Икона серафим саровский значение в чем помогает. Преподобный Серафим Саровский В чём помогает икона Серафима Саровского и каково её значение

"Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отъиде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих".

Преподобный Серафим Саровский. Начало XX века. Поволжье.

"Изображения о. Серафима называют и считают "иконами", помещают их в кивотах в ряду других икон с изображением Спаса, Богоматери и святых, уже прославленных Церковью; зажигают пред ними лампады, творят крестное знамение и земные поклоны и целуют <...> Между распространенными изображениями о. Серафима есть поясное, так называемое Серебряковское <...> совершенно иконного типа и только отсутствие нимба, не всегда и не для всякого заметное, указывает на то, что это изображение еще не прославленного Церковию святого", - свидетельствовала в 1887 году казначея Серафимо-Дивеевского монастыря монахиня Елена (Анненкова), представительница известного дворянского рода.

Преподобный Серафим Саровский, с видом Саровской Успенской пустыни. Начало XX века. Мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря. Холст, масло. Троицкий Серафимо-Дивеев-ский женский монастырь


Неизвестный художник (В.Ф.Бихов?)

Конец XIX века. Холст, масло.

Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.

1829-1830-е годы. Холст, масло. Частное собрание

Наиболее ранний, прижизненный портрет.
Нимбом и надписью портреты дополнили образ после Саровских торжеств 1903г.

По традициям Синодального времени, местное почитание подвижника исключало возможность применять это зримое обозначение святости. Первые хромолитографии с нимбом и надписью "преподобный" были пропущены цензурой и увидели свет только в 1902 году. И даже в Дивеевском монастыре, где глубоко верили в будущее прославление основателя в лике святых и молились ему, не дерзали открыто свидетельствовать об этом. Его портреты носили на крестных ходах вместе с иконами, перед одним из них, в келье игуменьи Марии (Ушаковой), горела лампада, от масла которой происходили исцеления . И вместе с тем, на портретах, картинах и литографиях дивеевского происхождения святой именуется "приснопамятным старцем", "иеромонахом" или просто "отцом Серафимом".


(написан на части кирпича из могилы святого)

"Это был маленькой, в дугу согнутой старичок с кротким и любезным взором. Он больше жил в лесу и редко приходил в монастырь. Мы ходили и вглубь Саровского леса и видели там уединенные келейки отца Серафима, им самим выстроенные" (В.Е. Раев).



Третья четверть XIX века. Поволжье. Холст, масло. Частное собрание

Преподобный Серафим Саровский, на пути в пустыньку.
Середина XIX века. Холст, масло. Патриаршая резиденция в Москве


"...Как живой, выступает пред нами дивный Серафим, в виде согбенного старца, неспешными стопами пробирающегося из монастыря в свою ближнюю пустыньку. На его лице, полноватом и сохранившем свежий цвет, несмотря на его старческий возраст и тяжелые подвиги, светятся знакомые нам голубые глаза, которые умеют прозревать душевные тайны"(Русская старина. 1904. № 11.)


Иеромонах Иоасаф (Толстошеев) (?). Преподобный Серафим Саровский, на пути в пустыньку. Вторая треть XIX века. Холст, масло. Храм прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге


Младший современник преподобного Серафима, саровский послушник Иван Тихонович Толстошеев, (впоследствии иеромонах Иоасаф, в схиме Серафим, известный попытками подчинить себе Дивеевскую обитель после кончины старца) в монастыре овладел искусством живописи. В "Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря" его так и называют - "живописец тамбовский" (по происхождению), причем отмечено, что выучил его крестьянин Ефим Васильев, монастырский плотник . Тот, в свою очередь, занимался живописью по благословению самого преподобного, известен как автор его первого изображения с медведем, написанного спустя одиннадцать лет после смерти старца и помещенного в часовню над его гробницей.

Монахиня Серафима (Петракова). Явление Божией Матери
преподобному Серафиму Саровскому в день Благовещения
1831 года. Около 1901. Мастерская Серафимо-Дивеевского
монастыря. Дерево, левкас, масло. Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь


Светоносность - особенное явление дивеевской живописи, и в частности творчества матери Серафимы. Вместе с тем, событие воспроизводится исторически точно, с учетом всех деталей одеяния Богоматери и святых, по описанию старицы Евдокии Ефремовны, ставшей свидетельницей чудесного явления . Сохранилось очень мало икон с этим сюжетом, непростым для решения многофигурной композиции.


Икона Божией Матери «Умиление» («Всех радостей Радость»). Конец XIX-начало XX века. Мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря. Дерево, левкас, масло. Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.

Праведная кончина преподобного Серафима Саровского. Начало XX века. Мастерская Серафимо-Дивеев-ского монастыря. Дерево, левкас, масло. ЦМиАР

С большим искусством переведено в икону изображение праведной кончины святого пред келейным образом Богоматери "Умиление" (ЦМиАР). На фотографиях начала XX века запечатлены картины этого сюжета из монастырской кельи преподобного, часовни над его гробом. Рельефный бронзовый образ украшал гробницу старца. Состояние перехода в вечность граничит в этой композиции с глубоким погружением в молитву, отчего ошибочно в иконах и эстампах иногда называется "молением". В иконе сохраняются как будто все подробности келейной обстановки - печь, мешки с сухариками, висящие на стене клобук, мантия и лапти. Только стен кельи уже нет, вместо них золотой фон - слава и сияние вечности. На обороте иконы две печати: об освящении иконы на мощах святого и собственно "иконописная": "Работа сестер Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губернии Ардатовского уез<да>".

Престолы Серафимо-Дивеевского монастыря. Около 1916 года. Мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря. Дерево, левкас, масло. Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.
Икона "Престолы Серафимо-Дивеева монастыря" создана около 1916 года, возможно, к предполагаемому освящению Нового собора. Панорама обители в нижней части изображения относится к этому времени. Важная смысловая роль центрального образа может быть связана не только с посвящением престола, но и со значением иконы "Умиление" как главной святыни обители. Изображения храмовых праздников даны симметрично, по композиционному принципу, внизу - небесные покровительницы дивеевских игумений: святая Мария Магдалина и мученица Александра царица. После кончины игуменьи Марии (Ушаковой) в 1904 году монастырь возглавила Александра (Траковская).

Преподобный Серафим Саровский, с 12 клеймами жития. Начало XX века. Дерево, левкас, смешанная техника. ЦМиАР.

Семь сюжетов жития преподобной Елены Дивеевской. 1920-е годы. Н.Н.Казинцева (?). Дерево, левкас, темпера. Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь

Венцом иконографии преподобного Серафима Саровского являются житийные иконы, которых, к сожалению, сохранилось немного. Разработка композиций клейм во многом была подготовлена во второй половине XIX столетия изданием многочисленных эстампов, которые существовали в качестве отдельных листов и помещались в книгах. Первым опытом совмещения в одном изображении нескольких сюжетов является мастерская литография 1874 года И.Голышева (РГБ). За год до прославления преподобного в Москве, Петербурге, Одессе начали печатать хромолитографии с его иконой-портретом в центре, главными событиями жития, видами святых мест его подвигов в Сарове. Многие сюжетные композиции эстампов явно повлияли на создание клейм житийных икон. Одним из лучших образцов является икона "Преподобный Серафим Саровский, с 12 клеймами жития" начала XX века (ЦМиАР). В среднике - поясной образ "серебряковского" извода, в верхних углах - келейные иконы Спаса Нерукотворного и Богоматери "Умиление", поддерживаемые ангелами, в остальных клеймах - важные моменты жития, чудесные явления Христа и Богородицы, уединенные подвиги, праведная кончина.
К 1920-м годам относится уникальное произведение - житийная икона преподобной Елены (Е.В.Мантуровой) из Серафимо-Дивеевского монастыря. Здесь избран сюжет необычный и высокий по смыслу: "Царица Небесн[ая] показывает Ел[ене] В[асильевне] небесный Дивеев". Преподобная везде именуется инициалами ("Е. В."), и она, и даже преподобный Серафим не имеют нимба. Тем не менее, и по указанию протоиерея Стефана, и по композиционному принципу, и отчасти по иконографии - это все-таки икона, иконописный тип мышления. В одном из последних сюжетов (преподобный Серафим благословляет Елену Васильевну умереть за брата) фигура старца выполнена только белилами, уподоблена столпу света. Образ является примером столь характерного для дивеевской традиции творческого порыва к созданию новых иконографий, который предшествовал появлению канонических образов. Такие произведения, несомненно, должны были духовно укреплять веру сестер в молитвенное предстательство дивеевских подвижниц в тяжелые годы гонений на Церковь.

"Кто я, убогий, чтобы писать с меня вид мой? Изображают лики Божии и Святых, а мы - люди, и люди-то грешные", - ответил некогда преподобный Серафим Саровский на просьбу "списать" с него портрет.

Преподобный Серафим Саровский начинает копать Канавку. Клеймо складня. 1920-е годы. Мастерская Серафимо-Дивеев-ского монастыря. Дерево, левкас, масло. Троицкий Серафимо-Дивеев-ский женский монастырь.
По "Летописи" протоиерея Стефана Ляшевского, в Дивееве продолжали заниматься живописью даже в начале 1920-х годов . К этому времени относится складень с сюжетами истории обители, находящийся в Серафимо-Дивеевском монастыре. В одном из живописных клейм изображен преподобный Серафим, начинающий копать Богородичную канавку, по которой "стопочки Царицы Небесной прошли". Сестры медлили с исполнением заповеди преподобного, и вот однажды ночью на заре увидели его самого "в белом своем балахончике", копающим землю, "прямо упали ему в ноги, но, поднявшись, не нашли уже его, лишь лопата и мотыжка лежит... на вскопанной земле" . Иконы этого сюжета встречаются очень редко, в основном они местного дивеевского происхождения. На аналойном образе начала XX века из частного собрания замечательно передано предрассветное небо, удивление и радость послушницы, увидевшей старца. В композицию введена историческая деталь - жернова мельницы-"питательницы" на дальнем плане.

В христианстве существует большое количество легендарных икон. Одной из самых популярных считается икона Серафима Саровского, значение которой переоценить очень трудно. Святой родился в 18 веке, но за годы своей жизни внес вклад в становление христианской веры праведными делами. При жизни он сумел помочь большому количеству людей. И сегодня к его образу обращаются с молитвами.

В статье рассмотрим некоторые факты из жития святого, значение, в чем помогает икона Серафима Саровского и какие чудеса совершаются сегодня.

Житие преподобного

Родился Серафим в середине 18 века в Курске. Семья святого была зажиточной.

Когда мальчику было три года, отец его умер. Незадолго до смерти Серафима он начал строительство храма. После его смерти все обязанности легли на мать мальчика. Однажды она взяла сына с собой на стройку. Ребенок, играя, упал с колокольни. Женщина очень испугалась, но, спустившись вниз, увидела своего сына целым и невредимым. В этом она рассмотрела Божье попечение.

Во второй раз жизнь мальчика оказалась под угрозой, когда ему было 10 лет. Он очень сильно заболел. Надежды на выздоровление не оставалось. Но однажды ночью маленькому Серафиму приснилась Божья Матерь, которая пообещала исцелить его.

В это время по Курску шел ход с чудотворной иконой Знамения Божьей Матери. Агафья, так звали маму ребенка, приложила к ней сына и попросила о его скорейшем выздоровлении. После этого Серафим, или, как его еще называли после крещения, Прохор, пошел на поправку.

Позднее, когда мальчик подрос, старший брат, который занимался торговлей, начал обучать Прохора своему мастерству. Мальчику это было совершенно не интересно. Его душа стремилась к Богу. Он ежедневно посещал храм и все время молился. Для этого ему приходилось просыпаться рано утром, чтобы успевать на утреннюю службу. Прохор быстро обучился грамоте и начал читать Священное Писание. Мама обратила внимание на стремление сына быть ближе к Господу и обрадовалась этому, поэтому не заставляла ходить помогать брату.

Уже в подростковом периоде юноша принял решение посвятить свою жизнь служению Богу. Его мать не стала возражать сыну и дала свое благословение.

Первым его учителем стал затворник Досифей из Киево-Печерского монастыря. Именно он рассмотрел в парне истинного христового слугу и благословил молодого парня на жизнь в Саровской пустыне.

В возрасте девятнадцати лет в Сарове Прохор был принят настоятелем в пустыне старцем Пахомием. Так и началось Богослужение преподобного Господу. После его стали называть Серафимом Саровским. Через всю свою жизнь он пронес свое особое отношение к Божьей Матери.

Смерть Серафима

Икона «Умиление» у Серафима Саровского находилась в его келье всю его жизнь, возле которой он мазал прихожан маслом от лампадки. И именно возле этой иконы, молясь, старец отдал богу душу. Перед смертью во сне к нему пришла Мать Божья и сообщила о его скорой кончине. Зная, что в скором времени его не станет, старец приготовил себе могилу и отдал последние распоряжения.

Смерть старец свою ожидал с радостью. Для него это была возможность воссоединиться с Господом.

А свое главное наследство - икону «Умиления» - Серафим Саровский завещал сестрам Дивеевской обители. И дал распоряжение устроить отдельную келью для нее, на что выделил средства.

"Умиление", любимая икона Серафима Саровского, на фото, представленом ниже.

Обретение мощей

Только в начале прошлого века была проведена канонизация преподобного Серафима Саровского. В день его рождения мощи были перенесены в Саровскую обитель. Шествие с мощами и иконой, как сообщают историки, было грандиозным и продолжалось весь день. Они же утверждают, что такой праздник в России был впервые. Во время открытия гроба с мощами на колени припали все присутствующие, включая императора, который также участвовал в шествии.

В этом же году была выпущена книга с учениями преподобного, которую он успел написать, перед тем как преставиться.

Иконография

Икона Серафима Саровского для православных людей несет огромную ценность.

Портрет старца был написан еще при его жизни. Сегодня он хранится в Америке.

Ниже представлено фото иконы, Серафим Саровский на ней изображен моложе тех лет, в которых ушел из жизни.

Взгляд его уверенный, счастливый и пристальный. Лицо выражает спокойствие, по форме худое, волосы зачесаны назад. В целом внешний вид преподобного излучает доброту и благодать.

Возле иконы Серафима Саровского не покидает чувство, будто он смотрит прямо в душу.

Иконографические образы преподобного

Зачастую на иконах Серафим Саровский преподносится в 4 ипостасях:

  • Самый распространенный - старец с посохом.
  • Подвиг стояния. Период, когда Серафим в молитвенной позе простоял на камне около 1000 дней.
  • Образ с четками в одной руке, а другая благословляет нуждающихся.
  • Молитвенно сложенные руки крест-накрест на груди.

История иконы

Перед тем как говорить, чем помогает икона Серафима Саровского, рассмотрим ее историю.

Первая была написана сразу после смерти старца. Он был этого удостоен благодаря своим светлым поступкам при жизни. Серафим постоянно принимал прихожан, избавлял их от болезней, помогал советом. Был милосердным и великодушным.

Следующая и одна из самых больших икон была написана чуть позднее, в начале прошлого века. В тот год, когда мощи преподобного были перенесены. Произошло это благодаря Николаю II, который стал инициатором канонизации преподобного Серафима.

На этих иконах старец изображен и по пояс, и в полный рос. В одной руке он держит крест, а вторую поднимает вверх, скрестив пальцы. Таким жестом он направляет всех, кто смотрит на икону в сторону неба.

Где находится икона?

Как уже было выше отмечено, одна из первых икон находится в Америке. В целом на сегодня, пожалуй, нет ни одного православного храма, где бы не было образа Серафима Саровского.

Ну и, конечно, самая древняя икона находится в Саровском монастыре в Нижегородской области.

Чудотворный лик находится в Старом Петергофе на Серафимовском кладбище.

Чудотворное изображение хранится в Эстонии в храме Воскресения Христова.

Одно из самых известных изображений старца с камнем хранятся в Елоховском Богоявленском кафедральном соборе.

Часть мощей старца остались в Даниловом монастыре. Тут же хранятся два чудотворных списка.

Икона Серафима Саровского. Значение, в чем помогает

Часто многие из нас, приходя в храм, даже не знают, где какая икона находится и чем она помогает. Мы ошибочно подходим к первой, которая понравится, и просим за себя, родных. Это не говорит о том, что наши надежды не оправдаются, а просьбы останутся незамеченными. Ведь если мы приходим с верой в душе и истинно нуждаемся в помощи, Господь нас не оставит.

Но ведь куда лучше понимать, какой святой, ангел, архангел за что отвечает, просить о защите и благословении целенаправленно.

Серафим Саровский отличается от всех остальных святых большой любовью к Всевышнему, за что и был одарен способностью исцеления и возможностью предсказывать будущее.

Он знал практически все вопросы на ответы, с которыми к нему приходили страждущие. Поэтому и по сегодняшний день икона старца несет в дом благодать и благословение.

Конечно, не все верили ему и часто подвергали сомнениям его слова, но позже убеждались в том, что они ошибаются. Особенно икона помогает тем, кто поистине верит в ее силу исцеления.

Методы исцеления

Методы его достаточно просты. Помогал он лишь при помощи молитвы и святой воды. Сегодня ничего не изменилось. Просить лучше святого о помощи, обращаясь к нему молитвой.

Несмотря на достаточно простые методы, Серафим мог излечить даже тяжелобольных людей, часто уже неизлечимых. Таких случаев миру известно предостаточно и сегодня.

Вода из святого источника считается целебной. Находится она в Дивеевом монастыре. Многие приезжают туда, чтобы искупаться в священном источнике и излечиться от болезней.

При помощи молитвы он просил Господа помогать всем, кто обращался за помощью при жизни, и после смерти молится за всех нуждающихся.

Значение иконы преподобного «Умиление», или как ее называют «Серафимо-Дивеевская икона»

Считалось, что икона приносит здоровье. Преподобный называл ее «Радость всех Радостей».

Мать Божия часто являлась старцу. Однажды она и его самого излечила от смертельной болезни.

В наши дни оригинал хранится в церкви Владимирской иконы в Москве.

На образе глаза Девы Марии смиренно опущены, что говорит о том, что она ждет прихода Сына Господнего. Обе руки сложены на груди крестом.

Считается, что эта икона покровительствует женской половине человечества:

  • Девушки обращаются за помощью в личных делах. Чтобы муж был хороший и верный, детки здоровые.
  • Богородица помогает и в обыденных житейских проблемах.
  • Вселяет в человека уверенность и силы справляться с житейскими неурядицами.

Дева Мария своим примером демонстрирует, как можно перебарывать отчаяние и при этом оставаться смиренной.

Серафимово "Умиление" считается самым чистым и возвышенным образом Девы Марии.

О чем молятся перед ликом Серафима Саровского?

Так как батюшку почитали во время жизни, сразу после его смерти было написано множество молитв и акафистов. И это несмотря на то, что Серафима на тот момент еще не канонизировали.

Зачастую перед иконой молятся:

  • О сохранении семьи.
  • Об исцелении как собственном, так и близких и родных.
  • В случае трудных родов.
  • Если девушка хочет удачно выйти замуж.
  • Об избавлении от вредных привычек.
  • В случае трудностей избавиться от искушения.
  • О помощи в работе.
  • Женщины обращаются в случае, когда не могут зачать ребенка.
  • В моменты скорби и отчаянья.

Во время обращения к святому при помощи молитвы или от себя очень важно иметь открытое сердце и чистые помыслы. В противном случае просьба не будет исполнена. Очень важно искренне верить в то, о чем просите.

Как правильно молиться?

Нечасто люди, приходящие в храм, понимают, как правильно молиться и для чего это делать.

Молитва - разговор со Всевышним. Она показывает нам наши грехи. Но как правильно это делать?

Правильное прочтение молитвы - это нелегкий труд, которому необходимо обучаться.

  1. Ее прочтение требует полного сосредоточения. Зазубривание и автоматическое прочтение не принесут никакого результата. Важно сосредоточиться на том, что произносите. Техническое прочтение молитвы может вызвать «молитвенную» гордыню, что тоже считается грехом.
  2. Искреннее покаяние и истинное осознание своих грехов.
  3. Смириться. Один из важных факторов, который не позволяет от искреннего прочтения незаметно перейти к фарисейству.
  4. Во время прочтения молитвы можно зажечь церковную свечу. И неважно, где вы молитесь - в церкви или дома перед образом.
  5. Перед прочтением любой молитвы необходимо зачитать "Отче Наш".
  6. Обращаясь к тому или иному святому, важно учитывать реальные события из их жизни. И если говорить о Серафиме, то он всю жизнь провел в работе и считал, что только так можно приблизиться ко Всевышнему.
  7. Он говорил, что нужно радоваться тому, что есть.
  8. Обращение к нему помогает обрести умиротворение и душевное равновесие.

День памяти преподобного

День памяти святого празднуется два раза в год.

В эти дни в храмах по всей стране проводят торжественные службы в честь памяти святого. А мужчины, которые носят имя Серафим, отмечают свои именины.

Чудеса, сотворенные по молитвам к Серафиму Саровскому

Перечислить все чудеса, которые совершались при жизни святого и после его смерти, невозможно. Но можно вспомнить о самых известных и первых:

  1. Первое и самое известное чудо - когда он в детстве упал с колокольни и остался целым и невредимым. Об этом случае уже писали выше.
  2. Следующее чудо произошло со святым в юношеском возрасте, когда он находился в монастыре. Его тело отекло от водянок. Во сне ему явился образ Девы Марии, которая прикоснулась к его ноге своим жезлом. С того времени Серафим пошел на поправку.
  3. Серафим предсказал точную дату смерти своему родному брату еще за 48 лет до того, как это свершилось.
  4. Обладал даром прозорливости. Всегда заранее знал содержание приходивших к нему писем, даже не раскрывая их.
  5. Ему внимали даже животные. Один из проживавших вместе с Прохором служителей уже после его смерти рассказывал, что был свидетелем того, как старец с рук кормил медведя, пытавшегося на него изначально напасть.

В статье мы рассмотрели краткое описание жизни святого, чудеса, которые с ним происходили, описание иконы Серафима Саровского, ее значение, в чем помогает. А также как правильно читать молитвы, чтобы они имели свою силу. Надеемся, что наша статья будет полезна для вас.

Преподобный Серафим Саровский и его иконы

Прп. Серафим Саровский

Святой Серафим Саровский, чудотворец и всероссийский батюшка особенно любим у нас в Церкви. Его прославление состоялось относительно недавно – чуть более ста лет назад, но в каждом храме сейчас можно найти икону святого старца и даже не воцерковленный человек слышал о нем, узнает на иконе. Это потому, что народ на своем опыте почувствовал молитвенную поддержку Саровского чудотворца, молитвенника за всю Россию. Обращаясь к святому, как к живому, через его образ икону , как через Небесное окно , каждый верующий получает чудесную помощь и поддержку.

Краткое житие

Батюшка Серафим, был из курского купеческого сословия, в миру — Прохор Исидорович Мошнин (1754-1833). Умело управляясь с торговыми делами, он все же выбрал иную прибыль, возжелав в Бога богатеть. Позже, в своих беседах с Мотовиловым Н.А. он советовал делать те добрые дела, которые нам «больше барыша приносят » — не земного, а духовного .

Полезные материалы

С ранней юности избрав иноческий путь, получив материнское благословение и наставление старцев Киевской Лавры, в 1778 г. он пришел на послушание в Саровскую Успенскую пустынь, в 1785 г. с именем Серафим был пострижен в рясофор, через год в мантию, а в 1793 г. рукоположен во иеромонаха.

Видение Серафиму Господа Иисуса Христа в храме

Удостоившись чудесных явлений Господа Иисуса Христа и Божией Матери, Серафим принял на себя подвиги отшельничества, безмолвия и затвора. Пост, труд и непрестанная молитва – были его спутниками всю жизнь. Тысячу дней и ночей проведя в молитве и бдении на камне в лесу, он, выйдя из затвора в 1825 г., стал принимать людей, взяв на себя наитруднейший подвиг старчества. Помогал старец не только мирянам, но и окормлял соседнюю Дивеевскую женскую обитель.

Помогая, утешая, исцеляя приходивших, он наставлял всех в вере христовой и главной цели христианской жизни – «в стяжании Духа Святого Божия».

Скончался святой подвижник на коленях в своей келии, во время молитвы перед образом Пресвятой Богородицы.

В лике святых прославлен незадолго до революции — в 1903 г. при Императоре Николае II.

Прижизненные портреты батюшки

Иконография святого Серафима стала складываться задолго до его прославления, основываясь на народной любви и прижизненных изображениях, которые писали разные художники, профессиональные и не очень.

Из вестны следующие п рижизненны е изображения батюшки Серафима :

  • Портреты от почитателей.

Почитатели старца Серафима неоднократно заказывали его портреты.

«Кто я, убогий, чтобы писать с меня вид мой? Изображают лики Божии и Святых, а мы - люди, и люди-то грешные»,

— отвечал батюшка, но почитатели имели настойчивость, а отец Серафим любовь к людям.

Так, на фоторепродукции (частное собрание) конца XIX — начала XX века надпись на обороте свидетельствует, что это

«снимок с портрета преподобного отца Серафима Саровского Чудотворца, писанного в 1833 году Е.М.Журавлево й (рожденной Бахметьевой)»

, т.е. исходный портрет датируется годом смерти старца и мог быть выполнен с натуры или с прижизненного портрета.

На изображении согбенный старец, в полумантии с палкой, на пути в свою пустынь, художник явно не профессионал, однако, портрет выполнен с большой любовью. Известно, что сам старец посылал свой портрет в мантии вдове нижегородского протоиерея Т.Г.Моревой в конце 1832 года, поэтому ясно, что прижизненных изображений могло быть несколько.

  • Саровская живопись

В Саровском монастыре существовали свои художественные мастерские, художники должны были знать отца Серафима. Так Иоасаф (Толстошеев) современник святого старца, позже известный попыткой навести свои порядки в Дивеевской обители, в летописи девичьего монастыря названный «живописец тамбовский» , был знаком с батюшкой и известен, как автор первого изображения святого с медведем .

Эта картина была помещена в часовне над могилой старца уже через несколько лет после его смерти, однако, зарисовки Иоасаф делал, вероятно, при жизни святого. В своих «Сказаниях о подвигах и событиях жизни старца Серафима» Иоасаф вспоминал, что батюшка Серафим благословлял краски «для писания икон» растирать на своем моленном камне, так позже делали и дивеевские художницы.

Кисти Иоасафа (Толстошеева) приписывают портрет Серафима, писанного идущим в свою пустыньку, в полумантии и клобуке с суковатым посохом(вторая треть XIX века), это изображение часто копировали дивеевские сестры (литография в ИЗО РГБ).

Еще одним примером братской саровской живописи является портрет батюшки Серафима т.н. «келейный», или посмертный, после его кончины висевший в его келии. Писан портрет был в 30-х годах XIX в., возможно, и с прижизненных эскизов. Старец изображен с благословляющей десницей, в его обычной одежде – белом полотняном балахоне, поношенной камилавке, кожаных бахилах, с большим наперстным крестом, материнским благословением и с лестовкой.

Это «келейное» изображение святого старца было помещено на драгоценный складень-ларец, хранившийся в Царской семье, в Александровском дворце (Складень-ларец для реликвий, Москва, ок.1903г., фирма Ф.Мишукова, ЦМиАР), и стало одним из изводов иконографии преподобного Серафима Саровского.

  • Арзамасская школа

В Саров неоднократно приезжали художники из арзамасской школы живописи, в частности, августе 1830 года художник В.Е.Раев приезжал писать портрет епископа Евгения по заказу игумена монастыря Никона. Написал художник епископа или не успел – неважно, зато, после этой поездки, вероятно, появился карандашный рисунок Серафима (альбом «Россия», ГТГ).

Преподобный Серафим Саровский. 1830-е годы. В. Е. Раев. Бумага, карандаш. ГТГ

Художник профессиональным взглядом выхватил черты старца – теплые слегка прищуренные глаза, не очень длинная борода, поношенная камилавка, немного сбитые под ней волосы – живой человек. Фигура согбенная, на плечах старенький светлый балахон с поясом, как говорил художник –

«маленький, в дугу согнутый старичок с кротким и любезным взором» .

Совсем не иконное изображение, но позже вполне могло стать и стало основой для письма подлинного лика преподобного Серафима Саровского.
  • Серебряковский портрет

И все же, основным изображением, ставшим главным иконным типом, явился прижизненный портрет старца, письма Семена Серебрякова, выполненный с натуры за несколько лет до кончины преподобного (в 1828г.). После общения с преподобным художник и сам стал монахом с именем Иосиф.

Иосиф (Серебряков) продолжал писать изображения святого старца всю свою жизнь, многие из этих изображений расходились в печатных литографиях, используемых иногда в домах простого народа не только в качестве украшения, но и для молитвенного обращения, потому что помощь от батюшки Серафима верующие получали и до всероссийского прославления в 1903г.

Прп. Серафим Саровский, чудотворец. Одна из икон, написанных с прижизненного портрета старца, принадлежавшего кисти Серебрякова.

Портрет написан в овале на оливковом фоне, преподобный изображен в епитрахили, с поручами, с приложенной к сердцу рукой. Борода, несколько разделенная надвое, не длинная, лицо бледное, фигура немного наклонена, плечи опущены. Не смотря на некоторую усталость лица, особенно выделяются глаза – внимательные, живые, изливающие на нас свет Царства Божиего, которое цвело в душе святого.

Этот портрет писан в иконной стилистике, но сначала, естественно, не имел нимба, позже, особенно после официального причисления Саровского старца Серафима к лику святых, стал дописываться нимбом, и стал основой так называемой «серебряковской» иконографии.

Списков появлялось все больше, наиболее ранним повторением «серебряковского» портрета, вероятно, стал список художника В.Ф.Бихо – 1829г.(частное собрание).

Условная датировка списков с портрета и потом икон — на более ранних списках крест и кайма на епитрахили голубого цвета, позже — розового.

  • Портрет Д. Евстафьева

Кроме этого «серебряковского» прижизненного портрета упоминается также работа художника Д.Евстафьева, которая осталась только в списках.

По «евстафьевскому» типу написан портрет неизвестного художника, который хранится в Троице-Сергиевой Лавре. На портрете (холст, масло. 59,5х45), относящемся ко второй трети XIX века, ориентировочно 1860-1870г.г., хранящемся в церковно-археологическом кабинете Троице-Сергиевой лавры (ЦАК), батюшка Серафим изображен на темном фоне в темной рясе с руками, сложенными на груди, голова не покрыта.

Преподобный Серафим Саровский. XIX век

На портрете особенно выделяются лицо и крестообразно сложенные руки, предположительно, исходный образ писан раньше «серебряковского».

Какими бывают изображения прп. Серафима и что они означают

После канонизации в 1903г. иконы святого старца писались во множестве. Основные направления иконографии святого преподобного Серафима Саровского сложились по следующим типам:

  • Пастырь : изображение святого ростовое или поясное в мантии, епитрахили и поручах («серебряковское» направление) со сложенными на груди руками, или рукой, прижатой к сердцу, с благословляющей рукой и с четками. Этот тип иконографии самый распространенный и считается максимально канонич ны м, т.к. здесь, как и на исходном портрете, святой изображен в монашеской одежде и священнических атрибутах – поручи и епитрахиль, как для Таинства исповеди.

Пример иконного изображения : мозаичный образ Серафима Саровского на алтарной апсиде Серафимовской церкви при Выставочном центре ЗАО «Экспоцентр» в Москве на Краснопресненской набережной.

мозаичный образ Серафима Саровского на алтарной апсиде Серафимовской церкви при Выставочном центре ЗАО «Экспоцентр» в Москве на Краснопресненской набережной. Фото: Чеботарь Александр Мирчевич

Этот тип иконографии разнообразится не только ростовыми, но и поясными, и оплечными изображениями, а так же святой может изображаться в рост, с благословляющей десницей и моделью храма в другой руке.

  • Святой старец : изображение идущего святого Серафима в полумантии с посохом, как в часовне на источнике в Цыгановке, недалеко от Дивеева. Или, тоже идущего, но одетого в белый балахон старца, иногда опирающегося не только на посох, но и на топор, за плечами мешок, в котором святой носил Евангелие и камни для утомления плоти; бывает, что старец изображен идущим, но без посоха, а с благословляющей рукой и с четками.

Пример иконного изображения : храмовый образ на западном фасаде часовни Серафима Саровского в Острове Ленинского района Московской области, или храмовая икона на южном фасаде малой церкви Серафима Саровского в Кожухово в Москве.

  • Молящийся отшельник : изображение святого на камне с воздетыми в молитве руками на фоне леса, перед ним на небе образ Божией Матери «Умиление», рядом с камнем на земле топорик и мешочек с сухарями – едва ли не самое любимое изображение старца.

Пример иконного изображения : как на иконе в завершении иконостаса южного придела церкви Серафима Саровского в Екатеринбурге, или на храмовой иконе в церкви Введения Пресвятой Богородицы во Храм в Раево, в Москве, или на мозаичном изображении на фасаде часовни Серафима Саровского в Щелково Московской области, в храме пророка Илии в Обыденском переулке в Москве.

Моление на камне

Икона преподобного Серафима Саровского в молении на камне

Интересно, что изображения святого отшельника, молящегося на камне, были широко распространены в конце XIX века, еще до канонизации, с легкой руки дивеевских сестер, писавших для паломников эти картины на камешка х (осколках) от разбитого камня батюшки , на котором он молился.

С житием

Иконография ж итийны х икон может иметь самые разные сюжеты. Это могут быть не только иконы с клеймами и центральным каноническим изображением, например: прп. Серафим Саровский, с 12 клеймами жития, начало XX века; дерево, левкас, смешанная техника (ЦМиАР), но и собственно представляющие событие из жизни святого – например: Серафим, копающий канавку (Дивеевская мастерская, 1920г, клеймо складня, Дивеевский монастырь); или молящийся перед иконой Богородицы в своей келии.

Пред иконой Пресвятой Богородицы

Кроме моления на камне, молящимся старец изображается и в келии перед иконой Божией Матери «Умиление» — его келейным образом, это т.н. «отходной» образ, так встретился батюшка Серафим с Богородицей в Вечности, скончавшись на молитве перед Ее образом. Икона называется «Праведная кончина святого преподобного Серафима Саровского чудотворца», такая икона есть в Дивеевском монастыре.

Преподобный кормит медведя

Изображение с медведем — одно из житийных изображений старца, широко распространенных в разных редакциях. Известно из жития, что к святому в его лесную избушку приходил за сухариками медведь, и батюшка кормил его с руки.

Преподобный Серафим Саровский, кормящий медведя. 1879 г.
Мастерская серафимо-Дивеевского монастыря. Е. Петрова. Литография. РГБ

Пример изображения «Преподобный Серафим Саровский, кормящий медведя » литография мастерской Серафимо-Дивеевского монастыря (Е. Петрова, 1879 г.), рисунок Е.И. Фесенко (РГБ), известна и современная картина Пав ла Рыженко « Серафим Саровский с медведем» .

На картинах святой без нимба, на иконах должен быть нимб и икона должна быть освящена. Конечно, святого Герасима Иорданского тоже изображают со львом, но все же это скорей картина или иллюстрация жития святого, помогающая ближе узнать о жизни святого, и, хотя изображение не вполне канонично, дома, особенно для детской молитвы вполне пригодно. Если есть любовь и желание молиться, кто запретит обращаться к святому через такое изображение?

Явление Божией Матери

Серафим Саровский. явление Божьей Матери на Канавке.

  • Особый вид иконографии святого Серафима – это иконы « Явление Богородицы святому Серафиму » . Его сугубая любовь и почитание Божией Матери и Ее отклик на молитвы святого угодника к Ней отражается в этих иконах.

Иконография этих икон обширна — святой старец предстоит или молится на коленях перед явлением Божией Матери, которая является Одна, или в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна, Ангелов и святых.

Пример иконного изображения : икона работы монахини Иулиании (Соколовой), выполненная в 1957 г., находится в Трапезном храме Троице-Сергиевой лавры, в приделе, посвященном саровскому чудотворцу.

Также в Покровском Хотьковском монастыре есть редкая икона тронная Богородицы Печерской с предстоящими перед Ней прпп. Антонием Киево-Печерским и Серафимом Саровским.

Образ Божией Матери «Умиление»

Икона Божией Матери «Умиление»

Особо почитается икона Божией Матери «Умиление», которая была келейным образом прп. Серафима, на молитве перед которой он скончался 2 января 1833 года.

На иконе особое изображение Богородицы, относящееся по типу к иконам «Умиление» (по-гречески « Елеуса » или милостивая ) – с нежно склоненной головой и прикрытыми глазами, но без Младенца. На этой иконе Дева Мария изображена в момент возвещения Ей Архангелом Гавриилом предстоящего чудесного Рождения от Нее Христа Спасителя – вся Она тишина, мир, покой, любовь и радость. По нимбу вокруг головы надпись:

«Радуйся Невесто Неневестная ».

Происхождение иконы и автор неизвестны, стилистика иконы скорей в западной традиции, чем в русской, но святой старец дорожил образом и молился пред ним, называя «Всех радостей Радость» , перед ним исповедовал посетителей, помазывал маслицем от лампадки и так многих исцелил.

После его кончины икона до революции пребывала в Серафимо-Дивеевской обители, потом сохранялась в г.Муроме, сейчас хранится в Патриаршей резиденции, выносится на Субботу Акафиста в Богоявленский Елоховский собор в г.Москве. В Дивеевском монастыре находится сейчас один из списков, сделанных к дате канонизации преподобного в 1903г.

Изображения с прп. Сергием Радонежским и другими святыми

Иконография преподобного Серафима продолжает развиваться, например, появились иконы парные – Серафим Саровский и Сергий Радонежский , такая икона хранится в ЦАК МДА в Сергиевом Посаде, во многих храмах стали появляться такие иконы – два великих старца вместе .

Прпп. Серафим Саровский и Сергий Радонежский

Или Серафим и апостол Иоанн Богослов , объединенные общей любовью к Богородице. Преподобного Серафима часто объединяют на иконах с Царем-мучеником Николем II , который прославил старца. Есть иконы батюшки Серафима и Ксении Петербуржской .

А в храме святителя Филарета Московского города Лобни есть икона, на которой написаны преподобный Серафим Саровский, страстотерпец цесаревич Алексий, преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна . Такой состав святых на иконе свидетельствует о появлении новых традиций изображения преподобного.

Старинные и особо почитаемые иконы преподобного

Наиболее почитаемые иконы преподобного Серафима Саровского с частицами мощей находятся:

  • В Москве на проспекте Мира, д. 22а-24 находится подворье Серафимо-Дивеевского монастыря, здесь есть икона прп. Серафима дивеевского письма с частицей камня , на котором преподобный совершал свой подвиг и ковчег с мощами Дивеевских святых, в т.ч. и преподобного Серафима Саровского.
  • В Даниловом монастыре есть д ве иконы с частицами мощей преподобного — одна в Серафимовской церкви, в монастырской стене у Святых врат, копия старой с 1912г. келейной иконы схиигумении Фамари (Марджановой) переданной в монастырь в 1988 родственниками ее ученицы. Икона с частицей мощей преподобного, там же хранятся четки, частичка мантии и часть камня, на котором угодник Божий молился в течение 1000 дней. Другая икона с частицей мощей находится в Троицком соборе монастыря, на центральном юго-западном столпе. Адрес: Москва, ул. Даниловский вал, 22, метро «Тульская» (из центра — последний вагон), от выхода из метро идти назад, затем повернуть направо наискось на пешеходную дорожку, идущую через небольшой сквер с часовней; или от метро «Павелецкая», далее на любом трамвае в сторону окраины до остановки «Свято-Данилов монастырь».

Частицы мощей старца есть и в других обителях столицы:

  • В Донском монастыре, адрес: Донская площадь, 1-3, м. «Шаболовская», выход из первого вагона из центра, затем налево через площадь.
  • В Сретенском монастыре, адрес: Большая Лубянка, 19/1, м.Тургеневская.
  • На подворье Соловецкого монастыря в храме св. вмч. Георгия Победоносца (Рождества Богородицы) в Ендове. Москва, ул. Садовническая, д. 6., м. «Новокузнецкая».
  • В храме преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной на территории выставочного центра «Экспоцентр» (настоятель протоиерей Максим Козлов) находится икона с частицей мощей преподобного. Москва, Краснопресненская наб., 14, стр. 2, м. Выставочная.
  • В храме Воскресения Словущегов Филипповском переулке (Иерусалимское подворье), в центральном приделе находится икона преподобного Серафима с частицей мощей . А также ч асть Древа Животворящего Креста , д есница великомученика Евстафия Плакиды , к овчег с мощами многих святых Вселенской Церкви. Адрес: Москва, Филипповский переулок, дом 20, м.Арбатская.
  • Также образ преподобного Серафима,молящегося на камне с частицей его мощей , находится неподалеку - в храме пророка Илии в Обыденском переулке. Москва, 2-й Обыденский пер.,6, метро “Кропоткинская”, выход из первого вагона от центра.
  • В Елоховском Богоявленском кафедральном соборе хранится образ преподобного Серафима с частицами камня , на котором он молился, и частицей одежд . Адрес: Москва, Спартаковская ул.,15, М.Бауманская. На На 5-й неделе Великого поста, в пятницу вечером, на акафист в честь Похвалы Пресвятой Богородицы в собор приносят икону Божией Матери «Умиление» - келейный образ преподобного Серафима Саровского.
  • В крестильном храме сщмч. АлександраХотовицкого в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе находится икона преподобного Серафима с частицей его гроба. Образ ростовой «серебряковский» с рукой на сердце и четками, принесен в Знаменский храм монахинями разрушенного в 1930-е годы Дивеевского подворья, находившегося в начале нынешнего проспекта Мира. Адрес храма: Москва, 2-й Крестовский пер., 17, м.Рижская.

Мощи святого Серафима Саровского почивают в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре. Адрес: Нижегородская область, Дивеевский район, село Дивеево, Прудовый переулок, 3Б.

В чем помогает молитва к батюшке

Обращаясь к святому батюшке Серафиму, перед его иконой молятся:

  • об исцелении от различных недугов и болезней;
  • об исцелении от болезней детей и отроков, и об их добром воспитании;
  • об умирении нашей жизни: « стяжи дух мирен и вокруг спасутся тысячи», — говорил преподобный, поэтому к нему обращаются с молитвами об избавлении от раздоров, ссор, а также внутренних смятений и смущений;
  • о помощи в монашеском пути;
  • просят о прозорливом открытии пути и разрешении трудных ситуаций, когда не знаешь, как поступить и ищешь совета, наставления, подсказки;
  • о помощи в делах и бизнесе, только надо помнить, что, получая по милости Божией доход, надо помогать людям;
  • о помощи и защите при несправедливом утеснении от начальства;
  • о защите от диких животных, об избавлении от страхов перед животными и усмирении их;
  • об избавлении от греха, о исправлении жизни, покаянии и следовании по спасительном пути.

Случай чудотворной помощи

О чудесной помощи батюшки в наши дни написано очень много на странице портала Православие.ру.

Олег рассказывает:

«Несколько лет назад я читал житие святого батюшки Серафима, и мне казалось, что некоторые духовные вопросы мне становились более понятными. Но в это же время заболела моя дочь: тяжёлое осложнение после ветрянки. Тяжёлое испытание для всей семьи. Слава Богу, дочь поправилась, но за этот период лечения произошла переоценка ценностей в нашей семье.

И вот год назад у моей мамы было подозрение на опухоль, и я опять обратился к угоднику Божию святому Серафиму Саровскому. И Бог молитвами батюшки отвёл от страшной болезни!!! Дивен Бог во святых своих!!!».

Воронина Вера Федоровна :

«Так уж получилось, что первая книга духовного направления, которую я купила и прочитала, называлась «Житие старца Серафима». Запал в душу добрый, ласковый лик святого. Смотрю на икону, а в груди появляется тепло.

Мои знакомые поехали по святым местам в Москву и в подарок привезли мне сухарики, освящённые в чугунке батюшки Серафима, и коробку конфет с его изображением. Удивлению моему не было предела! В этот мне казалось, я летаю на крыльях.

В марте 2013 года мы с братом решили поехать на Святую Землю. За несколько дней до отъезда брат заболел. Я молилась батюшке Серафиму, чтобы он помог. Поездка состоялась. Батюшка Серафим во сне пришёл к брату и разговаривал с ним. Преподобный Отче Серафиме, моли Бога о нас!».

Иконография:
Серафим Саровский, преподобный
Датировки: XX в. После 1902 года.
Материал: Дерево, ткань, металл, литография
Размеры иконы: высота 22,3 см, ширина 17,7 см
Поясное изображение преподобного Серафима Саровского.
Инв. № ТвМ ВХ 114. Тверской государственный объединенный музей

Подвижник и чудотворец святой Серафим, возлюбив Христа, стяжал у Бога себе мирный Дух, а «Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен »(Ин.3:33), и благодать Божия продолжает пребывать с ним и на молящихся ему перед святыми иконами изливается, потому что «не мерою дает Бог Духа»(Ин.3:34).

^sss^Преподобный Серафим Саровский^sss^

Преподобный иеромонах Серафим Саровский - покровитель и основатель , был прославлен церковью в 1903 году по инициативе императора Николая I. I. Образ великого подвижника православия является одним из наиболее почитаемых в истории Русской Церкви. Святой Серафим прославился как среди православных прихожан церкви, так и за её пределами. Сегодня его лику поклоняются христиане в разных уголках земли.

Серафим Саровский обрёл свою известность и славу праведника ещё при жизни. Удивителен тот факт, что этот человек не был наделён духовным саном, однако с малых лет был удостоен почёта воочию лицезреть Божью Матерь. Многочисленные образы преподобного Серафима, находящиеся во всех христианских храмах, являются истинным напоминанием о его духовных подвигах и тех чудесных возможностях, которые он до сего дня использует на благо людей.

Первые знаки отроку

Родился в 1759 году, в городе Курске, отрок, получивший при крещении имя Прохор. Отец его, известный в городе купец Мошнин, слыл человеком верующим и богобоязненным. Он вкладывал немалые деньги в поддержание православия и даже начал возведение храма в честь преподобного Сергия. Однако, не завершив дела, вскоре умер, тогда сыну не исполнилось ещё и трёх лет. Все заботы, по возведению святилища, взяла на себя жена купца, Агафья.

Однажды мать взяла малолетнего сына на стройку. При осмотре высокой колокольни храма, мальчик оступился и сорвался на землю. Испуганная мать сбежала вниз и обнаружила Прохора целым и невредимым, в этом усмотрела она покровительство Божье.

В 10-летнем возрасте из-за болезни здоровье Прохора оказалось в опасности. Но во сне отроку привиделась Божья Матерь, сошедшая с Небес к его постели и пообещавшая исцеление. В тот день по улицам старинного Курска проносили с крестным ходом икону - Знамение Божьей Матери. Агафья на руках вынесла сына, чтобы он мог приложиться к чудотворной иконе, и с того дня больной быстро пошёл на поправку.

Старший брат Прохора, Алексей, продолжая купеческое дело отца, решил приучать к нему и младшего брата. Однако, мальчик не интересовался торговлей, душа его стремилась к Господу. Каждое утро он шёл в храм, послушать утреннюю молитву. Прохор рано познал грамоту, и тогда уже его любимым занятием было чтение. А читал он книги духовные, Священное Писание, евангелие, Житие святых. Мать радовалась таким богоугодным стремлениям сына.

По достижении 17 лет юноша уже точно знал, что не хочет вести мирскую жизнь . Прохор решил отдать себя монашеской жизни и для начала отправился в Киево-Печерскую лавру. Затворник Досифей, которого называли в лавре прозорливым, разглядел в юноше истинного слугу Христа. Через два года пребывания инока в лавре, Досифей посоветовал идти Прохору в Саровский монастырь, что находился в Тамбовской губернии, и благословил его на дорогу.

В 1778 году 19-летний инок оказался в Саровской обители, у её настоятеля, старца Пахомия. С тех пор усердно стал Прохор исполнять все возложенные на него послушания, ежедневно читал свои любимые духовные книги, псалтырь, Апостольские послания и пребывал в постоянных молитвах. Душа истинного христианина жаждала строгой жизни, он получил разрешение братии и стал уходить в лес для совершения молитв, удивляя монахов терпением.

Он практически не спал, переносил на ногах и в молитвах все болезни, отклонял всякую помощь, уповая в своих страданиях лишь на Бога. Однажды, когда состояние Прохора было настолько критическим, что вновь под угрозой оказалась его жизнь, к нему вновь явилась Богоматерь, и как в далёком детстве, исцелила от недуга. После этого чуда, на месте кельи, в которой произошло это спасение, построили храм и больничные палаты.

А в августе 1786 года Прохору исполнилось уже 28 лет , был он пострижен в иноки и наречён Серафимом. Ещё через год инок был посвящён в иеродиаконы. И шесть лет находился в этом служении, не отдыхая, забывая поесть, но на всё ему Господь давал силу. В 35 лет, в сане иеромонаха, Серафим оставил обитель и ушёл жить в глухой лес, на расстоянии 6 км от Саровского монастыря, на берег реки Саровки. Жил он в келье, где была всего одна комната с печкой.

Однажды преподобный подвергался нападению злых людей, требовавших деньги, которых у отшельника, конечно же, не было. Бандиты связали и сильно избили Серафима. Но, найдя в келье только немного картошки и одну-единственную икону Божьей Матери - Умиление, испугались и убежали. А святой, придя в сознание, поблагодарил Всевышнего за страдание и стал молиться о прощении разбойников.

Когда же Христов подвижник, окровавленный, пришёл в братскую обитель, и все увидели его раны, то сильно удивились. У старца были сломаны все рёбра и проломлена голова. Тогда слёг Серафим, и вновь пришло ему видение Пресвятой Богородицы, сошедшей к болящему со словами, обращёнными к врачам: «Что вы трудитесь. Ведь сей от рода моего!» А через пять месяцев после тяжких ран, преподобный снова возвратился в свою келью. Люди, узнав о возродившемся от смерти отце, начали приходить к нему за советом и помощью.

Есть такие свидетельства паломников, приходящих к святому отцу за помощью, когда отшельник кормил с рук громадного медведя или других диких зверей, которые не трогали, а любили его. Серафим же видел людей насквозь и умел без слов узнавать их надобности. От некоторых прихожан он уклонялся, а кто действительно был в горе и беде, принимал и давал свои наставления.

Святого чудотворца посещали не только простые люди , но и знатные лица. Всех он учил жить с верностью Церкви и Отечеству. Не раз соблазняли старца духом честолюбия, предлагали ему быть и архимандритом, и игуменом. Но он всегда стремился к истинному подвижничеству и отвергал все предложения. И только в 1810 году, когда старец утратил силы приходить в обитель, он навсегда оставил лесную келью и вернулся в монастырь, где продолжил вести затворнический образ жизни.

Целых пять лет старец не выходил к людям и братии. И даже открыв дверь, он всё равно ни с кем не разговаривал, поскольку принял обет молчания. А в сенях, возле двери в келью, поставил дубовый гроб, около которого молился, готовясь к извечной жизни. Паломники не раз видели, как Серафим, молясь Господу, вдруг поднимался над землёй и парил. Через десять лет безмолвия, преподобный Серафим вышел служить миру, но перед этим ему было явление Богородицы, разрешившей прекратить затворничество.

Однажды в Саровскую обитель приехал дьякон , был он из Спасска, и ложно обвинял другого священника. Святой Серафим сразу же распознал обман и прогнал лихоимца словами: «Уйди, клятвопреступник, и не служи более». Три года диакон не мог слово молвить, у него онемел язык. До тех пор молчал, пока не признал свою неправоту и лживое обличение другого.

Чего стоит чудо появления Серафимова источника и Дивеевского монастыря. В 1825 году старец увидел у реки Саровка Богоматерь, которая явилась с апостолами Иоанном и Петром, ударила посохом о землю и в тот же миг вырвался прозрачный фонтан. Именно Богородица дала указание о заложении в той местности Дивеевской обители. Взяв в руки лопату, батюшка Серафим сам стал копать колодец. От этой чистой воды до сей поры происходят невиданные чудеса и волшебные исцеления.

За два года до кончины старца, христианская церковь удостоила великого праведника Серафима празднованием явления Божией Матери. Это событие было как предзнаменование ухода из земной жизни святого угодника и приобретения им нетленной славы. В день 2 января 1833 года из кельи преподобного был увиден дым и запах гари. Ведь в его комнатушке всегда горели свечи, при этом он говорил: «Пока я живой, пожара не будет. А вот когда я помру, кончина моя откроется огнём». Вскрыв двери, наместники нашли бездыханное тело отца Серафима.

Никто не считал, сколько чудес с тех пор совершил Серафим от имени Господа, и сколько ещё будет совершено. В келье, после его кончины, были обнаружены многочисленные не распечатанные письма, но на вопросы, в них обозначенные, люди получили решение. Значит, старец, обладая даром прозорливости, на присланные письма отвечал, даже не раскрывая их. После похорон, в январе 1833 года, преподобный Серафим был объявлен святым.

Спустя почти 70 лет после земной кончины старца, 1 августа 1903 г., были изъяты его мощи, перенесены в красивый саркофаг (раку) и состоялась канонизация святого преподобного старца. На тот праздник собралось более трехсот тысяч верующих. Совершился крестный ход из Дивеева в Саровскую обитель. На протяжении всего пути участники исполняли святые песнопения, а епископ Тамбовский Иннокентий осенял верующих крестным знамением и чудотворной иконой Божьей Матери, которую старец завещал сёстрам Дивеевской обители. Православные летописцы утверждают, что до того дня таких многолюдных праздников Россия не знала.

В Дивеевском монастыре и Саровской обители можно прочитать письменные подтверждения случаев свершившихся исцелений лишь по молитвам преподобному Серафиму. Возвращались к жизни неизлечимо больные. Так, силой молитвы над мощами чудотворца, излечился помещик Мантуров от серьёзных заболеваний ног. И в знак благодарности помещик отказался от своего имущества, всё продал, остался нищим, а дальнейшую свою земную жизнь посвятил служению Господу.

В Дивеево мощи святого были возвращены в 1991 году. И вновь шёл многолюдный крестный ход, который возглавлял Патриарх Алексий I. I. И всё это благодаря любви к Серафиму Саровскому.

Имя чудотворца Серафима прославляется православными верующими два раза в год:

  • 15 января - день причисления старца к лику святых;
  • 1 августа - дата обретения нетленных мощей.

О чём молятся

Издавна известно, что божьи праведники, наделённые чудесными способностями, не лечат сами, они посылают через молитву просьбы к Богу, который, любя их, исполняет все прошения . Серафим Саровский молится постоянно за всех нас, его чудотворные молитвы исполняют желания, спасают в трудные минуты, помогают преодолеть невзгоды.

Кому помогает Серафим Саровский? Верующие, почитающие личность святого, молятся перед его иконой:

  • чтобы не поддаться греху;
  • не забыться в этой жизни;
  • суметь побороть искушения;
  • найти свой путь;
  • обрести душевное равновесие;
  • помочь справиться с гордыней и отчаянием.

Люди просят у чудотворной иконы:

  • излечения от болезней;
  • удачного брака;
  • защиты от недоброжелателей и завистников;
  • помощи в финансовом благополучии;
  • продвижению в бизнесе и торговле.

Накануне праздника в честь святого Серафима, устраиваемого в Дивеево на старый Новый год, специально собираются паломники, чтобы вместе с монахинями пройти ночью по канавке Богородицы крестным ходом. Идут верующие с чтением богородичной молитвы, в которой более ста раз повторяются слова «Богородице Дево, радуйся!»

Паломники убеждены в том, что именно в этот момент обращённые к святому слова и просьбы помогают в излечении заболеваний и свершении всех загаданных желаний. Лик Серафима Саровского лечит не только тело от ран, но и душу. Можно молиться святому, если вас кто-то сильно обидел, когда на душе тяжело.










Молитвы святому

Есть несколько молитв святому, которые помогают в разных жизненных ситуациях.

  1. Для защиты от бед и завистников читают молитву о помощи: «О, великий Божий угодник, преподобный и Богоносный отче Серафим! Воззри на нас, обременённых грехами, просим твоей помощи и утешения. Обрати к нам благосердие твоё и помоги нам заповедями Господними сохранить веру православную, прими покаяние в грехах наших, которые усердно Богу приносим, во благочестии христианском благодатно преуспеваем и хотим быть достойными твоего о нас молитвенного представительства к Богу. Святой Божий угодник, услышь нас, молящихся с верою и любовью, не презри нас, требующих твоего заступничества ныне и в час кончины, помоги нам и защити молитвами от злых наветов и деяний дьявольских. Как не обладаем мы теми силами, но с помощью твоей наследуем блаженство райской обители. На тебя лишь уповаем, отче благосердный. Будь нам истинным путеводцем ко спасению и приведи нас к вечному свету жизни. Богоприятным представительством твоим у престола Пресвятой Троицы, славим и поём со всеми святыми имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь».
  2. Чтобы избавить от болезней себя или близкого, нужно читать молитву об исцелении (можно рядом с фото больного): «Отче Серафиме, великий чудотворец, прибегаю к тебе, скоропослушный помощник! Мне радостно видеть лик твой благочестивый. Услышь глас словес моих. Дай мне дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания, яви силу свою. Призываю тебя, когда уйду от земных трудов к небесному упокоению, укрой любовью твоей, как невозможно исчислить чудеса твои, умножающиеся, как звёзды небесные, так даруй и мне исцеление. Молю тебя дерзновенно, о кроткий угоднике Божий, обратись к Нему молитвенно, вознеси обо мне благочинную молитву, чтоб Господь даровал благопотребную сию жизнь и душевное спасение, да огради меня от падений и научи истинному покаянию, безпреткновенное вхождение в вечное Царство Небесное, где ты ныне сияешь во славе. И воспеваю я со всеми святыми Родоначальную Троицу до скончания веков. Аминь».
  3. О любви, семье и замужестве просят в такой молитве: «Преподобный отче Серафим, любовью Божьей исполненный, Божественный непрестанный служитель, любимый сын Матери Божьей, услышь мя, любящего и многоогорчающего тебя. Дай и мне быть усердным служителем Богоугодной любви. Той любви, которая долго терпит, не завидует, не гордится, не превозносится, милосердствует, не бесчинствует, не радуется неправде, а радуется об истине. Умоли Богородицу дать любовь изначальную, да послужи на земле твоим ходатайством и молитвами Богородице и всем святым, достигну и я царства любви и света, припадаю к стопам Владыки, давшего заповедь об истинной и вечной любви. Отче, не отринь мольбу сердца, любящего тебя, прости мне мои грехи вольные и невольные, любящего Бога умоли. Помоги нам нести общие тяготы, не дай сделать другим, чего себе не хотим, дай пройти свой путь в истине, любви и терпении. Сия любовь служит мне бытиём и только с этой любовью, сердечной песнею, дай окончить земную жизнь, начать с нею же жизнь вечную в стране истинной любви. Помолись за нас, любимый отче и любящий нас! Аминь».

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Святой преподобный Серафим Саровский был рожден в Курске обыкновенной семье купца под именем Прохор. Будучи ребенком, его родители занимались строительством городского храма и как раз в этот период с ним и случилось первое чудо, мальчик свалился с колокольни и при этом не получил ни одной царапины и с тех пор Прохора начало интересовать Святое чтение, а будучи 17-летним подростком он принял решение служить Господу.

А после родители определили своего сына в Киево-Печерскую Лавру, после которой он оказался в Саратовской пустыне, где впоследствии и получил свое имя. В этой статье Вы сможете узнать, в чем помогает Серафим Саровский, какое имеет значение образ, где находятся святыни и многое другое.

Следует отметить, что икона Умиление Серафима Саровского почитается не только у православных людей, но и также у католиков, ведь весь жизненный путь преподобного является действительно образцом стремления верующего к обретению духовного совершенства. Святой каждый день преодолевал различные трудности, лишения и соблазны закаляя дух свой с каждым разом все больше и больше.

Все существующие ныне списки Прохора действительно уникальны, так как это тот самый редкий случай в иконописной истории, когда чудотворный лик является идентичным его еще прижизненному обличию, от чего изображение приобретает существенную выразительность.

Эта твердость веры во Всевышнего, безграничная доброта полностью открывается верующему через написанный образ преподобного. Чтоб преклониться перед мощами и святыней православные люди приезжают со всей России и даже из-за зарубежья.

А накануне праздника в честь Святого в Старый Новый год, некоторые из паломников специально приезжают в собор чтобы вместе с жителями монастыря по канавке Богородицы пройти этой ночью крестным ходом с чтением богородичного правила, где свыше ста раз повторяется молебень «Богородице Дево, радуйся!».

Сами паломники убеждены в том, что такого рода служение осененное присутствием Святого придает необычайное чувство праздника.

О чем просят Серафима Саровского:

  • Молят о прекращении душевных страданий и об обретении умиротворенности;
  • Также в молебне к образу взывают для восстановления гармонии между внешним и внутренним мирами, таким образом, находя в себе душевную устойчивость.
  • Святой проповедник поможет направить верующего на путь истинный, если тот заблудился и пошел неверной дорогой;
  • Православные люди также обращаются к лику
  • Молитвенное прошение может помочь справиться с отчаянием и гордыней;
  • Просят у чудотворного изображения и излечение от тяжелых недугов. Есть свидетельство того что Святой еще при жизни мог исцелять даже от смертельных болезней, а использовал для этого молитву и воду набранную из источника. Если взывать в молебне к преподобному Прохору, то в особенности он поможет при заболеваниях ног, внутренних органов и некоторых других проблемах. Само излечение совершается не только в физическом плане, но также и духовном;
  • Молодые девушки, которые искренне читают молитву, образ поможет создать прочные отношения, выйти замуж, изменить свою личную жизнь к лучшему, а тем, кто уже связан семейными узами поможет укреплению любви и отношений;
  • Помимо всего вышеперечисленного божественное изображение также способствует и продвижения в торговле и бизнесе, однако, только в тех случаях, когда заработанные средства, будут тратиться не только на себя любимого, но и выделяться на благотворительность и для поддержки близкого человека.

Когда проводится день памяти Святого

Празднование совершается несколько раз в год:

  • 15 января (2 января по старому стилю) – в честь дня преставления преподобного Прохора в 1833 г;
  • 1 августа (19 июля по старому стилю) – обретение нетленных мощей Серафима в день его рождения. Причем сами мощи были обретены несколько раз, в 1991 г. был второй раз, в СССР и также в день рождения Святого.

В каких храмах есть Чудотворные иконы Серафима Саровского

  • Нетленные мощи старца можно увидеть в монастыре Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском;
  • В Москве:
  • В Патриаршем монастыре Девеевского подворья также хранится часть мощей преподобного;
  • Мощи Святого Прохора можно увидеть в Новоспасском, Сретенском, Донском и во многих других монастырях;
  • А вот в Даниловом монастыре на хранении находятся не только часть мощей, но также и два списка с божественным ликом;
  • Чудотворное изображение вместе с частицами камня, на котором в своем тысячедневном стоянии молился Святой, а также частица одежд хранятся в центральном Елоховском Богоявленском кафедральном соборе;
  • В Кунцеве можно воззвать в молебне к образу в соборе, названном в честь Святого;
  • Святыня также есть еще в церкви в честь образа Богоматери «Всех Скорбящих».
  • В Санкт-Петербурге:
  • На Серафимовском кладбище в Старом Петергофе расположен собор Преподобного Серафима;
  • В Эстонии:
  • Преклониться перед божественным изображением можно и в Нарве в храме Воскресения Христова

Чудеса Серафима Саровского

Сын Людмилы вернулся из армии, но работу хорошую все никак не мог найти. Сам парень сильный и здоровый, а брали его только разве что продавцом или курьером, что для молодого человека никакой перспективы не сулило, да и стыдно как-то. У сына Людмила образования не было, но его всегда можно получить и заочно, главное что «руки золотые».

Женщина стала взывать в молитве к Святому, так как она всегда обращалась к этому образу при разных жизненных невзгодах, он то, как раз таки в свое время и помог Людмиле, когда она не могла долгое время забеременеть, он вымолил Ванечку. В этот раз мать решила тоже обратиться к лику попросить за сына, чтобы помог найти ему нормальную роботу. Спустя где-то неделю позвонил крестный Вани и сказал, что для него есть место на СТО;

У Виктории родилась доченька Даша, но, к сожалению не совсем здоровенькая, врачи поставили диагноз – врожденный порок сердца. Сами доктора говорили, что если до шестилетнего возраста у ребенка все не израстется, то нужно будет проводить сложную операцию. Вся семья ежедневно проводила в молитвах перед чудотворным изображением.

Мать Виктории специально съездила в Дивеево и привезла внучке священные на мощах сухарики и целебную воду из истока. В скором времени работа сердца девочки выровнялось и стало хорошо работать. Сейчас дочери Виктории уже 15 лет, она полностью излечилась, и ее сняли с учета, благодаря помощи чудотворного пророка.

Молитвы обращенные к Святому

Молитва на торговлю

«Уповаю на тебя, Саровский Серафим, и молю об успешной торговле. Пусть дело спорится, а торговля лепится. Аминь».

Креститесь и покидаете Храм, купив дополнительно еще 3 свечи и икону Серафима Саровского. Придя домой, зажигаете свечи, рядом ставите икону и с мольбой обращаетесь к святому Серафиму:

«Помоги мне, Саровский Серафим, наладить удачную торговлю. Не за ради наживы обращаюсь к тебе, а по причине скудных продаж. Ниспошли мне покупателя щедрого, сговорчивого и не вредного. Защити меня от разорения и от тщетного рвения. Да будет воля твоя. Аминь».

Существует еще одна молитва, также обращенная к святому. Только она помогает в том случае, если на Ваше дело навели злобную мысль:

«Обращаюсь к тебе, святой Серафим, и прошу отвести злую скверну. Как удача в торговле не клеится, так разорение скудное сеется. Не откажи мне в благодатной помощи и очисти меня от зависти подобных. Не наказывай их за порченное дело, но ниспошли мне удачу в торговых делах. Да будет воля твоя. Аминь».

Молитва об исцелении

«О, великий угодниче Божий, преподобне и Богоносне отче наш Серафиме! Призри от горения славы на нас смиренных и немощных, обремененных грехами многими, твоея помощи и утещения просящих. Проникни к нам благосердием твоим и помози нам заповеди Господни непорочно сохраняти, веру православную крепко содержати, покаяние во гресех наших усердно Богу приносити, во благочестии христианстем благодатно преуспевати и достойны быти твоего о нас молитвеннаго к Богу предстательства. Ей, святче Божий, услыши нас молящихся тебе с верою и любовию и не презри нас требующих твоего заступления: ныне и в час кончины нашея помози нам и заступи нас молитвами твоими от злобных наветов диавольских, да не обладает нами тех сила, но да сподобимся помощию твоею наследовати блаженство обители райския. На тебя бо упование наше ныне возлагаем, отче благосердный: буди нам воистину ко спасению путевождь и приведи нас к невечернему свету жизни вечныя Богоприятным предстательством твоим у престола Пресвятыя Троицы, да славим и поем со всеми святыми достопоклоняемое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь».

Молитва о замужестве

«О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отъиде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любовь твоя проста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Темже и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй, вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу Сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу до скончания века. Аминь».

Храни Вас Господь!

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то