Если кто-то вас беспричинно обидел или унизил, оставьте его на суд аллаха. Обида как болезнь и пути ее лечения Понимание этого хадиса и того, к чему он направляет

Умышленное искажение истины, чтобы ввести в заблуждение других, противоречит понятию честности, которая предполагает искренность, прямоту, справедливость, и исключает любые уловки, хитрость, мошенничество, обман…

И Коран , и Сунна много говорят о запрещенности лжи по отношению к мусульманам и немусульманам.

Путь ислама ведет к правдивости .

Ступив на него, человек должен полностью отказаться от любой формы лжи.

Пророк ислама сказал:

«Кто пойдет с оружием против нас, тот не из нас. И кто нас обманывает, тот не из нас» (Сахих Муслим).

Еще один хадис рассказывает, как однажды, проходя по рынку, пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и да приветствует) остановился перед торговцем продуктов.

Сверху все продукты выглядели хорошо, но когда пророк добрался до тех, что были внизу, то обнаружил, что продукты влажные.

Он спросил:

«О хозяин еды, что это?»

Торговец ответил:

«Она промокла под дождем, о посланник Аллаха».

Тогда пророк сказал:

«Почему же ты не положил ее сверху, чтобы остальные могли видеть, что она влажная. Ведь тот, кто обманывает – не из нас» (Сахих Муслим).

Мусульманское общество строится на чистоте чувств, любви, искренности к каждому мусульманину и выполнении обещаний.

Члены мусульманского общества должны отличаться благочестием, правдивостью и верностью.

Обман и мошенничество – качества, чуждые исламскому обществу , идущие вразрез с личностью благородного мусульманина.

Среди мусульман не должно быть места мошенникам, предателям и обманщикам.

Обман и мошенничество считаются гнусными грехами, позором для человека в обоих мирах.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и да приветствует) не просто исключил обманщика из ряда мусульман, он также заявил, что в Судный День каждый предатель воскреснет со знаменем своего предательства. Его имя станут выкрикивать и привлекать к нему внимание остальных.

Как говорится в хадисе:

«На каждом предателе будет ярлык предательства в Судный день. О нем станут говорить: «Это предатель того-то и того-то» (Сахих Аль-Бухари).

Позор предателей ­– мужчин и женщин – будет огромен. Те, кто считал, что их предательство будет забыто, узнают, как сильно они заблуждались, когда их позор представят всему миру, а знамя предателя станут нести их собственные руки!

Состояние предателей усугубится, когда они встретятся с Пророком Милосердия (да благословит его Аллах и да приветствует) , защитника грешников в страшный День Суда.

Их преступление настолько гнусно и велико, что лишит их божественной милости и пророческого заступничества.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и да приветствует) говорил:

«Господь сказал: Есть три человека, которых я отвергну в День Суда: человека, который пообещал и не сдержал своего слова, человека, который заработал денег, продав свободного в рабство, и человека, который нанял кого-то, извлек выгоду из его труда и не заплатил ему по достоинству» (Сахих Аль-Бухари).

Ложь стала обычным делом в нашем обществе : на экзаменах, в ведении дел и даже в супружеских отношениях люди не стесняясь прибегают ко лжи.

Сейчас на отечественные продукты клеят ярлыки, чтобы выдать их за импортные, кто-то дает ложный совет, чтобы сбить с толку того, кто обратился за помощью, кто-то подделывает результаты голосования и обманывает целый народ.

Супружеская измена стала обычным делом .

Мусульманин должен быть превыше всякого обмана и всячески остерегаться лицемерия ибо:

«Есть четыре признака лицемера. Кто обладает всеми, тот истинный лицемер, кто обладает хотя бы одним, тот имеет качество лицемера. Эти признаки: когда человеку доверяют, он предает. Когда он говорит, то лжет. Когда он обещает, то не держит слова. Когда он спорит, то прибегает к клевете» (Сахих Аль-Бухари, Сахих Муслим).

Поэтому истинный мусульманин избегает обмана, мошенничества, предательства, лжи, какую бы пользу или выгоду она ни принесла. Потому что ислам считает лицемерами сторонников обмана.

В Исламе, который основан на справедливости, лжесвидетельство является большим грехом, так как оно способствует наказанию невиновного и безнаказанности виновного.

В Коране сказано (смысл):

«Те, которые не лжесвидетельствуют» (сура «Фуркан», аят 72).

В другом аяте Корана сказано (смысл):

«Избегайте лжесвидетельства» (сура «Хадж», аят 30).

В хадисе сказано:

«В Судный День лжесвидетель не сдвинется с места, не иначе как ему определят место в аду».

Лжесвидетельство является частью большой лжи, про которую Аллах в Коране говорит (смысл):

«Не направит Аллах лжеца по истинному пути» (сура «Гафир», аят 28).

Однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Рассказать ли вам про наибольшие из больших грехов? Это ширк Аллаху, непослушание родителям и лжесвидетельство».

Последнее слово он повторил несколько раз.

Если по чьему-то лжесвидетельству другой получает не полагающееся ему имущество (харам), то лжесвидетель совершает два насилия (зулма): одно – против истинного владельца, другое – против того, кому оно досталось, и за это он удостоится ада.

В хадисе сказано:

«Тот, кто из имущества другого получил неположенную себе долю, получит вместе с ней и долю огня из ада».

Таким же большим грехом является сокрытие свидетельства. Аллах говорит в Коране (смысл):

«Не скрывайте свидетельства. Кто скроет – тому грех» (сура «Аль-Бакара», аят 283).

В хадисе сказано:

«Если кто скроет свидетельство, это равно лжесвидетельству».

Таких аятов и хадисов можно привести очень много, но и упомянутых достаточно, чтобы понять, каким грехом являются лжесвидетельство и сокрытие свидетельства.

Кроме того, совершивший грех несёт ответственность за все последствия лжесвидетельства и сокрытия свидетельства.

Да убережёт нас Аллах от грехов и несчастий! Амин.


на основе материалов islamdag.ru и oneislam.ru

Коран повествует о милостивом и сочувственном (сострадательном) отношении Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) к живым существам и к людям в частности. В Коране говорится: "из вас самих пришел посланник к вам, его тревожит то, что вы грешите. Он ревнует о вас, а к верным - милосерд и добр!"

В айате употреблены такие понятия как очень сострадательный и милостивый. Эти понятия, оба одновременно, не были использованы Всевышним Аллахом в отношении ни одного из предыдущих посланников.

В человеческих отношениях самой важнейшей чертой симпатии является мягкость. И Пророк в силу этого своего качества был принят людьми. Он нашел свое место в их душах. В принципе, в человеческих отношениях привлекательным для людей является не величие и ум, а сама личность, присущий ей характер и коммуникативность. Всевышний Аллах говорит так: "В силу милости Аллаха к тебе, ты действовал мягко по отношению к людям. Если бы ты был человеком с твердым (черствым) сердцем, резким и безжалостным, люди покинули бы тебя" .

Важнейшей особенностью человеческих отношений является осознание того, что стоящее против тебя лицо тоже является человеком. Не понимать этого, жить и мыслить по принципу восприятия себя как "центра всего" или превращать свое "Я" в такой центр, считать окружающий за "ничто" - это является одной из самых больших проблем и трудностей, а заодно и слабостей, человеческих отношений. Ученые, изучающие эти отношения, говорят о важном принципе в их сфере. Речь идет о том, что человек должен поставить себя на место другого человека (в системе отношений) и оценить проблему еще и с его точки зрения и его глазами (принцип эмпатии).

Период Пророка Мухаммада принято характеризовать как "период (век) счастья" . В силу характера и особенностей личности Пророка люди испытывали к нему глубокое расположение. Они окружали его, получая ответы на вопросы, запавшие в их души. Он не использовал свое положение для извлечения личных выгод. Люди отметили про себя, что он был первым при решении проблем и последним при разделении благ. Рассказывают такую историю. Однажды в Медине по неизвестной причине поднялся грохот. Все были в растерянности. Посланник Аллаха сел на лошадь Абу Талхи (да будет доволен им Аллах) по кличке Мендуб и поскакал в сторону шума. Вскоре он вернулся и успокоил всех, сказав, что ничего страшного (бóязного) нет" . .

Есть еще и такой случай. Он имел место при подготовке к битве, которая вошла в историю под названием "аль-Хандак". Людей, копавших ров, Джабир б. Абдуллах (да будет доволен им Аллах) пригласил к столу. Так как людей было много, то в их обслуживании принял участие и сам Пророк лично. Он сел за стол последним" . . . Эта его простосердечность, открытость людям, скромность, постоянное стремление помочь им, высокое благородство, способность идти на риск - все эти качества поражали и восхищали людей. Они непроизвольно привлекали их на его сторону.

Подобное отношение Посланника к людям, начиная с членов семьи и близких и включая сюда всех остальных, отношение, одинаково равное и достойное человека, поддерживающее его личностное начало, встречало у людей глубокую поддержку и удовлетворение. Такой Посланник не давал человеку никакого повода для обид.

Когда он видел ошибки и неверные действия в поступках людей, он как бы относил это к себе, говоря что это он, скорее всего, видит так. Мол, на деле действия должны быть иными. И говорил так: "Что это случилось со мной, что я вижу некоторых моих братьев в таком, вот, положении (состоянии)" . Он опять же хотел сказать, что люди не поступят так. Это он видит неверно. Какая высокая человеческая тонкость и уважительность!..

По отношению к несправедливости и неправде, которые проявлялись к нему, Посланник Аллаха вел себя в высшей степени взвешенно, отвечая на них своим мягким характером, блaгородством души и высоким словом Корана. По отношению к ошибкам людей он был человеком простительным. Был такой случай. Однажды при раздаче военных трофеев один бедуин набрался такой смелости, что схватил его за ворот и потребовал для себя дополнительной доли. Он только улыбнулся и удовлетворил его просьбу. И простил его)" . Ибо Всевышний Аллах говорит: "(О, Посланник мой!) Будь терпеливо снисходителен к таким, зови к добру и удаляйся от невежд") .

Это трудное дело - не обижать и не обижаться в отношениях с людьми, которые не отдают себе отчета в своем поведении и переходят меру. Но Посланник Аллаха умел быть с ними дружелюбным и приветливо улыбчивым. Можно утверждать, что не обижаться труднее, чем не обижать. Ибо не обижать - это то, что лежит у нас на руках. Если вы способны владеть своими руками, языком и взглядом, можете сдержать себя, то можете избежать и того, чтобы обижать людей. Но необижаться, зачастую не зависит от нас. Перед определенными действиями людей это и в самом деле становится невозможным. И только в самых исключительных случаях это становится возможным. И это мы видим на примере Посланника Аллаха. Он не обижал и не обижался. В кругу его близких друзей были и такие, корни которых шли из бедуинов (пустынных кочевников). Для них были характерны грубые нравы и грубое обращение. Среди них были даже такие, которые, простите, пытались мочиться на аль-Масджид ан-Набави. Он не сердился на них и старался их не обижать. А если среди его близких были такие, которые реагировали чрезмерно, он в доброжелательной форме сдерживал их, и делал это так, чтобы не обижать их. Однажды к нему пришел молодой человек и попросил у него разрешение на совершение внебрачной связи. Пророк, не обижая его, задал ему несколько вопросов. Из полученных ответов сама собой следовала неверность решения о внебрачной связи. Молодой человек понял это и отвратился от задуманного" . . .

Грубость и невоспитанность в человеческих отношениях оскорбляет людей. Следствием этого является то, что они избегают общения и контактов с обладателями подобных качеств. В этом вопросе посланники Аллаха были образцами поведения для людей. Последний из них, Пророк Мухаммад, о котором высоко отзывается и Аллах в Коране, был и остается образцом высокой нравственности и человечности для всех людей. Явление всегда изучается по высоким образцам. Всё прекраное, что выпало на долю исламской общины, связано с именем Пророка Мухаммада, во всем этом есть его вклад. Есть следы его высокой личности и столь же высокой морали. И добродетели люди достигли в той мере, в какой они смогли приблизиться к этой личности и этой морали. Философия высокого отношения к человеку - не обижать его и не обижаться самому на него - нашла свое отражение и в турецкой литературе. Многие поэты вдохновлялись этим высоким чувством. Одним из них был и Пертев Паша. Он выразил свои чувства следующим образом:

Если не по тебе шипы, то не вдыхай аромата розы, в которую влюблен соловей.

Обижаешься на шипы и боишься их, не вдыхай аромата розы.

Кто любит розу, примет и ее шипы .

Не стремись к чьей-то любви за пределами Аллаха, не обижайся на тех, которые считаются другими (чужими) за пределами Аллаха. Если ты подчинишь душу преходящим вещам, то будешь в печали. Ибо надежда на преходящее кончается тем, что разрушает саму надежду...

Ни ты не принимай от другого обиду, ни сам не доставляй ее другому. Если ты доставляешь другому обиду, то у тебя нет права обижаться на его обиду. Обижаться на то, когда он доставит тебе обиду...

Всё слово заключается в том, чтобы не обижаться на другого и не обижать его. Одним словом, надо быть человеком с добрым сердцем...

Ислам - религия мира и добра. Приветствуя салямом знакомого или случайного прохожего, мусульмане тем самым желают мира и спокойствия окружающим. Однако жизнь такова, что даже глубоко верующие люди порой начинают ссориться, обижаются друг на друга, что приводит к плачевным ситуациям - таким как развод, разрыв родственных связей, а также к появлению психосоматических заболеваний.

Ссоры в исламском вероучении порицаются ещё и в связи с тем, что они порождают неумеренный гнев в людях. Между рабами Всевышнего зарождается ненависть, в результате чего портятся не только межличностные отношения, но и нарушается стабильность во всей умме. Разлад сказывается на всех, передаваясь по цепочке: сначала враждуют только двое, потом семьями, кланами, районами, городами, странами.

Господь миров предостерёг правоверных от этого и напомнил в Священной Книге:

«Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю Огненной пропасти, и Он спас вас от неё. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, - быть может, вы последуете прямым путем» (3:103)

Отношение к ссорам в Благородной сунне

В одном из своих высказываний Пророк (с.г.в) завещал: «...и будьте, о рабы Аллаха, братьями...». То есть мусульманам надлежит стремиться быть в таких хороших и близких отношениях, словно братья.

Полностью же этот хадис, приводимый имамом аль-Бухари и Муслимом, выглядит так: «Не порывайте друг с другом, не отворачивайтесь друг от друга, не гневайтесь друг на друга, не завидуйте друг другу и будьте, о рабы Аллаха, братьями! Не дозво-ляется мусульманину быть в ссоре со своим братом более трёх дней».

В пылу гнева и обиды человек, отдаваясь сиюминутным эмоциональным вспышкам, может начать проклинать другого. Между тем в исламе проклятие (лагнат) расценивается как отдаление от милости Всевышнего. Проклинающий рассчитывает, что Создатель лишит обидчика Своей. Однако также достоверно известно, что если проклятие не обосновано, то оно возвращается к тому, кто его пожелал. Таким образом, человек рискует накликать беду и недовольство Аллаха сам на себя.

Примером хорошего нрава в отношениях с окружающими служит для мусульман Заключительный Божий посланник (с.г.в.). Согласно хадисам, он не ругал и не поносил других, тем более не проклинал. В Своём Откровении Господь описывает его:

«По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Прости же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих» (3:159)

Посланник Всевышнего (с.г.в.) наставлял, что степень поддержания мирных отношений находится «выше чем пост, обязательная молитва (намаз) и », так как испорченные отношения и вражда между людьми «подобны лезвию, сбривающему религию» (этот хадис передали Абу Дауд и ат-Тирмизи). Т.е. плохие отношения между мусульманами практически приравниваются к греховным. А в другом хадисе сказано, что «в споре - погибель». Учитывая все вытекающие последствия, которые повлекут ухудшение ситуации, человек может навредить себе, близким и религии.

В споре человек начинает сквернословить, обливать других грязью. О таких людях Пророк (с.г.в.) сказал: «Поистине, непристойность и непристойные высказывания не имеют никакого отношения к Исламу; и поистине, лучшие из людей - те, кто соблюдает ислам, они лучшие в своих нравах» (хадис передал Табарани).

Таким образом, отдаляясь от запретного, верующие могут заслужить награду и довольство своего Создателя. Человеку, оставляющему спор, даже будучи не правым, Аллах обещал простроить дворец в предместьях Рая. А если он был прав и отказался от спора, то дворец будет построен на самой (хадис передали ат-Тирмизи и Абу Дауд).

За проявление терпения мусульманина также ожидает награда. Обращаясь к жизни нашего Пророка (с.г.в.), мы можем увидеть множества примеров того, как он реагировал на провокации, избегал споров и ссор, умел молча сносить язвительные высказывания и ругань, регулировать споры других людей. Изучение его жизни (сиры) и жизнеописаний сподвижников (р.а.) может стать направлением и вдохновением в нашей повседневности учиться хорошим нравам и заслужить высшей обители Рая, ин ша Аллах!

Всевышний в Священном Коране говорит:

смысл: «Вы берегитесь, отдалитесь от того, что запретил вам Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)!» (Коран, 59: 7).

Благословенный Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) также говорил: «Берегитесь того, что я запретил вам!» (Аль-Бухари, Муслим).

Из запретов нашего любимого Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует):

1. Не делай ничего, что возбраняется Шариатом, не допускай запретных новшеств. «Всякое новшество – заблуждение, а всякое заблуждение бывает в аду» , - говорится в хадисе. Запретное новшество – это привнесение в религию чего-либо, противоречащего Корану и хадисам.

2. Не относись поверхностно к требованиям Шариата, немедленно исполняй их. В хадисе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) сказано: «Получи пользу от жизни, пока не пришла смерть, от здоровья – пока не заболел, от молодости – пока не постарел, от богатства – пока не постигла бедность, от свободного времени – пока не занят делами» .

3. Не отвечай на вопросы, связанные с религией, без искреннего намерения. Аллах не примет никакого деяния, совершенного не ради Его довольства.

4. Без уважительной с точки зрения Шариата причины не двигайся в намазе, не шевели руками, пальцами и т.д. Как-то раз Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) увидел одного человека, который в намазе теребил свою бороду. Тогда Любимец Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что если бы у него в сердце пребывала смиренность перед Всевышним, то и другие органы тела тоже были бы смиренны.

5. Никогда не проходи перед совершающим намаз, если он сутратом (какой-нибудь преградой) указал границу перед собой. Человеку лучше стоять сто лет, чем пройти впереди молящегося.

6. Не относись поверхностно к намазам, не пропускай их, не откладывай на потом. Оставление намаза – следующий по тяжести грех после убийства человека, в Коране много говорится о мучениях, предназначенных тому, кто оставляет намаз. Того, кто выполнит намаз без соблюдения условий (шурут) и обязательных составных частей (арканов), ударят в лицо этим его намазом.

7. Не разговаривай с Аллахом ни в намазе, ни чтением Корана, когда тебя клонит ко сну. В хадисе сказано, чтобы мы сперва немного поспали, если в подобных ситуациях нас одолевает сон, а затем, когда состояние сна пройдет, совершали намаз.

8. По утрам и после предвечернего намаза, в последние часы ночи, в священные месяцы, в праздничные и святые дни не отвлекайся от поклонения, много не спи, не переедай и не будь беспечен, чтобы не упустить блага и милости Всевышнего, ниспосылаемые в эти часы и дни. В эти периоды нисходят тайные блага и милость Творца, и рабу не подобает проявлять беспечность по отношению к Аллаху.

9. Не веди споры с людьми по вопросам религиозных научных знаний. «Тот, кто приобрел знания ради споров или гордости, пусть готовит себе место в аду»

10. Не гордись тем, что обладаешь знаниями, которым ты не следуешь. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) просил в своей мольбе: «О Аллах, защити меня от знаний, которые не приносят пользу!» .

11. Не рассказывай хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), если не имеешь о них достоверных знаний. «Кто преднамеренно расскажет ложь про меня, тот пусть готовит себе место в аду» , - сказано в хадисе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

12. Не старайся показывать другим свои знания, если не преследуешь одобряемые Шариатом цели. Кто скажет, что он ученый-алим, тот на самом деле невежда.

13. Не веди споры по вопросам, связанным с шариатскими знаниями, кроме как с целью распространения религии. Самый ненавистный для Всевышнего человек –тот, кто упрямо настаивает на своем в споре.

14. Никогда не делай на дороге то, что может нанести вред мусульманам, подобно отправлению естественных потребностей. Того, кто совершает на дороге что-то вредоносное для мусульман, может настичь их проклятие.

15. По возможности не пропускай ни одной сунны нашего любимого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Не откладывай до наступления времени намаза ни полного обязательного купания, ни частичного омовения для намаза. Не справляй нужду там, где люди могут увидеть тебя или где они могут почуять запах, прячь от них свои срамные места (аврат). Это относится и к этическим нормам, выполнения которых от нас требует Ислам.

16. Не разрешай своим женам ходить на не соответствующие Шариату свадьбы и в другие неподобающие места, а также в общие бани, если на то нет уважительной причины, т.е. крайней необходимости с соблюдением шариатских требований. «Женщинам из моей общины посещать общие бани запрещено (харам)», - гласит хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Точно так же запретно посещать и другие грязные места, где совершают непристойности.

17. Не откладывай обязательное купание после осквернения тела ни днем, ни ночью. Вели своим женам поскорее искупаться для того, чтобы ангелы милости могли посетить вас. К человеку, который находится в состоянии джанаба (когда необходимо выполнить обязательное купание), не подходят ангелы милости.

18. Не забывай произносить «Бисмилля» перед обязательным купанием, частичным омовением, приемом пищи и питья.

19. В период менструации не дотрагивайся без преграды до частей тела жены, что находятся между пупком и коленями, до полного ее очищения. Тот, кто совершает половой акт с женой, находящейся в состоянии менструации, проклят в хадисах. И когда муж ложится с женой в период менструации, то запрещено мужу дотрагиваться до указанных ее частей тела.

20. Не выходи из мечети после того, как прозвучал призыв (азан) на намаз, не совершив намаз с коллективом мусульман. После оглашения азана, не совершив намаз, из мечети выходит только лицемер. Можно выходить только при крайней необходимости.

21. Не совершай ни поклонения Аллаху, ни добрых дел напоказ, ради славы. «Больше всего я боюсь за мою общину, что они будут совершать деяния напоказ», - говорится в хадисе.

22. Не совершай в мечети ни явных грехов, как, например, загрязнение, сквернословие, клевета, ложь, ослушание и т.п., ни тайных грехов, таких как зависть и т.п. Если Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) видел в мечети плевок, то это вызывало у него гнев. В хадисе сказано: «Во времена перед Концом Света появятся люди, которые, сидя в кругу в мечети, будут вести мирские разговоры. Такие люди не нужны Аллаху».

23. Не пропускай коллективные намазы в мечети по беспечности. У того, кто, услышав призыв к намазу, не отправился в мечеть на коллективный намаз, не принимается намаз, т.е. он не получит полное вознаграждение за него.

24. Будь всегда начеку и не пропускай обязательные намазы, особенно предвечерний. У того, кто преднамеренно оставит предвечерний намаз, все благие деяния развеются, как пепел по ветру.

25. Если в соответствии с Шариатом тебя кто-то ненавидит, не совершай намаз перед ними в качестве имама. У того, кто совершает намаз в качестве имама без довольства и согласия других, Всевышний не принимает намаз.

26. Если нет уважительной с точки зрения Шариата причины, не стой во втором ряду во время коллективного намаза, если есть место в первом ряду. Ангелы совершают хорошую мольбу за тех, кто молится в первом ряду.

27. Не совершай намаз в коллективной молитве, опережая имама, их необходимо выполнять после него. «Тот, кто поясном и земном поклонах поднимает свою голову раньше, чем имам, разве не боится, что Аллах превратит его голову в собачью голову?!», - так говорится в хадисе Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

28. В совершении поклонов в намазе, в чтении суры «Аль-Фатиха» и «Ташаххуда» не проявляй небрежность и не делай упущений, читай их четко. «Не совершайте намаз подобно тому, как ворона клюет своим клювом», - велено в хадисе.

29. В намазе сосредоточь мысли на Аллахе и не отвлекайся на мирские проблемы. Неискреннее поклонение Всевышний не принимает должным образом. Все, что отвлекает человека от Аллаха, является бедой для него.

30. В мечеть не проходи через ряды сидящих людей, мешая им (если впереди нет свободного места). Человека, который таким образом перешагивает через головы людей, в Судный День превратят в мост, ведущий в ад.

31. В намазе не смотри на небо. Для того, кто постоянно обращает взор в небеса во время намаза, существует опасность остаться без зрения.

32. Не разговаривай, когда имам читает проповедь (хутбу). Даже если человек во время чтения пятничной проповеди скажет другому: «Замолчи!», то он не получит вознаграждения за пятничный намаз.

33. Того, кто пропускает пятничный намаз, всеми силами старайся побудить пойти на намаз. Человек, который без уважительной причины оставляет подряд три пятничных намаза, является лицемером.

34. Приходи на пятничный намаз рано, не опаздывая, пока имам не поднялся на кафедру для чтения пятничной проповеди. Тот, кто опаздывает на пятничный намаз, опоздает и в Рай.

35. Не проводи жизнь в бездействии, веди торговлю, занимайся полевыми работами, вырасти сад, дабы тебе не приходилось просить нужное у других и попрошайничать. Достоинство верующего заключено в ночном бодрствовании с целью занятия богослужением, а его величие, высокочтимость – в отсутствии нужды в людях.

36. Не храни, не накапливай дома много золота и серебра, если полностью не уверен в том, что добровольно, искренне сможешь выплачивать из этого обязательный закят и делать желательные пожертвования. Имущество, с которого его хозяин не выплачивал закят, в Судный День превращают в больших, ужасных и ядовитых змей, которые обвиваются вокруг его шеи, кусают его и таким образом доставляют сильные мучения, пока не завершится допрос.

37. Если дома есть необходимые и достаточные средства к существованию, не проси у Аллаха много богатства. Малое имущество лучше, чем большое количество богатства, которое введет в заблуждение.

38. Если заранее неизвестно, дает ли тебе кто-то что-то от чистого сердца, не бери этого. «Из имущества мусульманина лишь то, что дано от чистого сердца, является дозволенным», - сказано в хадисе.

39. Без крайней нужды и шариатского пути сам не проси ничего, клянясь именем Аллаха, а если так попросили что-то у тебя, то, исходя из возможностей, отдай обязательно. Если кто-либо попросит что-то, в чем у него нет нужды, клянясь именем Аллаха, то на него ложится проклятие, подобно тому, как нисходит проклятие и на того, кто не отдает что-то, когда у него попросили именем Аллаха.

40. Не отвергай то, что тебе преподносят без твоей просьбы и надежды. Бери то, что дают, ибо это удел, которым тебя наделил Аллах.

41. Если кто-либо просит у тебя что-то, особенно, соседи, родные и близкие, то по возможности не отказывай. За милостыню, отданную родственнику, записывается двойное вознаграждение.

42. Не бери того, что дает посторонняя для тебя женщина, если неизвестно, доволен ли этим ее муж. Женщине запрещается отдавать что-либо из имущества мужа другим людям без его разрешения.

43. Не запрещай брать воду из своего источника (крана) другим. Если у нас есть больше, чем необходимо, то воду, соль и огонь нельзя не отдавать просящему.

44. Старайся не попасть в ситуации, при которых позволено нарушить пост. Пост, нарушенный без шариатской причины, невозможно возместить, даже если поститься всю жизнь.

45. Не запрещай жене соблюдать желательный пост. Мы должны хорошо обходиться со своими женами и помогать им в совершении благих дел.

46. Не постись отдельно только в пятницу, субботу или воскресенье (без предыдущих или последующих дней). Соблюдать желательный пост, выделяя отдельные дни, запретно.

47. Находясь в пути, если возникают дополнительные трудности, не соблюдай пост. «Вы примите облегчения, которые сделал вам Аллах », - говорится в хадисе.

48. Старайся не впадать в грех злословия, клеветы на других, это запрещено Шариатом (даже если видишь, что подобное делают большие ученые-мужи). Соблюдать пост не значит только испытывать голод и жажду, поститься необходимо, оберегая язык от бесполезных и дурных разговоров и отказываясь от плохих поступков.

49. Брось привычку быть немилосердным, грубым и тому подобные порицаемые качества. Аллах обязал нас творить добро во всех случаях.

50. Не откладывай обязательное паломничество в Мекку и по возможности побуждай к совершению хаджа и других, ни в коем случае не относись к этому важному делу равнодушно (если есть возможность, сразу же соверши его). «Тот, кто умер, имея возможность, но не совершив обязательный хадж, пусть умирает, если захочет, иудеем, если захочет – христианином», - сказано в хадисе.

51. Не отдаляйся от собраний, которые проводятся с целью распространения полезных знаний, для поминания Аллаха и благословения Его Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Дезертирство при газавате является одним из семи самых тяжких грехов. Тому же подобно и отдаление от собраний мусульман, проводимых в указанных полезных целях.

52. Не разрешай отправляться в паломничество молодым женам, которые хотят совершить хадж-сунну не из чистых намерений, после выполнения ими обязательного хаджа. В хадисе велено, чтобы после выполнения обязательного хаджа женщины оставались дома.

53. Не совершай вероломства и нечистоплотности при раздаче закята, который принесли для раздачи бедным и нуждающимся, а также в деньгах, принесенных в качестве садака для мечетей и медресе. Когда умер человек, который проявлял подобное вероломство, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не совершил за него заупокойный намаз.

54. Если возникла ситуация, которая требует священной войны, необходимо иметь твердое намерение участвовать в ней, и не будь беспечен в этом отношении. Когда один народ отказывается от принятия участия в газавате, то Всевышний наказывает их всех общим наказанием.

55. Не допускай беспечность в ежедневном чтении Корана. Если не читать Коран, он забывается, а забвение Корана – тягчайший из грехов.

56. Не проявляй небрежность в постоянном поминании Аллаха: днем и ночью, явно и тайно. Если люди разошлись с собрания, не упомянув Аллаха и не благословив Его Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то место, где сидели, они найдут в Судный День для печали и вреда себе же.

57. Сколько бы долго мы ни читали мольбу, обращенную к Аллаху, пусть не покажется она скучной, и сколько бы времени Аллах не оставлял нашу молитву без ответа, пусть не кажется это долгим. Аллах принимает мольбу раба, пока он не скажет: «Я просил, но Аллах не ответил на мою мольбу».

58. Когда читаешь молитву, не обращай взор к небу (кроме как при чтении молитвы после омовения), читай молитву, направив взор к земле, с закрытыми глазами, и пусть при этом сердце и язык соответствуют друг другу. Мольбу, сделанную с беспечностью в сердце, Аллах не принимает.

59. Придя в ярость, не произноси плохую молитву семье, детям, домашним животным. В хадисе сказано, что Пророк трижды повторил: «Не делайте своим детям плохую мольбу, ибо если это совпадет со временем, когда ангелы говорят «Аминь!», то она принимается».

60. Мирским пусть будут заняты твои руки, но не сердце. Если даже у человека столько золота, что оно заполняет собой два больших ущелья, то он станет искать и еще, чтобы заполнить и третье; живот человека не насытится, кроме как землей.

61. Не употребляй в пищу запретное и сомнительное. Телу, которое содержалось на запретном, нелегко войти в Рай.

62. Не соглашайся с теми, кто собирает чужой налог. Людям, взимающим с других налог, предназначено ущелье в аду.

63. В торговле или в другой работе не подведи, не обмани ни одного мусульманина. «Тот, кто обманывает нас, не из нас», - сказано в хадисе.

64. Не совершай ихтикар, т.е. не оставляй купленные продукты питания и товар без продажи, пока цены повысятся, тем самым нанося вред людям. «Человек, который совершает ихтикар, проклят», - сказано в хадисе.

65. Берегись пищи тех, кто занимается ростовщичеством (риба) и получает деньги от продажи алкоголя и т.п. Человек, живущий ростовщичеством, проклят.

66. Не бери чужого без разрешения. Если кто-либо насильно захватил землю мусульманина, даже размером в одну пядь, то этот кусок до самой седьмой земли в Судный День обвивается вокруг его шеи.

67. Не строй высокие роскошные дома, в коих нет необходимости. Самое плохое – расточительство средств на дома, в которых нет необходимости.

68. Не навлекай на себя гнев Аллаха, не оплатив работу другого, совершив насилие над другими. Притеснение – это мрак Судного Дня.

69. Даже об истине не клянись много именем Аллаха. Аллах не любит того, кто много клянется Его именем.

70. Не работай, проявляя жадность и имея долгие чаяния, а работай, будучи уверенным в том, что Аллах воздаст каждому свою долю блага. Алчность к мирским благам – несчастье.

71. Ни в чем не подводи коллегу, товарища по работе. Пока коллеги не проявляют в отношениях друг с другом вероломства, с ними пребывает помощь Аллаха, Его поддержка и защита.

72. Не разлучай мать и дитя, или мать и детеныша. Того, кто разлучает мать и дитя, Аллах в Судный День отделит от его любимых.

73. Не бери в долг без крайней необходимости, и не запаздывай в возвращении долга (если есть возможность). Запаздывание в возвращении долга человеком, который в состоянии вернуть долг, является насилием.

74. Не смотри на красоту мирскую, на красивые картины, на прелести чужих женщин. Кто из боязни перед Аллахом бережет свои глаза от запретного, тот ощутит в своем сердце сладость поклонения.

75. Не находись наедине с чужой женщиной. Когда мужчина уединяется с посторонней для него женщиной, то третьим для них становится шайтан.

76. Не делай того, что вынудит твоих жен совершить греховное. Содержи их, хорошо обходись с ними. Тот, кто женится на женщине, не имея намерения выполнять свои обязанности перед ней (лишь ради удовлетворения своих физиологических потребностей), в Судный День будет подобен прелюбодею.

77. Тот, у кого двое или более жен, пусть не делает различий между ними в проведении ночей, в материальном обеспечении и даже в добром взгляде. Тот, кто не соблюдал равенство между двумя женами, в Судный День воскреснет кривобоким.

78. Будучи занят поклонением, не забывай о своих обязанностях по обеспечению семьи. Несодержание семьи – более чем достаточный грех для мужчины.

79. Если сын поднялся в глазах людей выше своих родителей по должности, почету, уважении и т.п., то пусть не стыдится назвать имена родителей, пусть уважает и возвеличивает их, подчиняется им и заботится о них. Для ого, кто представляется сыном другого человека, скрыв имя настоящего отца, Рай является запретным.

80. Не оказывай чужим женщинам особое гостеприимство, не будь с ними многословен, любезен и красноречив (чтобы у них не возникли лишние или неподобающие мысли о тебе).

81. Запрещай своим женщинам выходить на люди в излишне красивом одеянии, надушенными и накрашенными. Женщина, которая вышла на улицу, прихорошившись для чужого глаза, подобна прелюбодейке.

82. Не нарекай детей именами, запрещенными Шариатом. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) менял некрасивые имена на красивые.

83. Не рассказывай другим о тайнах своей семейной жизни. Также храни тайны своих братьев по вере. В Судный День хуже всех перед Всевышним будут супруги, которые, сблизившись, разглашают тайны интимной жизни.

84. Не разрешай женщинам своей семьи надевать платья, через которые виден цвет кожи или которые подчеркивают форму тела. Женщины, которые ходят полуголые, в одеждах, подчеркивающих контуры тела или через которые виден цвет кожи, привлекая чужих мужчин, не почуют даже запаха Рая.

85. Не считай приличным и не соглашайся с поведением мужчин, которые носят одежду из шелка или золотые украшения. Мужчины, которые носили в этом мире шелка, не наденут их в вечной жизни. «Носить золото запретно для мужчин из моей общины» , - сказал наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует).

86. Не соглашайся с теми, кому нравятся женские привычки и пошлые шутки. В хадисе прокляты те мужчины, которые уподобляются женщинам, как прокляты и женщины, уподобляющиеся мужчинам.

87. Не одевайся вызывающе, не носи одежду, выпячивающую гордость, надменность, известность, явную красоту. Человек, в сердце которого содержится хоть маленькая частица гордости, не войдет в Рай, пока в течение долгого времени не подвергнется суровому наказанию.

88. Не крась волосы в черный цвет. Обитатели ада красят волосы в черный цвет.

89. Сам никогда не забывай произнести «Бисмилля» перед едой и не допускай детей к приему пищи без его произнесения. Родители обязаны воспитать детей в духе шариатских требований и этикета. А еда, принятая без произнесения «Бисмилля», бывает лишена благодати.

90. Не допускай, чтобы жены и дети принимали пищу левой рукой. Научи их принимать еду и питье только правой рукой. Шайтан ест и пьет только левой рукой.

91. Не допускай, чтобы члены семьи, приятели переедали, остерегай их любви к изысканным блюдам. Самый ненавистный для Всевышнего мешочек – живот, набитый дозволенной пищей. Неумеренность в еде очерствляет сердце, увеличивает вес, затуманивает понимание и навевает леность в поклонении.

92. Не позволяй своим женщинам точить зубы (раньше женщины делали это, чтобы выглядеть моложе), носить парики. Также запрещено делать всякие наколки. В хадисах прокляты те, которые занимаются этими деяниями.

93. Не посещай места, которые вызывают гнев Аллаха, такие как сауны, казино, кафе-бары, рестораны, развлекательные центры, где занимаются непристойностями. Они являются самыми скверными местами.

94. Не допускай, чтобы женщины твоей семьи пользовались предметами из золота и серебра, посудой и даже часами, сделанными из этих металлов. Для них также запретно пользоваться золотыми изделиями, орудиями, кроме таких вещей, как кольца, серьги и т.п., которыми они украшаются.

95. Если пригласили на шариатскую свадьбу, не отклоняй приглашение. Необходимо посещать свадьбы, которые играют в соответствии с Шариатом. Но на современные свадьбы, где мужчины танцуют вместе с женщинами, употребляют спиртные напитки, играет эстрадная музыка, не ходи сам и не разрешай семье участвовать на таких сборищах. Не дозволяется посещать места, где явно или тайно совершают запрещенные Шариатом деяния, кроме того случая, когда отправляешься для того, чтобы побудить людей не совершать подобные поступки.

96. Не совершай грехи, утруждая и нанося тем самым вред ангелам, которые записывают наши слова и деяния, и приближая к себе шайтана. Ангелам доставляет неудобства и вред то, что вредит людям. Поэтому совершение грехов перед ними, выставление напоказ половых органов, пребывание в туалете и других грязных местах в течение долгого времени является несоблюдением этикета по отношению к ним.

97. В смутное время не советуй никому занять должность руководителя. Того, кто стремился к руководству, Аллах заставит бытьруководителем.

98. Не оказывай помощь руководителям, когда они вносят раскол среди людей, совершают насилие над ними, обманывают их и лишают их прав. Тот, кто руководил хотя бы тремя людьми, в Судный День придет с завязанными за голову руками, и только его справедливость может развязать ему руки. Перед руководителем, который не придерживается справедливости, Аллах закрывает врата Своей милости.

99. Глава, руководитель пусть не берут на ответственную работу незаслуженных, некомпетентных людей. Хадис проклял руководителя, который берет к себе на работу некомпетентного, безответственного человека, судя лишь по его внешности или из-за того, что тот является его другом, товарищем.

100. Не давай никому взятки и сам не бери их. В хадисах прокляты те, кто берут и дают взятки.

101. Не посещай тиранов, кроме случаев крайней необходимости или когда Шариат требует и считает это целесообразным. Тому, кто помогает притеснителю, Всевышний не поможет в День, когда все будут нуждаться в помощи.

102. Не проявляй беспечность и не будь равнодушен к обучению людей благому и предостережению их от порицаемого, приложи для этого все свои усилия. Лучший джихад – слово истины, высказанное несправедливому руководителю.

103. Из тех, кто постоянно спорит, не поддерживай никого, если не уверен в правоте одного из них. Человек, который поддержал в споре того, кто неправ, зная об этом, находится под гневом Аллаха, пока он не оставит эту тяжбу.

104. Если руководители совершают не соответствующие Шариату поступки, то не соглашайся с ними. Если кто-либо добивается довольства людей тем, что вызывает гнев Всевышнего, то Творец сделает так, чтобы люди также гневались и ненавидели его.

105. Всему сотворенному Аллахом, не имея шариатской причины, не причиняй ни рукой, ни языком мучений (кроме животных, которых согласно Шариату можно убивать). Только у заблудшего, несчастного человека забирают милосердие и сострадательность из сердца.

106. Не обращай внимания на чужие недостатки и не слушай тех, кто злословит и клевещет на других. Если кто-либо ищет недостатки у других, то Всевышний также ищет его недостатки, а тот, чьи недостатки ищет Создатель, будет Им разоблачен.

107. Не проявляй недобросовестность при вынесении шариатского наказания. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если бы моя дочь Фатима украла что-нибудь, то я ее тоже наказал бы в соответствии с Шариатом» .

108. Не дружи с тем, кто употребляет спиртные, наркотические и другие психотропные вещества. Аллах проклял опьяняющее, его продавца и покупателя, производителя и заказчика, предлагающего употребить, перевозящего и того, кому его привезли.

109. Не увлекайся желаниями и удовольствиями больше необходимого, ибо они могут привести к таким грехам, как прелюбодеяние. «Самое опасное для моей общины – это прелюбодеяние и совершение деяний напоказ» , - говорится в хадисе.

110. Каким бы хорошим, благочестивым ты ни был, не думай, что ты защищен и не можешь совершить даже самый мерзкий грех. Поэтому необходимо всегда просить Всевышнего защитить нас от подобных грехов и всячески стараться отдаляться от них. «Убивайте гомосексуалистов, как активного, так и пассивного», - сказано в хадисе.

111. Никогда не радуйся тому, что ты убил своего врага-мусульманина. Убивать его, если на то нет шариатской причины, запрещено. Убийство одного мусульманина перед Всевышним больше, чем разрушение всего мира.

112. Не оставайся там, где человека убивают или мучают. На подобные места нисходят гнев и проклятие Аллаха Всевышнего.

113. Не совершай даже прегрешений, полагая, что они малые грехи, не повторяй их (о больших грехах и речи быть не может). Грех, совершенный с мыслью о том, что он малый, становится тяжким, и постоянное совершение одного и того же малого греха также делает его большим.

114. Не допускай поверхностного отношения в исполнении нужд и желаний родителей. Того, кто доставил печаль и огорчение родителям, Всевышний не одарит Своей милостью в Судный День.

115. Не допускай поверхностного отношения в укреплении родственных связей. На тех, кто порывает родственные связи, не нисходит милость Аллаха.

116. Не допускай небрежности в отношениях с соседом. «Тот, кто верит в Аллаха и в Судный День, пусть почитает своего соседа!», - повелел Пророк (да благословит его Аллах и приветствует).

117. При посещении брата по вере не причиняй ему неудобств, оставаясь у него долго. «Не оставайся в доме гостя долго, это может ему доставить трудность, неудобства», - говорится в хадисе.

118. Пусть не покажется малым гостю – угощение хозяина, а хозяину – подарок гостя. Раньше сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), когда их потчевали всего лишь хлебом и уксусом, всегда выражали довольство этим.

119. Не проявляй жадность, если мусульманин просит у тебя что-нибудь, в чем у тебя нет особой нужды. В хадисе говорится: «Остерегайтесь жадности, поистине она погубила предшествовавшие вам общины».

120. Не требуй обратно того, что дал другому бесплатно. Тот, кто требует обратно что-либо, отданное им безвозмездно, подобен собаке, которую вырвало и она снова съедает свою рвоту.

121. Не принимай подарки, которые тебе принесли за то, что ты за кого-то заступился. Человек, принимающий такие подарки, является вошедшим в одни из врат больших грехов.

122. По возможности не спорь ни с кем, кроме как ради религии. Когда люди, которые находились на праведном пути, впадают в заблуждение, они начинают спорить.

123. Никому не показывай своего скверного характера. В хадисе сказано: «У любого человека принимается раскаяние, кроме людей, обладающих скверным нравом».

124. Не унижай мусульманина и не требуй, чтобы он обслуживал тебя. «Тот, кто любит, чтобы люди стояли перед ним, пусть готовит себе место в аду», - говорится в хадисе.

125. Не будь небрежным в ответе на приветствия других, ответь громко, чтобы они слышали. Человек, который, обидевшись на другого, не ответил на его приветствие, вернется с большим грехом.

126. Не приветствуй неверующих (ради мирских благ). «Если иудеи поприветствовали вас, то скажите им: «алайкум», - говорится в хадисе.

127. Не смотри в чужой двор, в чужие дома и окна. «Если кто-либо без разрешения заглянул в чужое окно или дверь и ему за это выкололи глаз, тому, кто выколол, нельзя мстить», - сказано в хадисе.

128. Не слушай разговоры тех, кто не хочет, чтобы их услышали. Тому, кто так делает, в Судный День в ухо зальют расплавленный свинец.

129. Развивай способность не гневаться, а терпеть. Того, кто сдерживает гнев, Всевышний избавит от Своего наказания.

130. Не спорь с мусульманином и не держи на него обиду более трех дней. Человек, который умер, держа обиду на своего брата по вере более трех дней, попадет в ад.

131. Не оставляй без внимания грехи языка, берегись их. Больше всех люди попадают в ад из-за языка и половых органов.

132. Не говори слов, которые ранят сердце мусульманина. Не проклинайте друг друга. Не говори слова проклятий в адрес ветра, петуха, времени. Злословие, плохая мольба мусульманину – нечестивость, а война с ним – неверие.

133. Не делай внезапно что-то, что может напугать мусульманина, даже в шутку. Того, кто даже в шутку направляет что-либо острое на мусульманина, ангелы проклинают до тех пор, пока он не уберет это.

134. Не говори о мусульманах слова, в которых есть намек на оскорбление и клевету. Того, кто распространил наговор на другого, расплавят в адском огне.

135. Не ругай время, ибо оно не виновато, виноваты люди. «Вы не поносите время, им управляет Аллах», - сказано в хадисе.

136. Не сплетничай. Сплетник не войдет в Рай.

137. Берегись злословий о других, особенно клеветы. «Клевета хуже прелюбодеяния», - говорится в хадисе.

138. Не участвуй в бесполезных разговорах. 139. Не завидуй мусульманам, которым Аллах дал ум, научные знания, красоту, не желай им плохого. Зависть пожирает благие деяния подобно огню, пожирающему сухие дрова.

140. Никогда не думай, что ты лучше других мусульман, не гордись. «Человек, в сердце которого есть высокомерие размером с зернышко, не войдет в Рай», - гласит хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

141. Не возвеличивай себя, не будь о себе высокого мнения. Шайтан, который был о себе высокого мнения, навечно оказался в несчастье.

142. Не возвеличивай никого за мирское и не желай, чтобы другие возвеличивали тебя. Тот, кто унизился перед богатым человеком из-за его богатства, потерял две трети своей веры.

143. Не относись равнодушно ко лжи, берегись ее. Ложь ведет к заблуждению, а заблуждение – к аду.

144. Не унижай мусульманина и не насмехайся над ним, не будь двуличным. «Почему вы, рассказав о том, что совершил один из вас, насмехаетесь над ним?!», - говорится в хадисе.

145. Не клянись именем Аллаха беспечно и не клянись чем-либо другим, кроме Аллаха. «Тот, кто клянется именем чего-то, кроме Аллаха, впадает в неверие», - говорится в хадисе.

146. Никогда не давай ложных клятв. Ложная клятва разрушает дома и превращает их в руины.

147. Никогда не унижай мусульманина, каким бы нечестивым он тебе ни казался. Человек, который говорит, что все люди стали плохими, сам является самым худшим из людей.

148. Никогда не нарушай договор. Нарушение договора – признак лицемерия.

149. Не изучай колдовство, гипноз, астрологию, гадание и тому подобное и не увлекайся ими. Человек, занимающийся колдовством, впадает в язычество.

150. Не рисуй и не храни дома картины живых существ, тем самым показывая неуважение к Аллаху. В дом, в котором есть изваяния, ангелы не заходят.

151. Не играй в карты, нарды и в шахматы и не соглашайся с теми, кто играет в них. Тот, кто играет в нарды, уподобляется тому, чьи руки окрашены кровью свиньи.

152. Не заводи дружбу с нечестивцами и насильниками. Плохой друг подобен человеку, надувающему мехи: или он сожжет твою одежду, или ощутишь исходящее от него зловоние.

153. Не сиди в центре круга или на особом, возвышенном месте, чтобы выделиться. «Аллах проклял того, кто занимает место в центре круга», - сказано в хадисе.

154. Не сиди, вытянув ноги, неуважительно, чтобы на нас разгневался Аллах. «Не садись так, чтобы Всевышний разгневался на тебя!», - велено в хадисе.

155. Не желай, чтобы другие встали, уступив тебе место, и не поднимай других, чтобы сесть самому. «Пусть один из вас не поднимет другого, чтобы самому занять его место, но раздвигайтесь и дайте место другим», - говорится в хадисе.

156. Не садись между двумя людьми, если известно, что они не хотят этого. В хадисе сказано: «Вы не садитесь между двумя людьми, кроме как с их позволения».

157. Не садись на дороге и там, где ходят люди, а также на пороге мечети. «Вы не садитесь на месте, где обычно ходят люди», - гласит хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

158. Берегись опасных дел (например, вести машину там, где есть опасность провалиться). Если спавший на крыше или на стене упадет и погибнет, то его кровь пропадет напрасно.

159. Не пропускай ни одной сунны, если тому нет шариатского оправдания, не относись к этому поверхностно. Например, не ложись лицом вниз в нарушение сунны. Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) увидел, как некто лежит на животе, сказал ему: «Так лежат обитатели ада».

160. Не садись на границе солнца и тени. Хадисы запрещают делать это.

161. Обустраивая свою земную жизнь, строя большой дом, расширяя сад, страстно любя жизнь, не будь тем, кто вовсе не хочет умереть. «Смерть – подарок для верующего» , - говорится в хадисе Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

162. Не отзывайся плохо о покойных, не вреди людям, не веди себя так, чтобы после твоей смерти люди порицали тебя. «Вы поминайте только лучшие стороны умерших», - говорится в хадисе.

163. Не оплакивай умерших, сочиняя и напевая всякие вещи над ними, не причитай и не соглашайся с теми, кто плачет сильно, душераздирающе. «Вы не причитайте над покойными, это обычай эпохи невежества (имевший место до возникновения Ислама)», - гласит хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

164. Не позволяй женщинам своей семьи носить траур более трех дней, когда у них умер другой родственник (отец, брат, сын), кроме мужа, и не соглашайся с теми, кто носит его. Женщине, которая верит в Аллаха и в Судный День, запрещено, кроме как по мужу, носить траур более трех дней.

165. Берегись расходования имущества сироты. Те, кто это делает, собирают в животы огонь ада.

166. Не позволяй своим женщинам выйти из дома, чтобы сопровождать умершего. Не позволяй им посещать места, которые не позволено посещать по Шариату. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал женщинам, которые находились на дороге в ожидании тела умершего: «Вы возвращайтесь, не получив вознаграждения, но получив грех».

167. Не ходи рядом с могилами тиранов и насильников (если есть другой путь). В хадисе сказано: «Не ходите возле их могил, а если все же пришлось идти, то ходите, плача».

168. Не совершай поступки, которые вызывают гнев Аллаха и влекут за собой могильные муки - сплетни, плохое мнение о мусульманах, употребление запретной пищи, неполное очищение тела и одежды от мочи и др. «Могильные муки – истина», - сказано в хадисе.

169. Не садись на могиле мусульманина и по возможности не наступай на могилу ногами. Однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), увидев человека, сидящего на могиле, сказал ему: «Сойди, чтобы ты и этот покойный не навредили друг другу».

170. Не медли и сразу же приступай к работе, от которой тело потеет, например, рытье колодца, могилы, помощь другим в работе и т.п. Слезы, пролитые из боязни перед Аллахом, и пот, пролитый при выполнении полезных работ, являются деяниями, которые больше всего оберегают нас от огня ада.

171. Не откладывай отчет о своих словах и делах до Судного Дня, отчитайся перед самим собой еще в этом мире. «Вы отчитывайте себя прежде, чем с вас потребуют отчет», - говорится в хадисе. В другом хадисе сказано: «Не шевельнется раб в Судный День со своего места, пока у него не спросят о четырех вещах: как провел жизнь, какие совершал деяния в течение жизни, как добывал средства и куда их потратил, как использовал свое тело».

172. Никогда не отходи от истинного пути. В какой степени мы в этом мире следуем пути, указанному Шариатом, настолько же для нас на том свете расширится мост Сират и облегчится путь, и насколько мы отклонимся от пути Шариата, настолько же сузится для нас и мост Сират и мы испытаем трудности там.

173. Пусть не надоедает тебе совершение добрых дел и изучение полезных наук. В зависимости от наших полезных знаний и благих деяний мы получим возможность испить воды из колодца Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и облегчится переход через Сират.

174. Не воздвигай себе место в аду даже размером с птичье гнездо, совершая хоть и малейший грех, если есть возможность воздержаться от него, или оставляя обязательные предписания (фарз) религии или же желательные (сунна) деяния. Как-то раз Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), собрав всех родных и близких, сказал: «Вы берегите свои тела от огня ада!».

  • 8057 просмотров

Шутка занимает одно из важнейших мест в общественных отношениях. Иногда, чтобы довести в утончённой форме свою мысль, а иногда, чтобы просто улучшить настроение людей, мы прибегаем к юмору. В словарном значении юмор означает добродушный смех, незлобивую насмешку. Некоторые люди под маской шутки оскорбляют и обманывают других, обижают людей. И естественно, что подобные «шутки» нельзя назвать незлобивой и добродушной насмешкой, такие шутки противоречат духу Ислама. А интересно, как относился пророк Мухаммед (с) к шутке, и вообще, как шутил этот добродетельный человек, который является примером для всех мусульман во всех своих поступках.

Из жизнеописания пророка Мухаммеда и из хадисов становится ясно, что посланник Аллаха (а) не только любил добродушный смех, но и сам иногда шутил. Периодические шутки нашего пророка, которые способствовали тому, что юмор вошёл и укрепился в исламской литературе, были утончёнными, приятными и поднимающими настроение. Так, например, однажды Абу Хурейра, увидев, что пророк шутит, спросил: «О, посланник Аллаха! Ты разве с нами шутишь?». Пророк ответил: «Да, я шучу, но говорю одну лишь правду ».

Этот нюанс имеет большое значение. Даже во время шутки нужно избегать лжи. Посланник Аллаха нам сообщил, что даже во время шутки нужно соблюдать определённые правила. В хадисах эти правила перечисляются следующим образом:

- нельзя шутить, говоря лживые и выдуманные слова;

- нельзя своими шутками наносить духовный и материальный вред окружающим;

- нельзя присваивать даже в шутку чужое имущество (в одном хадисе пророк Мухаммеда (с) изрёк: «Пусть
никто из вас ни в шутку, ни всерьёз не берёт посох своего брата. Если кто взял, пусть вернёт
».

- запрещено в шутку пугать кого-либо, беспокоить кого-либо (подобная шутка запрещено следующим хадисом: «Однажды сподвижники были в пути вместе с пророком. В дороге один из сподвижников заснул. Другие в шутку бросили на него верёвку, в результате чего заснувший сподвижник испуганно проснулся. Увидев это, пророк Мухаммед (с) изрёк: «Запрещается одному мусульманину пугать другого мусульманина ».

Али (а) подойдя к юмору с точки зрения человеческой психологии, своими следующими словами поощрял людей к шутке: «Сердца человеческие устают и пресыщаются, подобно человеческому телу. Поэтому давайте покой своим сердцам, и ищите пути мудрости, ведущие к этому ».

Пророк Мухаммед (с) шутил с детьми, молодыми, зрелыми и пожилыми людьми, т.е. с людьми любого возраста, ибо он обладал тонким чувством юмора. Он шутил со своими внуками Хасаном и Хусейном, с Энесом, который с детских лет, длительное время жил рядом с пророком. Как передаёт Джабир, почтеннейший пророк садил на свою спину Хасана и Хусейна, возил их на спине, и приговаривал: «Как прекрасен ваш верблюд, и как прекрасны наездники ». Он, шутя, звал Энеса «Зуль-узнейном» (с двумя ушами). Посланник Аллаха (а) шутил не только с детьми, но как глава семьи он любил шутить со своей семьёй, когда оставался с ними наедине.

В шутках пророка никогда не было и доли лжи. Даже во время шутки он говорил одну лишь правду. Однажды он так ответил одному сподвижнику, который захотел у него верблюда для сражения: «Я посажу тебя на верблюжонка ». Когда пророк увидел удивление на лице сподвижника, он улыбнулся и этими словами показал что шутит: «Разве все верблюды не являются детёнышами других верблюдов? ».

Однажды одна женщина из ансара, придя к пророку, попросила его, чтобы он помолился за то, чтобы она вошла в
рай. Почтеннейший пророк так ответил ей: «Разве ты не знаешь, что пожилые не войдут в рай? ». От этих слов женщина настолько расстроилась, что начала плакать. Пророк Мухаммед (с) улыбнувшись, сказал ей: «Разве ты ни разу не читала этот стих Корана: «Мы сделали всех их целомудренными, любящими своих мужей и одного возраста »? Таким образом, этой тонкой шуткой пророк сообщил женщине, что она войдёт в рай молодой.

Во время возвращения из прощального хаджа, сподвижник по имени Андаша, управлял верблюдами, на которых сидели жёны пророка. Когда он быстро погонял верблюдов и пел жалобным голосом песню, пророк ему сказал: «О, Андаша! Помедленней управляй верблюдами, а то сломаешь хрусталь ».

Как пророк Мухаммед (с) шутил со сподвижниками, так же сподвижники сами иногда шутили с ним. А пророк отвечал на их шуткой улыбкой или же самой шуткой. Во время военного похода Табук, сподвижник по имени Авф ибн Малик пришёл к пророку, который в это время был в маленьком шатре из шкуры, и поздоровался с ним. Пророк Мухаммед (с) ответил на его приветствие и сказал: «Войди». А сподвижник в шутку ответил: «О, посланник Аллаха! Мне войти всем телом, или с половиной тела», на что пророк сказал: «Да, войди всем своим телом».

Сподвижники, которые брали пример с пророка во всех своих поступках, также любили иногда шутить между собой.

Некоторые люди, понимая буквально некоторые хадисы, утверждают, будто в Исламе нет место юмору. Тогда, как в Исламе осуждаются те шутки, которые унижают человеческое достоинство. Например, в одном хадисе говорится: «Не спорь со своим другом и не шути с ним! ». Одновременно существуют предания, запрещающие слишком громко смеяться: «Много не смейся, ибо смех убивает душу ». Следующее изречение Али (а) также подтверждает вышесказанное: «Частая шутка нарушает серьёзность. Если у кого-либо в характере победит шутливая сторона, то у того ум помрачнеет, кто будет много шутить, у того исчезнет серьёзность». При рассмотрении этих преданий становится ясно, что запрещаются те шутки, которые приводят к вражде и ненависти, которые уничтожают серьёзность в человеке, а в остальных случаях человеку разрешается шутить и прибегать к юмору. Ибо немыслимо, чтобы наш пророк, который был самым жизнерадостным человеком своего времени, запретил юмор. Наоборот, в своих изречениях как психолог он отмечал, что юмор является потребностью человека, и лично он сам, своим примером, шутя с людьми, показал им, что шутка является насущной потребностью человека.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то