислите добродетели святого.
  16. В каких условиях Сергий и братия строили Сергиевский монастырь?
  17. Расскажите о подвижническом труде Сергия, оцените его нравственные качества.
  18. Как проявляется святость Сергия: внешний вид, одежда, занятия, труд, отношения с братией?
  19. Как в разных ситуациях, описанных Епифанием, раскрывается духовное богатство Сергия, его нравственные качества (авторитетность и роль в решении народных судеб: встреча с простолюдином и князем Дмитрием Донским перед Мамаевым побоищем, отказ от архиерейства и др.)?
  20. Что пишет автор о кончине Сергия, о его значении для развития самосознания народа?
  21. Какие чудеса происходят после смерти Сергия?
  22. Почему, по словам В.О. Ключевского, такие люди, как Сергий, превращаются в сознании поколений в идеал?

Первый автор произведения «Житие Сергия Радонежского», краткое изложение которого представлено здесь, - Епифаний Премудрый. Он взялся за эту работу на следующий год после смерти преподобного, то есть в 1393-м по новому стилю. К сожалению, смерть Епифания помешала ему закончить работу над житием, и до нас не дошёл официальный подлинник, подписанный рукой Епифания, дошли лишь списки. Неподготовленному современному читателю трудно воспринимать текст, написанный в XIV веке, поэтому сегодня чаще всего читают не его, а современную переработку, автором которой является - «Житие Сергия Радонежского».

Особенности жития

Когда начинаешь читать житие какого-либо святого, надо иметь представление об особенностях жанра и понимать, что это не сто процентов достоверный рассказ, но и не абсолютная выдумка. По ходу изложения произведения «Житие Сергия Радонежского», краткое содержание которого последует далее, я буду отмечать некоторые особенности жития как жанра.

Детство и юность

Родился будущий подвижник в семье княжеского служащего Кирилла и его жены - Марии, ребёнку в миру дали имя Варфоломей. Как пишет Епифаний, маленький Варфоломей с самого младенчества проявлял строгое благочестие. (Кстати, это канонический для житий момент - подчёркивание того, что будущий святой отличался от других поведением ещё в детстве.) Варфоломею тяжело давалось учение, даже несмотря на усердие его, но один раз он встретил в лесу старца, отвёл его к себе домой, где они вместе помолились. Старец дал Варфоломею просфору и раскрытый на одном из самых сложных моментов Псалтырь. Съев просвирку, юноша начал читать вслух без запинок, хотя раньше этого делать не мог. После смерти родителей Варфоломей отправляется на уединённую жизнь вместе с братом Стефаном. Приглашённый игумен Митрофан постригает его в монашество с именем Сергий.

Молодой подвижник

«Житие Сергия Радонежского», краткое содержание которого не даёт возможность как следует описать подвижническую жизнь преподобного Сергия, сообщает о том, что примерно в 20 лет он удалился в пустынные места, где трудился, молился, изнемогал себя подвигами и постился долгое время. Бесы и сам дьявол пытались соблазнить и устрашить святого, но он не поддался. (Кстати, упоминания о сатанинских кознях и искушениях в житии практически обязательны.) К Сергию стали приходить звери, в том числе достопамятный медведь.

Обитель вокруг келейки Сергия

Прослышав о чудесном подвижнике, люди приходили к нему со своими горестями и заботами, ища утешения. Постепенно вокруг уединённой кельи в лесу стала собираться обитель. Сергий отказывался принимать сан игумена, но настоял на очень строгом уставе монастыря. Однажды в монастыре закончился хлеб. Взять продуктов было неоткуда, монахи стал роптать и голодать. Сергий же всё молился и наставлял сподвижников о терпении. Внезапно к ним в обитель приехали неизвестные купцы, выгрузили очень много еды и скрылись в неизвестном направлении. Вскоре по молитве Сергия около монастыря забил источник чистой, исцеляющей больных воды.

Чудотворец

Сохранилось много рассказов о чудесах преп. Сергия. Прочитать о них можно в подлиннике, в нашем же варианте - «Житие Сергия Радонежского: краткое содержание» - следует сказать, что добрые дела свои святой всегда скрывал и очень расстраивался, проявляя истинное христианское смирение, когда его пытались вознаградить или отблагодарить. Тем не менее слава святого росла всё больше и больше. Общеизвестно, что именно преподобный Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Святой почти всё своё время посвящал тяжкому труду и молитве, остальное проводил в душеспасительных беседах со всеми желающими.

Праведная кончина

Смиренный святой подвижник за шесть месяцев знал о своей кончине (что тоже является каноническим элементом жития). Он скончался в 1393 году, в конце сентября, и был погребён в правом притворе церкви обители. За много веков существования и процветания по молитвам своего обитель превратилась в один из самых больших и значительных лавр мира - Свято-Троицкую

Вы ознакомились со статьей «Житие Сергия Радонежского: краткое содержание», но, без сомнения, произведение Епифания стоит того, чтобы его прочитали целиком.

История создания .

«Житие Сергия Радонежского» (так кратко именуется это произведение) представляет собой ярчайший образец древнерусской литературы. Преподобный Сергий - самый почитаемый и самый любимый русский святой. Не случайно известный историк прошлого В.О. Ключевский сказал, что Россия будет стоять до тех пор, пока теплится лампада у раки преподобного Сергия. Епифаний Премудрый, известный книжник начала XV века, инок Троице-Сергиевой Лавры и ученик Преподобного Сергия, написал самое первое Житие Сергия Радонежского через 26 лет после его смерти - в 1417-1418 годах. Для этого труда Епифаний в течение двадцати лет собирал документальные данные, воспоминания очевидцев и свои собственные записи. Великолепный знаток святоотеческой литературы, византийской и русской агиографии, блестящий стилист, Епифаний ориентировался в своем сочинении на тексты южнославянских и древнерусских Житий, мастерски применив изысканный, насыщенный сравнениями и эпитетами стиль, получиший название «плетение словес». Житие в редакции Епифания Премудрого кончалось преставлением Преподобного Сергия. В самостоятельном виде эта древнейшая редакция Жития не дошла до нашего времени, а ее первоначальный облик ученые реконструировали по позднейшим сводам. Помимо Жития, Епифаний создал также Похвальное слово Сергию.

Первоначальный текст Жития сохранился в переработке Пахомия Логофета (Серба), афонского монаха, жившего в Троице-Сергиевом монастыре с 1440 по 1459 год и создавшего новую редакцию Жития вскоре после канонизации Преподобного Сергия, состоявшейся в 1452 году. Пахомий изменил стилистику, дополнил текст Епифания рассказом об обретении мощей Преподобного, а также рядом посмертных чудес. Пахомий неоднократно исправлял Житие Преподобного Сергия: по мнению исследователей, существует от двух до семи Пахомиевых редакций Жития.

В середине XVII века на основе переработанного Пахоми-ем текста Жития (так называемой Пространной редакции) Симон Азарьин создал новую редакцию. Житие Сергия Радонежского в редакции Симона Азарьина вместе с Житием Игумена Никона, Похвальным словом Сергию и службами обоим святым было напечатано в Москве в 1646 году. В 1653 году по поручению Царя Алексея Михайловича Симон Азарьин доработал и дополнил Житие: он вернулся к неопубликованной части своей книги, добавил в нее ряд новых рассказов о чудесах Преподобного Сергия и снабдил эту вторую часть обширным предисловием, однако эти дополнения не были тогда изданы.

Жанр

На Руси была популярна житийная литература, или агиографическая (от греч. hagios - святой, grapho - пишу) литература. Жанр жития возник в Византии. В древнерусской литературе он появился как жанр заимствованный, переводной. На основе переводной литературы в XI в. на Руси возникает и оригинальная житийная литература. Слово «житие» в церков-но-славянском языке означает «жизнь». Житиями назывались произведения, рассказывающие о жизни святых - государственных и религиозных деятелей, чья жизнь и деяния были расценены как образцовые. Жития имели, прежде всего, религиозно-назидательный смысл. Входящие в них истории - предмет для подражания. Порой факты из жизни изображаемого персонажа искажались. Связано это было с тем, что житийная литература ставила своей целью не достоверное изложение событий, а поучение. В житиях было четкое разграничение персонажей на положительных и отрицательных героев.

Житие повествует о жизни человека, который достиг христианского идеала - святости. Житие свидетельствует о том, что каждый может прожить правильной христианской жизнью. Поэтому героями жития могли быть люди разного происхождения: от князей до крестьян.

Житие пишут после смерти человека, после признания его церковью святым. Первое русское житие Антония Печерского (одного из основателей Киево-Печерской лавры) до нас не дошло. Следующим было создано «Сказание о Борисе и Глебе» (середина XI в.). Житие, повествующее о Сергее Радонежском, явилось настоящим украшением житийного жанра. С древности до нашего времени дошли традиции жития. Из всех древних жанров житие оказался наиболее устойчивым. В наше время канонизированы, то есть признаны святыми, Андрей Рублев, Амвросий Оптинский, Ксения Петербургская, написаны их жития.

Тема

«Житие...» - это повесть о выборе человеческого пути. Значение слова многозначно. Два его значения противостоят друг другу: это путь географический и путь духовный. Объединительная политика Москвы проводилась суровыми мерами. Правда, страдали от неё в первую очередь феодальные верхи тех княжеств, которые Москва подчиняла себе, страдали главным образом за то, что не хотели этого подчинения, боролись против него за сохранение старых феодальных порядков. Епифаний нарисовал правдивую картину русской жизни первой половины XV в., когда память о ней ещё свежа была у современников Епифания, но это отнюдь не выражение «анти-московских» отношений автора. Епифаний показывает, что Сергий, несмотря на то, что родители его.покинули родной город из-за притеснений московского наместника, в дальнейшем делается самым энергичным проводником именно московской объединительной политики. Он решительно поддержал Дмитрия Донского в его борьбе с суздальским князем Дмитрием Константиновичем за великое Владимирское княжение, полностью одобрял Дмитрия в решении начать борьбу с Мамаем, примирил Дмитрия Донского с Олегом Рязанским, когда это стало нужно для Москвы. Признавая Сергия Божьим угодником, Епифаний тем самым освещал в глазах средневековых читателей прежде всего политическую деятельность Сергия. Поэтому враги Сергия упорно и долго мешали Епи-фанию написать житие его учителя, являвшееся предпосылкой к канонизации Сергия.

Идея

Преподобный Сергий поддерживал объединительные усилия Москвы для возвеличивания и укрепления Русского государства. Сергий Радонежский был одним из вдохновителей Руси на Куликовскую битву. Особое значение имела поддержка и благословение его Дмитрию Донскому накануне сражения. Именно это обстоятельство и придало имени Сергия звучание национального единства и согласия. Епифаний Премудрый показал передовые политические взгляды преподобного Сергия, возвеличил деяния старца.

Канонизация в Русской Православной Церкви совершалась при наличии трех условий: святая жизнь, чудеса как прижизненные, так и посмертные, обретение мощей. Сергий Радонежский начал широко почитаться за свою святость еще при жизни. Канонизация преподобного состоялась через тридцать лет после его смерти, в июле 1422 года, когда были обретены мощи. Поводом к открытию мощей преподобного послужило следующее обстоятельство: к одному из монахов Троицкой обители во сне явился Сергий Радонежский и сказал: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе?»

Основные герои

Сергий Радонежский является одним из самых популярных героев средневековой русской литературы. «Житие...» подробно рассказывает о его жизни и деяниях. Князья московские и удельные посещали Сергия в его обители, и сам он выходил к ним из ее стен, бывал в Москве, крестил сыновей Дмитрия Донского. Сергий с подачи митрополита Алексия взвалил на себя тяжелый груз политической дипломатии: он неоднократно встречался с русскими князьями, чтобы склонить их к союзу с Дмитрием. Перед Куликовской битвой Сергий дал Дмитрию благословение и двух иноков - Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю). В «Житии» предстает идеальный герой древней литературы, «светоч», «божий сосуд», подвижник, человек, выражающий национальное самосознание русского народа. Произведение построено в соответствии со спецификой жанра жития. С одной стороны, Сергий Радонежский - это историческое лицо, создатель Троице-Сергиева монастыря, наделенный достоверными, реальными чертами, а с другой стороны, - это художественный образ, созданный традиционными художественными средствами житийного жанра. Скромность, душевная чистота, бескорыстие - нравственные черты, присущие преподобному Сергию. Он отказался от архиерейского чина, считая себя недостойным: «Кто я такой - грешный и худший из всех человек?» И был непреклонен. Епифаний пишет, что многие трудности претерпел преподобный, великие подвиги постнического жития творил; добродетелями его были: бдение, сухоядение, на земле возлежание, чистота душевная и телесная, труд, бедность одежды. Даже став игуменом, он не изменил своим правилам: «Если кто хочет быть старейшим, да будет всех меньше и всем слуга!» Он мог пребывать по три-четыре дня без пищи и есть гнилой хлеб. Чтобы заработать еду, брал в руки топор и плотничал, тесал доски с утра до вечера, изготовлял столбы. Непритязателен был Сергий и в одежде. Одежды новой никогда не надевал, «то, что из волос и шерсти овечьей спрядено и соткано, носил». И кто не видел и не знал его, тот не подумал бы, что это игумен Сергий, а принял бы его за одного из чернецов, нищего и убогого, за работника, всякую работу делающего.

Автор подчеркивает «светлость и святость», величие Сергия, описывая его кончину. «Хоть и не хотел святой при жизни славы, но крепкая сила Божия его прославила, перед ним летали ангелы, когда он преставился, провожая его к небесам, двери открывая ему райские и в желанное блаженство вводя, в покои праведные, где свет ангельский и Всесвятской Троицы озарение принял, как подобает постнику. Таково было течение жизни святого, таково дарование, таково чудотворение - и не только при жизни, но и при смерти...».

Сюжет и композиция

Композиционное построение житийной литературы было строго регламентировано. Обычно повествование начиналось вступлением, в котором объяснялись причины, побудившие автора приступить к повествованию. Затем следовала основная часть - собственно сам рассказ о жизни святого, его смерти и посмертных чудесах. Завершалось житие похвалой святому. Композиция жития, повествующего о Сергии Радонежском, соответствует принятым канонам. Житие открывается авторским вступлением: Епифаний благодарит Бога, который даровал святого старца преподобного Сергия русской земле. Автор сожалеет, что никто не написал еще о старце «пречудном и предобром», и с Божьей помощью обращается к написанию «Жития». Называя жизнь Сергия «тихим, дивным и добродетельным» житием, сам он воодушевляется и одержим желанием писать, ссылаясь на слова Василия Великого: «Будь последователем праведных и их житие и деяния запечатлей в сердце своем».

Центральная часть «Жития» повествует о деяниях Сергия и о божественном предназначении ребенка, о чуде, произошедшем до рождения его: когда его мать пришла в церковь, он трижды прокричал в ее утробе. Мать же носила его «как сокровище, как драгоценный камень, как чудный бисер, как сосуд избранный».

Сергий родился в окрестностях Ростова Великого в семье знатного, но бедного боярина. В семилетием возрасте Варфоломея (так его звали до пострижения в монахи) отдали в школу, которая была в попечении епископа Ростовского Прохора. По легенде, сначала мальчику грамота давалась трудно, но вскоре он увлекся учебой и показал отличные способности. Родители с семьей вскоре переселились в Радонеж. В конце своей жизни Кирилл и Мария постриглись в монашество в Покровском монастыре в Хотьково. После их смерти второй сын Варфоломей решил тоже начать иноческую жизнь. Вместе со старшим братом Стефаном, который уже принял монашеский постриг в связи со смертью жены, Варфоломей ушел на речку Кончуру, протекавшую в 15 км севернее Радонежа. Здесь братья построили церковь во имя святой Троицы. Вскоре, не справившись с трудностями жизни в пустыне, Стефан ушел в Москву. Варфоломей, оставшись один, начал готовиться в монахи. 7 октября 1342 года он был пострижен в монахи, получив имя Сергия. А так как Троицкий монастырь был основан на территории Радонежской волости, за преподобным Сергием закрепилось прозвище «Радонежский». Кроме Троице-Сергиевой, Сергий основал еще Благовещенскую обитель на Киржаче, Борисоглебский монастырь близ Ростова и другие обители, а его ученики учредили около 40 монастырей.

Художественное своеобразие

В произведениях агиографического жанра предполагается описание как внешних событий, так и событий внутренней духовной жизни святого. Епифаний не только использовал всё богатство книжной средневековой русской культуры, созданное до него, но и развил далее, создал новые приёмы литературно-художественного изображения, раскрыл неисчерпаемую сокровищницу русского языка, получившего под пером Епифания особый блеск и выразительность. Поэтическая речь его при всём своём разнообразии нигде не обнаруживает произвольной игры словами, но всегда подчинена идейному замыслу писателя.

Непосредственный лиризм и теплота чувства, психологическая наблюдательность, умение подмечать и запечатлевать окружающий человека пейзаж, неожиданные для литературы подобного рода образно-выразительные средства - все это характеризует художественную манеру письма Епифания Премудрого. В «Житии Сергия Радонежского» чувствуется большая художественная зрелость писателя, выражающаяся в сдержанности и выразительности описаний.

Литературная деятельность Епифания Премудрого способствовала утверждению в литературе стиля «плетения словес». Этот стиль обогащал литературный язык, содействовал дальнейшему развитию литературы.

Д.С. Лихачев отмечал в «Житии...» «особую музыкальность». Длинные перечисления применяются там особенно, где требуется подчеркнуть многочисленные добродетели Сергия, многочисленные его подвиги или трудности, с которыми он борется в пустыне. Чтобы подчеркнуть перечисление, сделать его заметным для читающего и слушающего, автор часто пользуется единоначатиями. И опять-таки эти единоначатия имеют не столько формально риторическое значение, сколько смысловое. Повторяющееся в начале каждого предложения слово подчеркивает основную мысль. Когда это единоначатие употреблено слишком большое число раз и может утомить читателя, оно заменяется синонимическим выражением. Значит, важно не само слово, а повторение мысли. Так, например, указывая на причину написания Жития Сергия и устраняя возможную мысль о том, что он принял на себя непосильную задачу, автор пишет: «...да не забвено будет житие святого тихое и кроткое и не злобивое, да не забвено будет житие его честное и непорочное и безмятежное, да не забвено будет житие его добродетелное и чюдное и преизящное, да не забвены будут многыя его добродетели и великаа исправлениа, да не забвены будуть благыа обычаа и добронравныя образы, да не будут бес памяти сладкаа его словеса и любезныа глаголы, да не останет бес памяти таковое удивление, иже на немъ удиви богь...» Наиболее часто в стиле «плетения слов» участвует удвоение понятия: повторение слова, повторение корня слова, соединение двух синонимов, противопоставление двух понятий и т.д. Принцип двойственности имеет миро-воззренческое значение в стиле «плетения словес». Весь мир как бы двоится между добром и злом, небесным и земным, материальным и нематериальным, телесным и духовным. Поэтому бинар-ность играет роль не простого формально-стилистического приема - повтора, а противопоставления двух начал в мире. В сложных, многословесных бинарных сочетаниях нередко используются одинаковые слова и целые выражения. Общность слов усиливает сопоставление или противопоставление, делает его в смысловом отношении более ясным. Даже в тех случаях, когда перечисление захватывает целый ряд компонентов, оно часто делится на пары: «...житие скръбно, житие жестко, отвсюду теснота, отвсюду недостаткы, ни имущим ни откуду ни ястиа, ни питиа».

Значение произведения

«Сергий явился, как свет светильник, и своим с покойным светом озарил всю историю Русской земли - на много веков вперед. Сергий принес на Русь возрождение духа. Того духа, который вскоре поднял и отстроил огромную православную державу. Сперва вокруг него отстроились двенадцать келий (апостольское число!). Пройдет еще несколько десятков лет, и вокруг него, затаив дыхание, будет стоять вся Россия», - читаем в книге Д. Орехова. Поддерживая политику централизации, которую проводили московские князья, Сергий Радонежский оказался в центре общественно-политической жизни Руси второй половины XIV в., был сподвижником московского великого князя Дмитрия Донского в его подготовке к Куликовской битве 1380 г.

Сергий, а вслед за ним и его ученики несли веру в неосвоенные земли, строили лесные монастыри. Епифаний Премудрый, создатель храмов Никон, переводчик греческих книг Афанасий Высоцкий, иконописец Андрей Рублев - все они явились последователями духовного пути Сергия Радонежского.

С именем Сергия Радонежского непосредственно связана Свято-Троицкая Сергиева Лавра - уникальный памятник архитектуры XVI-XVII веков. На ее территории находится несколько храмов, в том числе Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, Михеевский храм, Храм во имя Преподобного Сергия Радонежского. Тысячи паломников посещают Лавру, чтобы прикоснуться к святыням русского народа, обрести душевный покой. А самый главный и самый древний памятник Троице-Сергиевой лавры - Троицкий собор. Ему более пятисот лет. В этом соборе находится гробница Сергия Радонежского.

Русские цари считали за великую честь крестить своих детей в Троицком соборе. Перед военными походами молились Сергию и просили у него помощи. До сих пор огромный поток людей приходит в собор, тем самым выражая глубокое уважение, почтение русскому святому Сергию Радонежскому.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то