Конспект по орксэ (опк) на тему «человек и бог в православии» (4 класс). Конспект урока на тему "Человек и Бог в православии" план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему А жизнь людей мгновенна и убога


« Земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош: и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один ». И. К. Айвазовский. Сотворение мира (Хаос).




« И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь: и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй ». Второй день творения











« И создал Бог светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды. И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы ». Четвёртый день творения мира



И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую: и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее … И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. Пятый день творения






Урок 3

Тема: "Человек и Бог в православии".

Цель: духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников посредством приобщения к православной культуре.

Задачи:

Предметные:

    актуализация представления учащихся о понятиях культура, культурные традиции, православная культура;

    формирование образного представления о Боге с позиции православного человека;

    формирование представлений об отношениях человека к Богу;

    первичное ознакомление учащихся с понятиями: творчество, свобода, разум, совесть, добро и любовь;

    формирование умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта;

Развивающие:

    развитие познавательного интереса к предмету;

    развитие коммуникативных навыков и культуры выражения мысли;

    развитие логического мышления, воображения, эмоциональной сферы;

Воспитательные:

    формирование положительного отношения к ценностям православной культуры;

    формирование навыков доброжелательности, уважения к другому человеку, адекватной самооценки;

    воспитание добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру, людям.

Оборудование:

Презентация

Компьютер

Проектор

Учебник «Основы светской этики»

Ход урока.

    Организационный момент.

    Актуализация знаний.

Сегодня, как и на предыдущих уроках, мы продолжим знакомиться с окружающим нас миром, великой книгой, открывающей свои тайны каждому разумному человеку, научающей добру и красоте.

Но прежде, чем перевернуть еще 1 страницу этой книги, давайте вспомним о чем нам удалось узнать на предыдущем уроке.

Задание № 1. Разделите представленные предметы на группы. Объясните, по какому признаку вы отнесли их к той или иной группе.




Назовите каждую группу предметов обобщающим словом.

ПРИРОДА КУЛЬТУРА

Задание №2

Продолжите предложения.

Значение слова "культура" в древности __________________________________________

С. 7 (То, что выращено человеком в саду, т.е. то, чего нет в дикой природе)

Значение слова "культура" в современном мире _____________________________________________________________________________ С. 7 (Все, что человек создал своим трудом)

Культура - среда жизни человека, в которой сохраняются и передаются из поколения в поколение самые важные ценности, традиции.

Что наши предки считали вечными ценностями человеческой жизни?

С. 6 (Добро, честь, нравственность, долг, взаимопонимание, любовь к ближнему, желание нести добро людям, справедливость, милосердие)

Задание №3

Напиши слова, к которым даны значения:

_______________ – чувство, которое наполняет жизнь человека и учит жертвовать своими интересами ради других.

_______________ – качество противоположное злобе.

Вспомните впечатления арабского путешественника, посетившего Россию 350 лет тому назад, в XVII веке.

С.8

В 17 веке в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский. Вот некоторые черты нашей культуры, которые его поразили: "В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины… На Пасху все целуются, говоря «Христос воскресе!». Люди молятся в храмах по шесть часов. Все это время народ стоит на ногах. Какая выносливость! Несомненно, все эти люди святые! Винные лавки остаются закрытыми от субботы до понедельника. Так же делается и во время больших праздников. По отчеству зовут даже крестьян. Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами.

Какие черты русской православной культуры XVII в. живы до сих пор?

(В праздник ходят в церковь в лучших одеждах, молятся по 6 часов, на Пасху целуются и говорят "Христос воскресе", женщины сидят за столом вместе с мужчинами)

Какие из упомянутых традиций уже не встретишь в современной жизни?

(Не закрыты в выходные дни винные магазины, не все люди ходят в храм)

Иностранец восклицает: " Несомненно, все эти люди святые! "

Как вы думаете, а сами эти люди считали себя святыми или нет? Почему?

    Чтение по ролям.

С. 10 - 11

Множество детских рук гладили котенка, которого Ваня только что на глазах у всех спас от собаки:

- А тебе не страшно было?

- Поначалу было…

- А потом?

- А потом я кое-что вспомнил…

- Вспомнил? Что? О чем? Кого? - наперебой загалдели друзья.

- Вспомнил, что с Богом бояться не надо.

Ребята в недоумении замолчали.

Быстрее всех на новое слово отозвалась Леночка:

- Бог это кто? Дяденька в черном платье и бородой? Я его по телевизору видела! Но тут его не было!

Все засмеялись, включая Ваню. Но затем он стал серьезным:

- В черном платье и с бородой это, наверно, священник. Это человек, который служит Богу. А Бог…

Ваня снова растерялся. А потом тихо сказал:

- Ну не смогу я это объяснить. Просто когда я вспоминаю о Боге, мне бывает хорошо. Ну, как бывает, когда вместе с отцом что-то мастеришь. Или когда мама обнимает. Но маму-то я вижу. А Бога я не вижу. А всё равно чувствую что-то доброе…

(Да, т.к. он уверен, что Бог есть.)

С кем сравнивает Ваня Бога? Почему?

(Ваня сравнивает Бога с отцом или мамой потому что чувствует его защиту.)

4. Целеполагание.

Ваня не смог объяснить своим друзьям, кто такой Бог. А вы можете?

Задайте вопрос на который мы должны ответить на нашем уроке.

Какова цель нашего урока?

(Найти ответ на вопрос: Кто такой Бог? Познакомиться с представлениями православных людей о Боге. Постараться понять, как вера в Бога может влиять на поступки людей.)

5. Знакомство с новым материалом

Итак, тема нашего разговора "Человек и Бог в православии".

Бог открыл людям о Себе,что Он - бестелесный и невидимый Дух. Есть вещи, которые мы не можем увидеть, услышать, потрогать. Однако на свете есть много вещей, которые не нельзя осязать, но без которых нам невозможно жить. Это - любовь, ум, совесть, радость, добро.

"Мы не видим Бога, - часто говорят неверующие люди, - значит Его нет". Однако мы не видим и воздух, который нас окружает, но чувствуем, что мы им дышим и без него не можем жить. Бога мы тоже не видим, но действие Его и проявления, мудрость и силу Его мы видим повсюду в мире и ощущаем в самих себе.

Все свойства Божии исходят как солнечные лучи от Единого Бога.

Православные люди верят, что Бог...

Поэтому Он

Бог любит нас всех и в высшей степени любит, для всех творит добро. Бог есть Любовь.

ВСЕБЛАГИЙ

Бог всегда, во всякое время находится везде. Нет такого места в мире, где бы Его не было. Никто и нигде не может укрыться от него.

ВЕЗДЕСУЩИЙ

Бог не имеет начала и не имеет конца. Бог вне времени.

ВЕЧНЫЙ

Бог всегда хранит правду и справедливо судит людей.

ВСЕПРАВЕДНЫЙ

Для Бога нет ничего невозможного; Он может сделать всё, что пожелает.

ВСЕМОГУЩИЙ

Бог знает все, что было, что есть и что будет. Знает каждого из нас, и не только, что мы делаем и говорим, но и о чем мы думаем и чего желаем.

ВСЕВЕДУЩИЙ

Бога верующие люди называют Творцом или Создателем, потому что Он сотворил весь мир и человеческий род.

Что же такое творчество?

(Творчество - это создание чего-то нового, чего раньше не было.)

Бог сотворил видимый мир за 6 дней. И сказал Бог: "Да будет свет!" И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. Это был первый день творения.

В о второй день по слову Божию появилось небо (облака, воздух).

В третий день Бог собрал воду в определенных местах - получились моря, озера, реки. А освободившаяся земля по велению Божию покрылась красивыми цветами, кустами, деревьями - растениями.

В четвертый день Бог создал небесные светила: солнце, луну и звезды.

В пятый день Бог заселил моря рыбами, а землю - пресмыкающимися и птицами

В шестой день на земле появились разнообразные крупные четвероногие животные. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему, и да владычествует он над рыбами морскими, над птицами небесными, над зверями земными...

В тот же день Бог сотворил человека, у которого была разумная душа, которая могла понимать добро, и воля, чтобы свободно стремиться творить добро.

Каким Бог сотворил этот мир и человека в нем? Какими еще дарами наделил Бог человека, мы попробуем узнать познакомившись с произведением К.Д. Ушинского "Размышления маленького христианина о человеке".

"Я теперь ещё не очень велик и силён. Я вырасту и сделаюсь взрослым человеком. Потом стану стареть. Когда-то мне придётся умереть. Но душа моя не умрёт никогда, потому что Бог дал мне бессмертную душу . Теперь мое тело живет , питается и растёт, чувствует и движется, потому что оно одарено жизнью.

Я понимаю, что мне говорят и могу выражать свои мысли и желания. У меня есть ум, дар слова . Если я слушаю внимательно, то запоминаю. У меня есть способность памяти. Я представляю очень живо, какие буду иметь удовольствия, когда настанет лето. У меня есть способность воображения.

Я люблю своих родителей и многих товарищей. Когда мне делают добро, я чувствую благодарность. Я сержусь, когда мне досаждают; смеюсь, когда мне весело; плачу, когда мне грустно. У меня есть много душевных внутренних чувств .

Когда я выполню урок, у меня на душе легко. Когда поленюсь, не послушаюсь, моя душа беспокоится и недовольна моими поступками. У меня есть совесть .

Мне иногда не хочется учиться. Но я могу себя заставить. Мне иногда не хочется делать то, что мне приказывают, но я могу принудить себя выполнить волю родителей или наставника, зная, что я должен им повиноваться, и что они желают мне добра. У меня есть воля.

Я не видел и не могу видеть Бога, потому что Он Дух. Но я верю, что Он существует, видит всё, знает всё, управляет всем, любит нас и желает нам добра. В моей душе есть вера в Бога.

Я иногда пошалю, иногда поленюсь, иногда не послушаюсь, иногда скажу глупость. Но у меня есть желание быть умным, знать много, быть послушным, правдивым, добрым. И я могу стать таким, если постараюсь. У меня есть желание и возможность сделаться умнее и добрее.

Все эти способности: дар слова, память, воображение, вера в Бога, желание и возможности сделаться лучше называются способностями душевными .

В теле человека живёт невидимая душа, без которой тело было бы мёртво: не могло бы ни чувствовать, ни двигаться, несмотря на все свои прекрасно устроенные органы. Душа человека одарена многими способностями, из которых некоторые есть и у животных. Но у животных нет дара слова, нет совести, нет свободной воли; они не могут иметь понятия о Боге, не имеют желания и возможности сделаться лучше.

Человек одарён прекрасно устроенным телом, одарён жизнью, одарён душой свободной, разумной и бессмертной, желающей добра и верящей в Творца Вселенной.

Задание №4.

Заполни таблицу, объясни, какие дары дал Бог человеку. Смотри слова для справок.

Нам даны:

Что это?

Зачем?

Свобода

Выбирая добро - мы приближаемся...

Богу)

Разум

Знать, ... ( из чего выбираешь)

Совесть

Чтобы отличить … (добро от зла)

Доброта

Чтобы дарить … (радость другим)

Любовь

Чтобы быть … (счастливым)

2. Возможность выбирать

3. Служение, самопожертвование

4. Ум, знание, понимание

5. Хорошее отношение

6. Закрепление изученного

Задание №5.

Впиши недостающие слова.

Бог даровал человеку… свободу, __________, ___________, ___________, любовь.

С.11

Камни просто подчиняются законам природы. Им для этого свобода не нужна. Но если человека заставить совершить ь добрый поступок, станет ли такой вынужденный поступок добрым?

Вот Ваня палкой отогнал собаку. Он свободно решился на этот поступок и его поступок стал добрым. Котенку, которого защитила Ванина палка, тоже стало лучше. Ну а сама-то палка разве стала от этого чем-то лучше?

Вот и человек если действует несвободно как бездумная палка в чьих-то руках, не может стать лучше. Добро рождается только тогда, когда человек сам свободно выбрал свой поступок. Поэтому ради умножения добра человеку Бог дал ещё и свобод у.

Но свободный несмышленыш может быть опасен. Поэтому к свободе полагается еще и разум . Но если рядом с умом нет ни совести, ни любви, то может получиться просто хитрый преступник. Поэтому людям также даны совесть, доброта, любовь .

Ну, а тот, кто такие дары дает, сам, конечно, ими обладает. Итак, можно сказать, что Бог - это свободный и разумный Создатель , Который создал мир и любит Свое творение. Поэтому Бога называют ещё Творцом и Любовью.

Во все времена христиане размышляли: сохранил ли человек в себе образ Божий? Какой он человек?

Задание №6

Вспомни рассказ из учебника про Ваню. Соедини стрелочками вопрос с правильными ответами.

Какими качествами обладает Ваня?

Злость

Вера вБога

Отвага

Жадность

Смелость

Доброта

Трусость

Общительность

Задание № 7

Распредели слова на две группы: любовь к ближним, обман, доброта осуждение, дерзость, непослушание, смирение, забота о родных, гнев, правдивость, ложь, воровство, терпение, зависть.

Что помогает человеку приблизиться к Богу? Что отдаляет человека от Бога?

... ...

Задание 8.

Прочитай отрывок стихотворения Я. Грота.

Ах, маменька, могу ли я

Когда-нибудь увидеть Бога

Среди Небесного Чертога?

Но разве ты, душа моя,

Его не видишь беспрерывно

Во всём, что вкруг тебя живёт:

В полёте птички, в плеске вод,

В цветке, во всей природе дивной.

Когда, вставая иль ложась,

Сложивши ручки, ты читаешь

Свою молитву, всякий раз

Тогда у Бога ты бываешь,

Ты видишь Господа...

Подчеркни зелёным карандашом ответ на вопрос " Где и когда можно увидеть Бога? "

Как еще человек может увидеть или почувствовать Бога?

Светлана Копылова "Следы"

С.14

Вера в Бога нередко вдохновляла людей на создание прекрасного: храмов, икон, картин, стихов, музыки.

И еще. Все, что связано с именем Бога, даже на письме оформляется особым образом. Загляните в рубрику "Это интересно".

Задание 9.

В каждом прямоугольнике сделай рисунок, соответствующий надписи в нём.

Сотворил Бог

Сделал человек

Сделал человек для прославления Бога

7. Рефлексия

Дары Богу.

Вопросы и задания:

1. Почему люди сравнивают любовь Бога к человеку с любовью отца к своим детям? Объясните.

2. . Почему Бога называют Творцом и Любовью?

3. Можно ли назвать Ваню религиозным человеком? Как его религиозные убеждения проявились в его поступке?

(А Ваня молодец. Человек, верящий в Бога, очень часто именно благодаря своей вере совершает светлые, добрые и отважные поступки. И если он верит в любовь и в Бога, то это придаёт ему силу, и он сам становится добрее . )

Нужна ли сила для совершения добра? Это какая сила: физическая, сила воли, духовная сила?

4. Попросите родителей, других взрослых рассказать тебе о православии. Вместе подумайте над вопросом: Что значит быть православным человеком?

Темрюкский район п. Виноградный Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 12 Муниципального образования Темрюкский район Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» с использованием элементов здоровьесберегающих технологий в 4 классе Тема урока: «Человек и Бог в православии»

учитель музыки МБОУ ООШ №12 п. Виноградный ОРКСЭ в 4 классе Урок № 3 Тема урока: «Человек и Бог в православии». Цель урока: Осмысление важнейших понятий, на которых основана православная культура, логику становления этой культуры. Знакомство с представлениями верующих людей о Боге. Задачи урока: Обучающая: узнать представления верующих людей о свойствах Бога и понять, что они означают. Научиться объяснять связь человеческих представлений о Боге с законами добра Развивающая: усвоить, что мир пронизан любовью Бога, и Бог любит и хранит каждого человека, живущего на земле. Воспитывающая: выработать отношение к словам благодарности, овладеть представлениями о законах добра. Виды деятельности: Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. Основные термины и понятия: Спасибо, Творец, Премудрость, Всемогущество, Вездеприсутствие, Любовь Словарик к уроку: Творец ­ слово творец означает совершителя, созидателя каких­то определённых (творческих) дел, например, так мы называем художника, писателя, поэта, композитора, архитектора, а их произведения - творениями. Сам же процесс созидания называется творением. Наша вселенная - это творение Бога, созидателя вселенной. Он создал, сотворил бытие на Земле. Человека, Своё создание, Он также наделил способностью творить и создавать свой мир - мир человеческой, материальной культуры. Средства наглядности: Репродукции икон (Троица, Спас и другие), икон с изображением Христа­Спасителя, фотографии богослужебных книг, репродукция гравюры Г. Доре «Суд Соломона», картины М. Врубеля «Сошествие святого духа», фото мозаики «Христос» из храма Святой Софии в Константинополе, М. Нестерова «Христос» из Покровского храма Марфо­Мариинской обители в Москве; репродукции картин Н. Ломтева «Нагорная проповедь», Г. Гагарина «Исцеление расслабленного». Основные вопросы урока: Какие дары бог дал человеку? Как вера в Бога может влиять на поступки людей? Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Человек и Бог в православии», бумага, цветные карандаши. Ход урока: 1. Огранизационный момент (слайд 1)

Ответы учащихся на вопросы, помещённые под рубрикой «Вопросы и задания» 2. (слайд 2) Задания, помещённые в учебнике под этой рубрикой, могут быть дополнены следующими: ­ Ты, наверное, обращал внимание на то, что люди иногда, выслушав кого­либо или выполнив какое­нибудь дело, говорят: «Слава Богу!». Или, наблюдая за чьим­то недостойным поведением, восклицают в досаде: «О, Боже!». Может быть, ваша мама или бабушка, отправляя вас в школу, на тренировку или просто играть во дворе, говорит вслед: «Ну, иди с Богом!». (Слайд 3) Задумывался ли ты о том, почему люди дают друг другу такие напутствия? Объясни своё мнение по этому поводу. (Слайд 4) Пусть каждый из вас на чистом и аккуратном листе бумаги нарисует ромашку с длинными лепестками. В центре цветка крупно напишет слово БОГ. (Слайд 5) На лепестках ромашки запиши слова, которые, как ты думаешь, обозначают явления, понятия, предметы, которые так или иначе связаны с тем, что написано в центре цветка. Раскрась свою ромашку. ­ Теперь прикрепи рисунок к стенду или стене. Расскажи одноклассникам о том, что в твоём представлении тесно связано с понятием «БОГ», то есть представь свой рисунок через словесные суждения. ­ Обрати внимание, есть ли такие слова, которые в рассказах и рисунках, твоём и одноклассников, повторялись? Итак, по твоему мнению, БОГ – .....(запиши повторяющиеся слова) Есть ли в списке слова, которые являются опорными словами темы урока? 3. Тема урока: «Человек и Бог в православии». (Слайд 6) Работа с текстом учебника Чтение статьи учебника про себя. Перечитывание статьи учебника на основе выполнения перечисленных заданий. В статье учебника разные действующие лица так или иначе высказывают разные представления о Боге. Как представляют себе Бога Ваня, Леночка, учитель физики, учительница русского языка. Найди ответ в статье учебника и запиши его в таблицу: Для Вани Бог ­ Для Леночки Бог ­ Для учителя физики Бог ­ Для учительницы литературы Бог ­ Для тебя Бог. (Слайд 7) Для Вани Бог Для Леночки Бог Для учителя физики Бог Для учительницы литературы Для тебя Бог....... Обсуждение ответов на следующие вопросы: (Слайд 8 ­ 9)

Нужна ли сила для совершения добра? Это какая сила: физическая, сила воли, духовная сила? Изменится ли твоё поведение от того, что ты будешь знать, что за тобой постоянно наблюдает тот, Кто любит тебя? Какие чувства руководили Ваней, когда он ринулся спасать котёнка? Кто сильнее, умнее, разумнее: Ваня или котёнок? Что могло помешать Ване спасти котёнка? Были ли какие­то внутренние силы, которые могли помешать спасти котёнка? Зрительная гимнастика Расширение поля зрения. Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем ­ правый глаз, за левым ­ левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их... и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места. Вращаем правый пальчик по часовой стрелке, а левый – против и следим за ними глазками. Закрыть глаза и сосчитать до 10. Работа с дополнительной информацией (врезкой) Осмысление данного в дополнительной информации: ­ К кому обратился человек, если о Том, к Кому он обратился? Написано вот так: « И человек обратился к тому, Кто…». (Слайд 11) ­ К кому обратился автор следующих реплик: «Я обратился к создателю этого фильма» и «Я обратился к Создателю»? (Слайд 12) Работа с дополнительным материалом может быть дополнена следующими материалами ­ Происхождение слова Бог. (Слайд13) В русский язык это слово вошло из очень древнего языка, на котором семь тысяч лет назад (то есть вплоть до пятого тысячелетия до нашей эры) говорили предки и нашего и многих других европейских и восточных народов (включая индусов). На этом древнем индо­ европейском языке «бага» или «бхага» – это доля, порция, удел, часть. Затем же это слово стало обозначать того, кто распределяет эти дары, то есть самого Бога. Знаешь ли ты? ­ Слово «спасибо» – это сокращённое произнесение двух слов: СПАСИ и БОЖЕ, БОГ – спаси Бо(же). Такими словами люди выражают благодарность Богу: «Спаси, Господи!». ­ Что такое спасибо? – слово вежливости, ритуал, пожелание?

­ Если пожелание, то чего? ­ Какой синоним можно подобрать: Спаси вас Господь – . ­ Когда уместно сказать просто спасибо, а когда спаси вас Господь Физкультминутка Девочки и мальчики Девочки и мальчики прыгают как мячики прыжки на двух ногах Ножками топают, ручками хлопают, топают, хлопают Головой кивают, кивают головой А после отдыхают. присесть, руки положить под щёку 4.Чтение стихотворения А.К. Толстого Осмысление стихотворения. Перечитай стихотворения, подчеркни непонятные тебе строки, задай вопросы, ответы на которые тебе помогут понять смысл стихотворения. Почему слово Слово в стихотворении написано с большой буквы? Как ты понимаешь фразу «Всё рождённое от Слова... к нему вернуться жаждет снова»? Как ты понял фразу «Всем мирам одно начало»? Какова, по мысли поэта, цель творения? Найди строчку, которая отвечала бы на данный вопрос. Какие законы природы ты можешь наблюдать вокруг себя? Как этим законам подчиняется природа? 5. Подведение итогов урока. Ответы учащихся на вопросы учебника и дополнительные вопросы ­ Какую силу имела в виду учительница русского языка ­ Попробуй понять связь между словами Бог, богатый, убогий. Каково их современное значение? ­ Согласен ли ты с тем, что добро, которое совершается по принуждению, перестаёт быть добром? Как это можно объяснить? ­ Поговори с родителями, родственниками: может быть, они смогут рассказать тебе о людях (своих знакомых или исторических лицах), которые сделали какое­то дело, по­ настоящему доброе, необходимое не только их близким, но и совсем чужим, и сделали его бескорыстно, ради Бога. (Слайд 14) Задание, направленное на усвоение следующей темы урока: ­ Как ты думаешь, может ли человек общаться с Богом, и если может – то как он это делает? Рабочая тетрадь. Урок 3. Бог и человек в православии. Бог – Творец мира

Бог Задание: Заполни таблицу по образцу. мы знаем, что Бог... Бог любит нас всех и в высшей степени любит мы говорим, что Он всеблагий (Бог есть Любовь) Бог не имеет начала и не имеет конца. Бог вне времени. Бог всегда хранит правду и справедливо судит людей. Для Бога нет ничего невозможного; Он может сделать всё, что пожелает. вездесущий всеведущий

Цель: Актуализировать представления учащихся о понятиях культурные традиции, культура¸ религия, этика, используя работу с тестом и текстом учебника. Сформировать образное представление отношения человека к Богу на основе работы с рассказом о Ване. Первичное ознакомление учеников с понятиями творчество, свобода, разум, совесть, добро, любовь и их конкретизация через ответы на вопросы в таблице.

Основные вопросы урока:

    Какие дары Бог дал человеку.

Тема урока 3 перекликается с темой урока 9 – «Православное учение о человеке». Там главные вопросы звучат так: «Чем Бог одарил человека?», «Что такое образ Божий в человеке?». Значит, на уроке 3 мы даём лишь первоначальное представление о дарах Творца человеку – то есть о том, что сотворённый Богом мир предназначался во владение человеку, создавался для него .

На уроке 3 мы должны, прежде всего, уяснить себе, в каких отношениях, с точки зрения православной культуры и веры, находятся Бог и человек, человек и Бог. Для этого необходимо обратиться к книге «Бытие», главе 1-й – к сюжету о сотворении мира.

1. Ребята, прочитайте на с. 8 небольшой рассказ о мальчике Ване и обратите внимание на фотографию Вани на с. 9.

Как вы думаете, Ваня – какой-то необыкновенный мальчик или обычный? (Обыкновенный мальчик, только верующий).

Что помогло мальчику преодолеть страх и броситься спасать котёнка? (Вера в Бога. Ваня сказал: «С Богом бояться не надо». Вера делает человека бесстрашным.)

Как Ваня объяснил свои чувства по отношению к Богу? Смог ли он объяснить, Кто это? (При мысли о Боге Ване хорошо, как бывает, когда он рядом с мамой или с папой. Он чувствует себя защищённо, тепло, спокойно.)

2. Какие дары Бог дал человеку.

Наши предки были верующими людьми. Да и значительная часть современных людей тоже верит в Бога. У верующих людей есть священная книга – Библия. Это самая древняя книга на земле. Она переведена на 2400 языков мира. В ней и рассказывается о том, Кто такой Бог. В Библии говорится, что Бог – это Творец, то есть Он сотворил мир и человека.

Чтение книги Бытия о сотворении мира и просмотр слайдовой презентации.

Учащиеся получают раздаточные листы с отрывками из книги Бытия, а также с дарами Творца человеку (вклеить эти листы в тетрадь – в домашнее задание).

Можно предложить детям сделать в тетради записи и зарисовки на тему «Дни творения». (Кадры мультфильма, например: шесть кадров - шесть дней творения. Рядом с каждым «кадром» поставить цифру – по дням творения. Можно кратко записать, что или кто было создано в этот день.

Заготовки для мультфильма можно распечатать заранее и предложить детям. А дома они вклеют «мультфильм» в тетрадь. На одном заготовочном листе размещены два «мультфильма», лист разрезать пополам. Шестой день творения – животных и людей - можно предложить детям нарисовать дома.)

Из книги Бытия мы видим, что Бог сотворил мир для людей . Вся земля с её природой, её богатствами, её красотой дана в дар человеку. Место для жизни человека Бог готовил особенно тщательно и заботливо, – это Райский сад. В нём есть всё, что нужно – и пища, и тепло, и общение, и возможность приложить и развить свои таланты.

От человека же требуется хранить дар Творца и – преумножать его. Заботиться о нём. Для этого человеку и дано такое множество талантов, способностей, с помощью которых он будет править миром и беречь его.

Ребята! Прочитайте, пожалуйста, на с. 10 учебника сообщение в рубрике «Это интересно». Какая существует связь между словом «Бог» и словом «дары»?

3. Это интересно. Слово «Бог».

4. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

Сегодня мы узнали, что христиане верят в Бога-Творца. Бог для христианина – Тот, Кто сотворил мир, природу, всё живое и самого человека. И весь этот мир Создатель отдал в дар Своему любимому творению – человеку.

Как вы думаете, как же должны верующие люди относиться к Богу? (Ответы детей: с благодарностью, уважительно, почтительно, с любовью…)

Действительно, в православной культуре есть даже такое специальное слово, которое выражает отношение человека к Творцу, - «благоговение». То есть необычайно почтительное, трепетное отношение. Отношение любящего, может быть, даже восхищённого, сына (или дочери) к безгранично уважаемому им Отцу.

А поскольку Бог – Творец и, конечно, видит Своё творение – Его называют в православии Всевидящим – то верующий человек старается жить так, чтобы ему не за что было стыдиться перед Богом. В Ветхом Завете (а это часть Библии, к которой принадлежит и книга Бытия) есть выражение «ходить пред Богом». То есть люди старались никогда не забывать, что на них смотрит Бог, и никогда не совершать таких поступков, которые огорчили бы или прогневали Творца.

Это отношение выразилось даже в том, как православные христиане пишут слово «Бог». Прочтите сообщение из рубрики «Это интересно» на с. 11 учебника.

5. Это интересно. «Большая буква».

6. Выводы.

Итак, ребята, какие же выводы мы можем сегодня сделать?

Из книги Бытия мы узнали, что Бог-Творец дал человеку множество даров. Какие это дары? - перечислите их.

Человек, сотворённый Богом, чувствовал себя, как именинник, которому подарили чудесные подарки, и был очень благодарен за них Богу. Он хотел никогда не огорчать, а, наоборот, всегда радовать своего Создателя и жить так, чтобы, глядя на человека, Творец всегда был им доволен. То есть верующий человек, православный, всегда помнит, что над ним есть Бог, и старается не совершать зла.

1. Ты, наверное, обращал внимание на то, что люди иногда,

выслушав кого-либо или выполнив какое-нибудь дело, говорят:

« Слава Богу!». Или, наблюдая за чьим-то недостойным поведением,

восклицают в досаде: «О, Боже !». Может быть, ваша мама или

бабушка, отправляя вас в школу, на тренировку или просто играть во

дворе, говорит вслед: «Ну, иди с Богом!».

Задумывался ли ты о том, почему люди дают друг другу такие

напутствия? Объясни своё мнение по этому поводу.

2. Пусть каждый из вас на чистом и аккуратном листе бумаги

нарисует ромашку с длинными лепестками. В центре цветка крупно

напишет слово БОГ.

На лепестках ромашки запиши слова, которые, как ты думаешь,

обозначают явления, понятия, предметы, которые так или иначе

связаны с тем, что написано в центре цветка. Раскрась свою ромашку.

7. Домашнее задание:

1) Устно ответьте на вопросы с. 11 учебника

2) Рисунок «Сотворение мира».

NB ! Поскольку учебники часто на дом не выдаются, домашнее задание можно распечатать на листках. Раздать детям и также вклеить в тетради.

Темрюкский район п. Виноградный

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 12

Муниципального образования Темрюкский район

Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» с использованием элементов здоровьесберегающих технологий

Тема урока:

«Человек и Бог в православии»

учитель музыки МБОУ ООШ №12

п. Виноградный

ОРКСЭ в 4 классе Урок № 3 дата 20.09. 2012 г.

Тема урока: «Человек и Бог в православии».

Цель урока:

Осмысление важнейших понятий, на которых основана православная культура, логику становления этой культуры. Знакомство с представлениями верующих людей о Боге.

Задачи урока:

Обучающая: узнать представления верующих людей о свойствах Бога и понять, что они означают. Научиться объяснять связь человеческих представлений о Боге с законами добра

Развивающая: усвоить, что мир пронизан любовью Бога, и Бог любит и хранит каждого человека, живущего на земле.

Воспитывающая : выработать отношение к словам благодарности, овладеть представлениями о законах добра.

Виды деятельности:

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия:

Спасибо, Творец, Премудрость, Всемогущество, Вездеприсутствие, Любовь

Словарик к уроку:

Творец - слово творец означает совершителя, созидателя каких-то определённых (творческих) дел, например, так мы называем художника, писателя, поэта, композитора, архитектора, а их произведения - творениями. Сам же процесс созидания называется творением. Наша вселенная - это творение Бога, созидателя вселенной. Он создал, сотворил бытие на Земле. Человека, Своё создание, Он также наделил способностью творить и создавать свой мир - мир человеческой, материальной культуры.


Средства наглядности:

Репродукции икон (Троица, Спас и другие), икон с изображением Христа-Спасителя, фотографии богослужебных книг, репродукция гравюры Г. Доре «Суд Соломона», картины М. Врубеля «Сошествие святого духа», фото мозаики «Христос» из храма Святой Софии в Константинополе, М. Нестерова «Христос» из Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве; репродукции картин Н. Ломтева «Нагорная проповедь», Г. Гагарина «Исцеление расслабленного».

Основные вопросы урока:

Какие дары бог дал человеку?

Как вера в Бога может влиять на поступки людей?

Оборудование : компьютер, проектор, презентация «Человек и Бог в православии», бумага, цветные карандаши.

Ход урока:

Огранизационный момент (слайд 1) Ответы учащихся на вопросы , помещённые под рубрикой «Вопросы и задания»

Задания, помещённые в учебнике под этой рубрикой, могут быть дополнены следующими:

Ты, наверное, обращал внимание на то, что люди иногда, выслушав кого-либо или выполнив какое-нибудь дело, говорят: «Слава Богу!». Или, наблюдая за чьим-то недостойным поведением, восклицают в досаде: «О, Боже!». Может быть, ваша мама или бабушка, отправляя вас в школу, на тренировку или просто играть во дворе, говорит вслед: «Ну, иди с Богом!».

(Слайд 3) Задумывался ли ты о том, почему люди дают друг другу такие напутствия? Объясни своё мнение по этому поводу.

(Слайд 4) Пусть каждый из вас на чистом и аккуратном листе бумаги нарисует ромашку с длинными лепестками. В центре цветка крупно напишет слово БОГ.

(Слайд 5) На лепестках ромашки запиши слова, которые, как ты думаешь, обозначают явления, понятия, предметы, которые так или иначе связаны с тем, что написано в центре цветка.

Раскрась свою ромашку.

- Теперь прикрепи рисунок к стенду или стене. Расскажи одноклассникам о том, что в твоём представлении тесно связано с понятием «БОГ», то есть представь свой рисунок через словесные суждения.

Обрати внимание, есть ли такие слова, которые в рассказах и рисунках, твоём и одноклассников, повторялись? Итак, по твоему мнению, БОГ – .....(запиши повторяющиеся слова) Есть ли в списке слова, которые являются опорными словами темы урока?

3. Тема урока: «Человек и Бог в православии». (Слайд 6)

Работа с текстом учебника

Чтение статьи учебника про себя.

Перечитывание статьи учебника на основе выполнения перечисленных заданий. В статье учебника разные действующие лица так или иначе высказывают разные представления о Боге. Как представляют себе Бога Ваня, Леночка, учитель физики, учительница русского языка . Найди ответ в статье учебника и запиши его в таблицу: Для Вани Бог - Для Леночки Бог - Для учителя физики Бог - Для учительницы литературы Бог - Для тебя Бог.

(Слайд 7)

Обсуждение ответов на следующие вопросы: (Слайд 8 - 9)

Нужна ли сила для совершения добра?

Это какая сила: физическая, сила воли, духовная сила?

Изменится ли твоё поведение от того, что ты будешь знать, что за тобой постоянно наблюдает тот, Кто любит тебя?


Какие чувства руководили Ваней, когда он ринулся спасать котёнка?

Кто сильнее, умнее, разумнее: Ваня или котёнок?

Что могло помешать Ване спасти котёнка?

Были ли какие-то внутренние силы, которые могли помешать спасти котёнка?

Зрительная гимнастика

Расширение поля зрения.

Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем - правый глаз, за левым - левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их... и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места. Вращаем правый пальчик по часовой стрелке, а левый – против и следим за ними глазками. Закрыть глаза и сосчитать до 10.

Работа с дополнительной информацией (врезкой)

Осмысление данного в дополнительной информации:

К кому обратился человек, если о Том, к Кому он обратился? Написано вот так: « И человек обратился к тому, Кто…». (Слайд 11)

Работа с дополнительным материалом может быть дополнена следующими материалами

Происхождение слова Бог. (Слайд13)

В русский язык это слово вошло из очень древнего языка, на котором семь тысяч лет назад (то есть вплоть до пятого тысячелетия до нашей эры) говорили предки и нашего и многих других европейских и восточных народов (включая индусов). На этом древнем индо-европейском языке «бага» или «бхага» – это доля, порция, удел, часть. Затем же это слово стало обозначать того, кто распределяет эти дары, то есть самого Бога.

Знаешь ли ты?

Слово «спасибо» это сокращённое произнесение двух слов: СПАСИ и БОЖЕ, БОГ – спаси Бо(же). Такими словами люди выражают благодарность Богу: «Спаси, Господи!».

Что такое спасибо? – слово вежливости , ритуал, пожелание?

Если пожелание, то чего?

Какой синоним можно подобрать: Спаси вас Господь – .

Когда уместно сказать просто спасибо, а когда спаси вас Господь

Физкультминутка

Девочки и мальчики

Девочки и мальчики прыгают как мячики прыжки на двух ногах

Ножками топают, ручками хлопают, топают, хлопают

Головой кивают, кивают головой

А после отдыхают. присесть, руки положить под щёку

4.Чтение стихотворения

Осмысление стихотворения.

Перечитай стихотворения, подчеркни непонятные тебе строки, задай вопросы, ответы на которые тебе помогут понять смысл стихотворения. Почему слово Слово в стихотворении написано с большой буквы? Как ты понимаешь фразу «Всё рождённое от Слова... к нему вернуться жаждет снова»? Как ты понял фразу «Всем мирам одно начало»? Какова, по мысли поэта, цель творения? Найди строчку, которая отвечала бы на данный вопрос. Какие законы природы ты можешь наблюдать вокруг себя? Как этим законам подчиняется природа?

5. Подведение итогов урока.

Ответы учащихся на вопросы учебника и дополнительные вопросы

Какую силу имела в виду учительница русского языка

Попробуй понять связь между словами Бог, богатый, убогий. Каково их современное значение?

Согласен ли ты с тем, что добро, которое совершается по принуждению, перестаёт быть добром? Как это можно объяснить?

Поговори с родителями, родственниками: может быть, они смогут рассказать тебе о людях (своих знакомых или исторических лицах), которые сделали какое-то дело, по-настоящему доброе, необходимое не только их близким, но и совсем чужим, и сделали его бескорыстно , ради Бога. (Слайд 14)

Задание, направленное на усвоение следующей темы урока:

Как ты думаешь, может ли человек общаться с Богом, и если может – то как он это делает?

0 " style="border-collapse:collapse;border:none">

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то