Мощи святого николая чудотворца в венеции. Венеция: Мощи святителя Николая есть не только в Бари. Санта Лючия и другие

Барийцы напали на Ликийские Миры в 1087 году, разграбили храм и похитили из саркофага мощи святого Николая Чудотворца. Однако в суете происходящего приблизительно пятая часть мощей уцелела и через 9 лет была доставлена в Венецию.

Причины появления христианских реликвий в Венеции

Византийская империя покровительствовала венецианцам и защищала город от варварских набегов. Учитывая, что Венеция была аванпостом империи на Апеннинском полуострове, городу придавался особый статус. Венецианский флот принимал активное участие в защите Константинополя, но империя пала. Многие христиане из павшего города бежали в Венецию. После взятия турками в XV столетии Византийской империи к Венеции отошла значительная часть ее владений. Город завладел несколькими греческими островами.

Прибывшие беженцы активно участвовали в политической, экономической и культурной жизни Республики. Был построен православный собор. Стоит заметить, что венецианцы были толерантны, не устраивали гонений на другое вероисповедание, поэтому православные греки пользовались всеми правами и привилегиями религиозной диаспоры. Поэтому в Венецию и были доставлены многие религиозные христианские святыни, которые были вывезены из Константинополя. До сегодняшнего дня в храме святого Георгия хранится десная рука святителя Василия Великого, которую пожертвовал собору один из членов византийского императорского дома. В этом же соборе хранится и часть мощей святого Георгия.

Венеция

Как мощи святителя Николая оказались в Венеции

Венецианский флот и армия принимали активное участие в первых крестовых походах. Четвертый крестовый поход, в результате которого был захвачен и разграблен Константинополь, организовали и оплатили венецианцы. Этот поход принес Венеции большую выгоду, многие православные реликвии были вывезены из столицы Византии в качестве трофеев в Венецию, где хранятся и по сей день.

Папой римским Урбаном II был организован I Крестовый поход против «неверных». Поход был предпринят для завоевания новых земель и распространения католической веры на завоеванных территориях. В походе принимали участия многие западные феодалы, ополченцы были хорошо вооружены и подготовлены. Участники похода принимали крест и находились под покровительством Святой Церкви, поэтому и были названы крестоносцами.

Венецианцы тоже были участниками этого похода.

На острове Лидо, в храме San Niccolo участников похода напутствовал патриарх Пьетро Бадоаро и венецианский епископ Энрико Контарини. Когда патриарх вознес молитву святому Николаю и попросил о помощи в ратном деле, он так же возжелал обретения венецианскими войнами мощей святого покровителя Николая. Епископ Энрико отплыл к Святой земле вместе с войсками.

По пути к Иерусалиму, возле острова Родос, венецианцы одержали победу над пизанцами, многие из которых были взяты в плен. По сведениям хроники тех лет, когда венецианские корабли приблизились к берегам Ликии, епископ Энрико решил использовать эту возможность, получить мощи святого Николая и умножить число покровителей Венеции.

На берег были высажены разведчики, которые доложили, что турки практически опустошили город Миры и жители покинули его. Из-за того, что прихожан практически не осталось службы в базилике Святителя Николая велись лишь раз в месяц. Возле храма венецианцами была организована засада, но базилика оказалась пуста, ее охраняли только четверо греческих стражников. Он рассказали, что мощи были похищены из базилики десять лет назад. Часть мощей захватили барийские войны, а еще до этого часть мощей император Василий увез в столицу Византии и где они теперь находятся – неизвестно. Однако, рассказу стражников не поверили, обыскали весь храм, но в саркофаге обнаружили лишь святую воду и миро. Разозлившись, венецианцы начали пытать стражников. Один из греков, не выдержав мучений, попросил разрешения поговорить с епископом. Стражник взывал епископа пощадить его и говорил, что не знает, где находятся мощи. Мольбы не были услышаны и стражника продолжали пытать. Спустя некоторое время епископ приказал прекратить пытки и в благодарность греки показали ему, где хранятся мощи других святых: святого мученика Феодора и св. Николая-дяди, которые были епископами Ликийского города Миры.

Мощи были доставлены на корабль. Моряки готовились к отплытию, но в это время оставшиеся в базилике венецианцы почувствовали специфический аромат. Восхитительное благоухание распространялось из одного из церковных пределов. Опросив несколько оставшихся в городе жителей, венецианцы узнали, что в канун больших праздников епископ совершал богослужение не в базилике, а в помещении, которое расположено рядом, где был установлен престол, из чего венецианцы сделали вывод, что мощи могут находиться именно там. Они исследовали помещение и обнаружили на потолке фреску с изображением лика святого, именно она и чудесное благовоние подсказало крестоносцам, где искать мощи.

Воины вскрыли пол под алтарем и обнаружили, что под слоем земли есть еще один пол. Разбив его, они наткнулись на странное вещество, которое защищало раку со святыми мощами. Когда все защитные слои были уничтожены, венецианцы обрели мощи святого Николая Чудотворца. На месте обнаружения мощей расхитители нашли надпись на греческом языке, которая говорила о том, что здесь покоится епископ Николай, который прославлен своими чудесами на море и земле. По всему храму распространился восхитительный аромат благовоний, и случилось первое чудо. Когда епископ покрыл мощи своей мантией, ветвь пальмы, которая была помещена в саркофаг вместе с мощами, дала побеги. Эта ветвь пальмы была привезена Николаем Святителем из Иерусалима.

Венецианцы увезли пальмовую ветку вместе с мощами, как символ чуда и Божьей силы.

Причина столь тщательного сокрытия мощей кроется, согласно древнегреческим источникам, в том, что император Византийской империи Василий Первый хотел доставить мощи епископа в Константинополь. Однако волей провидения передумал и решил запечатать и скрыть мощи от всех желающих их получить. Как мы уже знаем, они были надежно укрыты от всех, но все-таки венецианцам удалось их обрести.

Помимо венецианцев при обретении ими мощей присутствовали и плененные пизанцы и барийцы, которые стали свидетелями достоверности находки. Многие из пленных были отпущены. Местному священнослужителю были отданы средства на восстановление храма.

На борту корабля было построено подобие храма из кусков вещества, в котором хранились мощи, внутрь которого были помещены мощи святого. Священникам было поручено совершать молитвы день и ночь и прославлять его.

Венецианцы продолжили свой путь к Иерусалиму, но к тому времени Первый Крестовый поход был практически завершен и венецианцы, оказавшиеся на Святой земле, не принимали участия в военных действиях, а занимались лишь договорами и контрактами на обеспечение провизией, кораблями и матросами. Корабли венецианских крестоносцев пробыли в Иерусалиме некоторое время, после чего вернулись на Родину.

На родине их встречали с большой честью. Мощи поместили в одну из церквей города для поклонения. Многие чудеса творились при святых мощах, многие страждущие обрели исцеление. Через некоторое время мощи были переправлены на остров Лидо, где начинался этот поход и куда в соответствии с обетом они должны были быть доставлены. Мощи были помещены в монастырь бенедиктинцев, в церковь, названную в честь святого Николая, однако по поводу их местонахождения существовало множество различных мнений.

Источники, из которых мы узнали о перемещении мощей

Все вышеизложенные сведения основываются на трудах Фламиния Корнера «Исторические известия о церквах и монастырях Венеции и Торчелло», которые были изданы на итальянском языке в сокращенном варианте. Полная версия этого труда была написана на латыни и насчитывает двенадцать томов. В качестве первоисточника автор использует анонимную венецианскую рукопись, в которой рассказана история перенесения мощей в Венецию.

Другие сведения об этом можно почерпнуть лишь из хроник барийских, написанных Никифором и Иоанном. Рукописи этих авторов являются основными в раскрытии вопроса о возникновении мощей в городе Бари, но их появление в Венеции описано вскользь, и является лишь косвенным подтверждением.

По описаниям этих источников барийцы дважды пытались овладеть мощами. Первая попытка потерпела неудачу. Во время второй попытки барийцы высадились на Ликийский берег, когда местные жители прятались в горах, спасаясь от набегов варваров. Им необходимо было успеть найти мощи до возвращения жителей в город. Несколько человек из числа местных жителей успели вернуться и оказать сопротивление, однако силы были не равны и мощи святого отплыли в город Бари.

В изъятии святых мощей учувствовало 65 моряков, одним из которых был моряк по имени Маттео. Он в спешке извлек голову и другие части мощей из саркофага, который был наполнен миром. По причине спешки и невозможности определить, все ли мощи изъяты, можно предполагать, что часть тела усопшего могла остаться в саркофаге.

Матрос, по всей вероятности, не имел при себе никакой емкости или ткани для того, чтобы поместить в них мощи, тем более, что они должны покоится в мире, поэтому он смог взять только их часть.

Повествование Иоанна об этом событии более детальное, но суть произошедшего остается та же. Иоанн настаивает на «неделимости» останков святого, так как при жизни он завещал морякам не разделять его мощи на части. Впрочем, следует отметить, что этим барийские хроникеры пытались доказать, что святые мощи находятся только в их городе, а все остальное является фальсификатом.

Очевидным фактором является и то, что все описания жизни того времени, и барийские в том числе, были политически ангажированы и поэтому в каждой хронике мы можем встретить ложь, которая искусно замаскирована. Например, хроники от Иоанна, говорят, что один из барийских моряков произнес «Мы здесь по поручению римского папы», что является ложью.

В то время захват религиозных святынь основывался не столько на религиозных чувствах, а в основном на точном расчете. Политически было выгодно и престижно обладать, как много большим количеством святынь, которые защищают не только государство, но и успокаивают его жителей. Религиозные святыни не только оберегали граждан государства, но являлись его гордостью. В средние века иметь в небесных покровителях несколько святых было очень престижно. Вот почему политическое влияние и могущество Республики значительно увеличилось с приобретением ей мощей святых и различных религиозных святынь.

Основным фактором для этого повествования является то, что барийские хроники не опровергают то, что часть святых мощей осталась в Мирах. В данном случае не имеет значения нашли ли венецианцы часть мощей, которую не вывез Василий Первый или это была часть, которую барийцы оставили в раке. Важно то, что барийские источники не исключают сам факт того, что в их городе хранятся не все мощи святого архиепископа Мир.

Вид на остров Лидо

Венецианцы считают Святого Николая своим покровителем

Как уже говорилось, жители венецианской республики считали святого Николая своим покровителем. Это обусловлено тем, что они были искусными мореплавателями, а именно этот святой всегда покровительствовал мореплавателям. Когда-то, по словам историка, собор святого Марка после его реконструкции хотели посвятить святому Николаю, либо же сделать два престола, которые были бы посвящены обоим святым. Доказательством того, что данный факт имел место, является то, что в центральной апсиде храма расположена мозаичная икона Святого Николая Чудотворца.

Правда стоит отметить, что венецианцы в точности выполнили обет крестоносцев и положили мощи святого в храме на острове Лидо.

Церковь, в которой храниться реликвия, возведена на входе в бухту и все мореплаватели, которые проплывали мимо, останавливались у храма и возносили молитвы святому, благодарили его за поддержку в морских странствиях.

Существует легенда, что название маленького города в Италии, который находится на пути между Венецией и Падуей, носит название Мира и назван он так в честь святого Николая. Много лет назад венецианские купцы, возвращаясь из долго плаванья, остановились у острова и вознесли хвалебные молитвы святому. Далее они отправились по реке Брента в город Падуя, чтобы продать товары. На ночлег они остановились в небольшой деревушке, где соорудили подобие часовни, в честь святого, который помогал им в пути. Через некоторое время деревушка стала называться в честь Ликийского города, в котором жил святой.

После обретения мощей трех святых: Николая Чудотворца, святого Николая-дяди, которого по ошибке считали дядей святого, и мученика Феодора Лидиский монастырь стал пользоваться большим почтением у венецианцев. На нужды монастыря были пожертвованы немалые средства, земли и церкви, гражданами и правителями Республики, что является прямым доказательством глубоко почтения святого Николая.

У саркофага с мощами святых происходили чудеса. Подробное их описание мы можем встретить в хрониках, написанных послушником монастыря.

Подтверждение подлинности мощей

Саркофаг с мощами святых вскрывали не один раз.

В 1449 году аббат Бортоломео III стал свидетелем чудесного явления – из раки сочилась чистейшая жидкость, которая испускала божественное благоухание. Она была собрана с помощью ткани и помещена в сосуд. Сосуд отнесли в холодное помещение, но жидкость не замерзла. Получив разрешение венецианского епископа, рака была вскрыта, в ней обнаружили емкость с загустевшим миром и каменную табличку с надписью на греческом языке. Эти же предметы были найдены в раке и в ходе исследований, которые проводились в 1992 году.

В середине 17-го века мощи святых были помещены в новую церковь, где они сохраняются в мраморном саркофаге по настоящее время. Во время переноса мощей было произведено освидетельствование, в ходе которого было установлено, что останки святого Николая отличаются белизной и более мелкие, чем мощи других святых. Это можно объяснить тем, что они были сильно повреждены при их изъятии в Мирах.

После Второго Собора католическая церковь стала более критично относиться к свидетельствам хроник, что повлекло за собой проведение частых исследований мощей святых. Так в 1992 году было проведено еще одно исследование мощей святителя Николая. Оно проходило при участии профессора Барийского университета Луиджи Мартино, который до этого проводил освидетельствование мощей в городе Бари в 1953 году. Л.Палюде возглавлявший изыскания на их основе издал отчет с фотографиями мощей.

Вид на монастырь Св Николая на острове Лидо

Когда мраморную раку вскрыли, в ней обнаружили святые останки трех святых, которые покоились в разных отделениях, в самом большом находились мощи Святителя. Так же было найдено тайное отделение, находившееся под свинцовым покрытием. Покрытие было демонтировано и под ним нашли множество костей. Кости были разных размеров и отличались по цвету. Помимо этого в саркофаге нашли: круглю черную каменную табличку с надписью на греческом языке, которая сообщает, что здесь покоятся мощи святого Николая, часть черепа, но, как мы знаем, она никак не могла принадлежать святому, и емкость, наполненная миром. По результатам проведенных исследований профессор Мартино пришел к следующим выводам: останки, находящиеся на территории Венеции, являются частью мощей находящихся в Бари.

Перенесение святых мощей, как в Венецию, так и в Бари имеет огромный духовный смысл. По Божьему проведению останки христианских святых были перенесены на земли инаковерующих не просто так. Мы можем только предполагать, что это произошло для того, чтобы вернуть западных христиан в лоно Матери Церкви, убедив их в силе православного духа, или чтобы православные паломники, путешествующие по святым местам, своей верой и почитанием несли свидетельство о силе Православия Западному миру.

Сам же святой становится, посредством своих чудес и благих дел, которые несут благодать не только православным, но и представителям других вероисповеданий, связующим звеном в вопросах веры и взаимопонимания. Вот поэтому и Венеция, и Бари могут стать не только местами паломничества православных христиан, но и послужить сближению и пониманию между представителями разных религиозных течений.

Православные верующие почитают мощи святого Николая

Православные верующие, проживающие в Венеции и являющиеся прихожанами прихода святых Жен-Мироносиц Московского Патриархата, делают все возможное, чтобы донести сведения о местонахождении православных реликвий в Италии до каждого русского паломника. Проводятся различные исследования, на основе которых издаются публикации. Полученная информация передается единоверцам в России. В настоящее время, благодаря проделанной работе, число русских паломников к православным святыням в Италии значительно увеличилось. Для организации путешествий к православным святыням, расположенным на Севере Италии, при приходе была учреждена паломническая служба. Так же в приходе проводятся службы во славу святых.

Известно, что в Италии находится множество православных реликвий, в их числе мощи святого праведного Захарии, отца св. Иоанна Предтечи, святого Первомученика и архидиакона Стефана, святого апостола и евангелиста Марка, святых Патриархов Александрийских Афанасия Великого и Иоанна Милостивого. Назовем также мощи первого монаха – прп. Павла Фивейского, святой мученицы Христины Тирской, святых великомучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата, святой мученицы Лукии Сиракузской, мученицы Валерии, святого мученика Павла, преподобной Марии Вифинской, называвшейся в монашестве Марином, преподобномученика Анастасия Персиянина, святых мучеников и бессребреников Космы и Дамиана Аравийских, святого апостола и евангелиста Луки в Падуе, а также наиболее важные части мощей особо чтимых святых: рука св. великомученика и целителя Пантелеимона, десная рука святителя Василия Великого и рука святителя Иоанна Златоуста.

Так же в Венеции, где некоторое время хранился терновый венец Спасителя, сохраняются несколько шипов из этого венца. Можно смело утверждать, что Венеция находится в числе первых городов Италии по количеству расположенных на ее территории священных православных реликвий.

О многих хранящихся в Венеции святынях не было известно в России. Например, о мощах великомученика Сергия, который в молодых годах принял монашеский постриг и стал почитаемым святым не только в России, но и во всем христианском мире. Святой Сергий был одним из римских мучеников, которые пострадали за веру. Мученик Вакх тоже относился к их числу, его мощи тоже находятся в Венеции. Нередко о житие римских мучеников первых веков мало что известно, но это не служит препятствием для воздаяния им почестей. Множество паломников с любовью и трепетом припадают к их священным останкам.

Верующие прихода в дни памяти святых, чьи мощи хранятся в Венеции, совершают торжественные богослужения у мест их сохранения. Настоятели католических приходов не препятствуют этому, а наоборот приветствуют подобные начинания. Так же проводятся молебны у святых мощей вместе с паломниками, прибывшими из России.

Во втором по значимости для католической церкви соборе св. Марка в 2004 году, в день памяти этого святого, была проведена первая в истории собора православная литургия. По своему архитектурному стилю и духу собор св. Марка построен в стили византийских православных храмов, поэтому, по мнению многих католических священников, которые присутствовали на литургии, православное богослужение органично сочеталось с духом самого храма.

Конечно же, мощи святого угодника Николая, являются для всех христиан важнейшей реликвией. Поэтому священники долго добивались возможности проведения литургии на мощах этого святого. Ранее позволялось лишь совершать молебны и акафисты. В 2004 году было получено разрешение. И все уверены, что первая литургия послужит хорошим началом для общего почитания мощей святого обеими конфессиями. Так же в 2004 году была передана частица мощей Николая Чудотворца, которую прихожане в день перенесения Тихвинской иконы Божией Матери преподнесли в дар Святейшему Патриарху.

Перспективы православной миссии в Венеции

Количество православных реликвий, которые находятся на территории Венеции, позволяют считать город одним из духовных центров Православия. Большое количество паломников желает посетить святые места, припасть к мощам святых, однако в настоящее время существует ряд проблем. У прихода нет даже собственного храма, приходится проводить богослужения в церкви, которую любезно предоставляет католическая сторона. Так же не развита инфраструктура по работе с паломниками, что значительно затрудняет процесс информирования верующих, желающих посетить город. Несомненно Венеция должна стать одним из важнейших мест паломничества православных верующих не только в Италии, но и во всей Европе. Учитывая этот факт, появилась надежда, что русская община в Венеции обретет свой собственный храм. Местный приход планирует открытие своего сайта в Интернете. Прихожане пытаются наладить работу пресс-центра прихода, чтобы делиться с братьями и сестрами имеющейся информацией.

Идея открытия православного храма возникла несколько лет назад, когда многие осознали, какое количество православных святынь находиться в городе. Было получено благословение Cвященноначалия Русской Православной Церкви на начало строительства храма.

Прихожане обратились в различные городские учреждения, которые отвечают за строительство и архитектуру города. К просьбе отнеслись с пониманием и участием, была предложен поддержка. В данный момент вопрос возведения русского храма в Венеции, зависит только от участия в этом процессе меценатов.

С вопросами можно обращаться к священнику Алексию Ястребову настоятелю прихода святых Жен-Мироносиц Московского Патриархата в Венеции )

Этот город представляется нам местом романтиков, поэтов и художников. Это так. Но Венеция и город паломников. В этом городе количество ценных для православного человека святынь вполне может сравниться с Римом. Среди них примерно одна пятая часть мощей святителя Николая. О святынях Венеции и жизни православного прихода в честь святых Жен-мироносиц рассказывают священник Алексий ЯСТРЕБОВ и Марина НЕФЕДОВА

Православная жизнь в городе-музее

На самом деле в Венеции есть два места, где находятся мощи святителя Николая: католический храм на острове Лидо и единственный в Венеции приход Русской православной Церкви - святых жен-мироносиц. При этом храм, в котором обитает приход жен-мироносиц, называется San Zan Degola - в память усекновения главы Иоанна Предтечи. Название прихода и храма не совпадают - просто православные служат в храме, который предоставили им католики. Храм замечательный, древний, 11 века. 11 век - для Венеции это почти обычное дело, а вот для православных служить в таком древнем храме - редкость.

Здесь готический деревянный потолок, колонны, которые предположительно древнее храма, первого тысячелетия, и - фанерный иконостас. «Да, мы здесь скромно существуем, - рассказывает отец Алексий Ястребов, настоятель. - Для человека, приехавшего из России, какие-то вещи кажутся наивными… Вот этот иконостас, например. Но у нас вместо него 8 лет вообще была просто занавеска. А эти аналои пол года нам везли...

Церковь San Zan Degolа, приход святых жен-мироносиц Русской православной церкви, в золотистом ковчеге - частица мощей святителя Николая

Здесь все не наше. Хотя наш приход существует в Венеции уже 10 лет, и католики пустили нас сюда служить, - у нас нет на храм никакой юридической бумаги. И нам ее 10 лет не дают. Говорят - мы должны изучить этот вопрос. Мы, конечно, очень бы хотели, чтобы нам передали этот храм в постоянное пользование. Что для этого нужно? Только добрая воля католиков. Купить храм невозможно, в Италии этого по закону сделать нельзя. Да и люди этого не поймут».

Приход Жен-мироносиц небольшой. В среднем на воскресную службу собирается человек 60-80. Костяк -10-12 прихожан. Тех, кто иногда приходит, всего человек 200. Это единственный в Венеции и окрестностях приход, где служба идет на церковнославянском языке.

10 лет назад в Венеции была группа русскоязычных православных, которые ходили в греческий храм Константинопольского патриархата. Но им хотелось, чтобы был у них свой приход. Они зарегистрировались и обратились в СвященныйСинод с просьбой прислать им священника. А будущий настоятель священник Алексий Ястребов тогда писал в одном из университетов Рима диссертацию по философии. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Святейший Патриарх) тогда был председателем Отдела внешних церковных связей. Он и предложил отцу Алексию принять сан.

Дописывал диссертацию отец Алексий уже священником, ездя между Римом и Венецией каждые выходные (550 км!). Потом с женой и дочкой переехал в Венецию. «Венеция - город искусственный, городом его можно назвать с определенной оговоркой, это скорее музей, - говорит отец Алексий. - Людей здесь живет немного. Тем более мало кто из них исповедует православную веру. Есть новая Венеция, континентальная, все наши прихожане оттуда (и я там же живу). Но вообще прихожан русских, кроме нас с матушкой, дочерью и еще одной женщины у нас нет. Есть русскоязычные - граждане Украины, Молдовы. Есть итальянцы - в основном их появление в приходе связано с русскими женами. С нашей стороны никакого прозелитизма!».

Главная деятельность православного священника в Венеции, кроме пастырской - работа с русскоязычными паломниками. «Паломников приезжает немало, мы организуем молебны, иногда людям нужно объяснить, где что находится. Да просто нередко необходимо следить за порядком. Потому что паломники наши иногда от счастья, иногда еще от чего-то не всегда себя должным образом ведут, поклонение у них не очень адекватные формы принимает. А католики иногда этим соблазняются, недовольны бывают поведением наших паломников. Да, советское воспитание, наверное, еще долго будет выживаться из наших людей».

Направление - вбок


Иосиф Бродский в эссе "Набережная неисцелимых" писал: «По-моему, Хэзлитт сказал, что единственной вещью, способной превзойти этот водный город, был бы город, построенный в воздухе». Бродский, кстати, родился через 2 дня после памяти святителя Николая - 24 мая, и похоронен на одном из островов Венеции, на кладбище Сан-Микеле.

Необычное ощущение - выходишь из здания вокзала и попадаешь, как и полагается, сразу на главную улицу города. Только она - вода. В этом городе вообще нет никаких машин. (Но, кстати, ДТП из водного транспорта тут тоже бывают.) Да, еще при путешествии по Венеции важно знать, что вапоретто (водные трамвайчики, главный общественный вид транспорта в Венеции) причаливают к одному и тому же причалу, когда плывут и туда и обратно по своему маршруту- без этого ценного знания можно уплыть, как автор этого текста, вместо центра города куда-то в открытое море. Лучше лишний раз спросить.

Храм православного прихода жен-мироносиц обычно на карте обозначен как San Zan Degolа (адрес: CampoSanZanDegolà, 1, SantaCroce, Venezia). Но нужно иметь в виду, что не заблудиться тут, в Венеции, невозможно. Даже продавец карт города не смог сразу объяснить, как найти нужный адрес - долго изучал проданную им же карту.

Бродский, который очень любил Венецию и на протяжении 17 лет почти на каждое Рождество приезжал сюда, писал в своем восхитительном «Fondamenta degli incurabili» («Набережная неисцелимых»): «Куда бы ты, уходя здесь из дому, ни направился, ты заблудишься в этих длинных витках улиц и переулков, манящих узнать их насквозь, пройти до неуловимого конца, обыкновенно приводящего к воде, так что его даже не назовешь cul de sac (тупик - фр). На карте город похож на двух жареных рыб на одной тарелке или, может быть, на две почти сцепленные клешни омара (Пастернак сравнил его с размокшей баранкой); но у него нет севера, юга, востока, запада; единственное его направление - вбок. Он окружает тебя как мерзлые водоросли…».

Но если вооружиться распечаткой гугл-карты, то вполне можно добраться до храма самостоятельно - главное, настроиться, что, возможно, найдется он не сразу. От жд вокзала пешком примерно 15 минут. И если в центре, вокруг площади Сан-Марко, толпы людей, то около этого храма тихо и безлюдно, можно даже представить, что стоишь на этой маленькой площади лет 500 назад. Возможно, здесь все точно так и было.

В Венецию вместо Бари

До сих пор, как ни странно, мало кто знает, что примерно пятая часть мощей святителя Николая находится в Венеции. «Хотя, - говорит отец Алексий, - сейчас все больше людей стало приезжать на святителя Николая в Венецию. (И, конечно, мы ни в коем случае не противопоставляем себя Бари!) Есть фотография тех мощей, которые находятся в Бари, мы знаем, что они там не все. Есть много разных исследований, которые доказывают, что в католическом храме святителя Николая на венецианском острове Лидо подлинные мощи святителя Николая. Они не мироточат. Но, наверное, такие вещи, как мироточение - это не автоматическое физическое явление, оно иного порядка. Может быть, потому не мироточат, что православные на несколько столетий забыли об этой венецианской святыне? А с недавних пор небольшая часть мощей Николая Чудотворца есть и в нашем приходе жен-мироносиц».


Храм св. Николая о. Лидо. Венеция. Фото сайта nikola-ygodnik.narod.ru

Как мощи оказались в Венеции? Венецианцы свозили к себе православные святыни со всей Византии. Можно сказать, что Венеция - город украденных святынь. «Сначала мощи святителя Николая забрали барийцы, -- продолжает отец Алексий. - Но они очень торопились и забрали не все, лишь основные части. Оставшуюся небольшую часть мощей греки собрали и спрятали. Но через 10 лет нагрянули венецианцы, под пытками узнали, где хранятся мощи, и привезли их в Венецию, на остров Лидо. Сейчас там кроме мощей святителя Николая хранятся мощи других Мирликийских святых: святителя Николая - «дяди», которого ошибочно называли дядей святителя Николая, хотя дядей он приходился другому святому, и священномученика Феодора, тоже архиепископа Мир Ликийских».


Камень с надписью на греческом: "Мироточивые мощи смиренного Николая". Фото сайта nikola-ygodnik.narod.ru

Санта Лючия и другие

Отца Алексия в Венеции хорошо знают. Он - автор подробного путеводителя по православным святыням этого уникального города. Его книгу (она на русском языке) продают в соборе св. Марка - главном соборе Венеции. Продавцы на вопрос, есть ли что-то о Венеции на русском, так и говорят - а, Алексий! - и достают довольно толстую книжку-путеводитель.

«Чем больше я тут живу, тем больше убеждаюсь, что вообще невозможно рассказать про все святыни. Рассказываешь кому-то - человек на втором десятке от количества уже перестает реагировать». Паломнические группы обычно посещают несколько главных мест. Во-первых, собор апостола и евангелиста Марка, покровителя Венеции, в котором хранятся его мощи. Апостол Марк проповедовал в Александрии и на италийском полуострове, в городе Аквилея, который в наше время не сохранился как город. Для Венеции это имело важнейшее значение. «Дело в том, - рассказывает отец Алексий, - что вообще только в Риме, единственном на всем Западе, мог быть патриархат - по той причине, что якобы только в этом городе проповедовали апостолы. И больше нигде. Да, в Малой Азии апостол Павел в каждой деревне проповедовал, а на Западе - только в Риме. Но потом выяснилось, что вторым западным городом, в котором кто-то из апостолов бывал, оказалась Аквилея. Даже свт. Дмитрий Ростовский писал об этом, не говоря уже о западных источниках. Поэтому в Аквилее был патриархат. А после Аквилеи титул патриархата передан Венеции, как главнейшему городу этой митрополии. И даже до сегодняшнего дня епископ Венеции носит титул патриарха - патриарх Венеции. Это уникально для католического мира».

Мощи апостола Марка, как известно, хранились в Александрии, но венецианцы поставили себе целью их добыть. Что они и сделали, украв их в 833 году из Александрии. С тех пор мощи пребывают здесь, в главном, «золотом» (из-за прекрасной золотой мозаики) католическом соборе апостола Марка, внутри престола.

А в левом пределе собора - древняя чудотворная византийская икона Божией Матери «Никопея» - тоже добыча венецианцев.

Мощи еще каких православных святых пребывают в Венеции? Назовем несколько: мощи святого Федора Стратилата (в католической церкви во имя Преображения Господня, Chiesa di San Salvador), святого праведного Захарии, отца Иоанна предтечи - в одноименном храме недалеко от Сан-Марко. Мощи святителя Афанасия Александрийского Великого, современника святителя Николая - в греческой церкви. Мощи святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского - в церкви Сан-Джованни ин Брагора (в этой церкви был крещен Антонио Вивальди). Мощи святой мученицы Лукии Сиракузской - знаменитой Santa Lucia - православные ее тоже почитают. Личный монашеский крест преподобного Саввы Освященного. И это только маленькая часть списка святынь! Кстати, мощи преподобного Саввы находились в Венеции с 13 века до 1965 года. В 1965 году было короткое потепление отношений между церквями востока и запада, и три украденные святыни вернулись обратно на восток: голова святого апостола Тита, мощи святого Саввы Освященного и мощи преподобного Луки Элладского из монастыря Осиос Лукас - они как раз в него и вернулись. Но потом отношения охладели, дверь захлопнулась, и с тех пор православные от католиков обратно больше ничего не получали.


Мощи свт. Афанасия Александрийского, Венеция, церковь св. Захарии

Но вообще, как говорит отец Алексий, в Венеции на каждом шагу церковь, и почти в каждой церкви - святыни. Но нужно иметь в виду, что в некоторые храмы Венеции вход платный.

Есть здесь очень древние храмы - церковь святого Иакова Заведеева, например - 8 века. В ней есть одна колонна - по преданию это колонна портика Соломонова из Иерусалимского храма.

Или великолепная базилика XIV века Фрари (с венецианского диалекта - от «фрати», т.е. «братья», братья-францисканцы) - полное название Санта-Мария Глориоза деи Фрари. Здесь находится «Вознесение Девы Марии» Тициана (в главном алтаре, прямо напротив входа). В левом пределе - одна из лучших работ Тициана «Мадонна Пезаро», в правом - триптих «Мадонна на троне со святыми» Джованни Беллини. А в реликварии базилики хранится множество святынь - в том числе в специальном сосуде - кровь Христа (по преданию, кровь собрала Мария Магдалина - с Креста или из Гроба). Святыня была привезена капитаном венецианского флота Мельхиором Тревизаном, а ему в свою очередь передал ее умирающий константинопольский греко-католический патриарх. Во Фрари святыня хранится с 15 века. Отец Алексий проводит небольшую экскурсию по Фрари. Выходит настоятель базилики, собираясь служить вечернюю службу. Они здороваются, отец Алексий желает ему «Бона месса».

Православный приход жен-мироносиц надеется на святителя Николая - что он поможет им обрести собственный храм. Странная вещь - католики гонялись за мощами святых - а сейчас почти забыли об их почитании. Может быть, чтобы это почитание не прекращалось, важно, чтобы православные паломники не забывали о них? Надежду на исцеление тут точно можно иметь.

На острове Лидо в церкви свт. Николая (Сhiesa San Niccolo a Lido) покоится 1/3 часть мощей Святителя Николая Чудотворца. С их появлением связана следующая история.

Венецианцы прибыли в Миры Ликийскиечерез 10 лет, после захвата барийцами мощей свт. Николая. Они стали допрашивать тех, кто был приставлен к мощам, но последние и под пытками утверждали, что приехали барийцы и забрали мощи. Один из стражей храма, не выдержал и взмолился о прекращении мучений и когда его мольбе вняли, он, в благодарность показал где находятся мощи двух других святых - епископов Мир Ликийских, предшественников свт. Николая: священномученика Феодора и св. Николая-дяди.

Предположение, что святой Николай-дядя приходится дядей святителю Николаю Чудотворцу, неосновательно, как было показано на основании различных исследований. Речь идет о смешении двух лиц: святителя Николая Чудотворца в Средневековье спутали со святым Николаем Пинарским, жившим в VI в., через два века после святителя Николая. Так что, святой Николай, именуемый «Дядей» в Венеции, приходится дядей св. Николаю Пинарскому.

Наконец, венецианцы решили покинуть церковь. Однако несколько солдат, замедлившие в храме, почувствовали в одном из церковных приделов чудесное благоухание. Догнав своих товарищей, уже погрузивших мощи св. Николая-дяди и свщ.мч. Феодора на корабль, они сообщили об этом удивительном знаменовании. Вернувшсь, венецианцы отыскали заботливо спятанные жителями Мир от поругания мироточащие и благоухающие остатки мощей свт. Николая, и с большим торжеством привезли их в Венецию. Есть свидетельства, что какое-то время, от этой части мощей святого, сохранялось чудесное мироточение, которое и по сей не прекращается в г. Бари. Мощи были помещены, согласно обету, данному самими участниками похода, в древнем храме свт. Николая на о. Лидо.

Остров Лидо является естественной преградой, защищающей венецианский залив от ветров, наводнений и нашествий врага. Церковь Сан Никколо находится на самом входе в бухту рядом с фортом, преграждавшим путь в лагуну, и святой Николай, находясь при вратах града, как бы оберегает его жителей.

Венецианцы, вечные путешественники, очень почитали Святителя Николая. Корабли, приходившие в венецианскую гавань, останавливались у первой церкви города - церкви Святителя Николая - и благодарили его за то, что он дал им возможность вернуться домой целыми и невредимыми.

Мощи трех святых были взяты из Мир Ликийских 30 мая (ст. стиль), а привезены в Венецию 6 декабря (ст. стиль) в день памяти святителя Николая.

Выписка из заключения комиссии по освидетельствованию мощей свт. Николая, находящихся в Венеции: «Кости святого Николая, состоящие из большого количества обломков белого цвета, соответствуют частям скелета святого угодника, недостающим в Бари. К сожалению, кости раздроблены на мелкие части барийским моряком во время бегства»

22 мая, в ден ь памяти святителя и Чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского, в церкви San Niccolo в венеции на острове Лидо на мощах святителя Николая совершена Божественная литургия, сообщается на сайте прихода во имя святых жен-мироносиц в Венеции .

История перенесения мощей святителя Николая

Венецианская республика принимала непосредственное участие в первых крестовых походах, из которых печально известный – Четвертый, направленный исключительно против Византии и Православия, был организован и оплачен венецианцами. Этим объясняется отчасти тот факт, что в Венеции до сего дня сохраняется великое множество мощей православных святых: они оказались среди трофеев, захваченных в Константинополе.

В 1096 году папой Урбаном II был объявлен I Крестовый поход против сарацинов, в котором приняли участие западные правители, собравшие войска и назвавшие себя крестоносцами.

Венеция не осталась в стороне от Первого Крестового Похода, однако приняла в нем участие в своем особенном стиле. Перед отправлением в поход Пьетро Бадоаро, патриарх Градо, и епископ Венеции Энрико, сын дожа Доменико Контарини, напутствовали венецианские войска и флот в церкви Сан Никколо на острове Лидо (chiesa San Niccolo a Lido). Пьетро Бадоаро обратился с молитвой к святителю Николаю, чтобы он помог венецианскому оружию в битвах против неверных и сподобил получить мощи святого покровителя Венеции. Дело в том, что у Венеции, кроме святого апостола и евангелиста Марка, есть еще два покровителя – святой великомученик Феодор Стратилат и святитель Николай. Епископ Энрико Контарини отправился в поход вместе с войском.

Венецианцы направились к Иерусалиму через Далмацию и Родос, где произошла стычка с их врагами, пизанцами, которых они победили и многих из которых взяли в плен. Когда поравнялись с Ликийскими берегами, епископ Контарини пожелал взять мощи святителя Николая, чтобы, как говорит хронист, «умножить покровителей своей Родины» .

С кораблей в город были посланы соглядатаи, которые доложили, что город Миры находится на расстоянии 6 миль от берега моря и что после турецкого опустошения жителей в нем почти не осталось. В самой же базилике из-за оскудения верных службы совершались всего лишь однажды в месяц. Венецианцы выставили засаду и дождались удобного момента.

Когда крестоносцы вошли в базилику святителя Николая, они нашли ее пустой. Там были только четыре стража, приставленных ее охранять. Стражи показали разбитую раку мощей святителя и сказали, что приезжали барийцы и забрали часть мощей святого (в 1088 году, десятилетием ранее). Они сказали: «это гробница, из которой барийцы взяли часть мощей, а другую часть оставили». Была также часть мощей, которую, по их словам, еще раньше забрал император Василий, чтобы перевезти в Константинополь; куда они были помещены впоследствии, неизвестно.

Венецианцы не поверили грекам и разобрали гробницу, где нашли только воду и «масло» (возможно, так именует автор хроники миро), а затем обыскали всю церковь, по словам хрониста, перевернув все вверх дном. Параллельно с поисками мучили стражей, один из которых не выдержал пытки и попросил позволить ему поговорить с епископом. Епископ призвал его рассказать о том, где лежат мощи, но страж только начал умолять избавить его от напрасных мучений. Контарини устранился от помощи несчастному, а солдаты стали снова мучить его. Тогда тот снова возопил к епископу, который, наконец, приказал прекратить мучения, а страж в благодарность показал ему мощи двух других святых – предшественников святителя Николая: священномученика Феодора и св. Николая-дяди – оба были епископами Мир.

Они погрузили мощи на корабль и уже хотели было отплыть, когда некоторые из их замедливших в церкви товарищей сказали, что почувствовали чудесное благоухание в одном из церковных приделов.

Тогда некоторые жители вспомнили, что епископ в большие праздники не совершал службу в приделе святителя Николая, но уходил в помещение, находившееся поблизости. Там устанавливали переносной престол, на котором он и служил. На потолке комнаты, кроме того, помещалась фреска, изображавшая святителя Николая. Таким образом, благовоние, источаемое на том месте, и икона подсказали крестоносцам, где им искать мощи святителя.

Тогда венецианцы вернулись в церковь, разбили пол алтаря, начали копать и обнаружили другой пол, под слоем земли. Они разбили и его и, убрав большие камни, которые его поддерживали, нашли некий толстый слой стекловидного вещества, в середине которого находилась масса из окаменевшего как бы асфальта. Когда ее вскрыли, внутри увидели там еще, как говорит хронист, другую спекшуюся смесь металла и асфальта и внутри нее находились святые мощи чудотворца Николая. По всей церкви распространилось чудесное благоухание.

Энрико Контарини завернул мощи святителя в свою епископскую мантию. Здесь же произошло первое чудо при мощах святого Николая – пальмовая ветвь, привезенная святителем из Иерусалима и положенная с ним во гробе, дала побеги. Ветвь венецианцы взяли с собой как свидетельство силы Божией.

На том месте, где были положены мощи, нашли надпись по-гречески, гласившую: «Здесь почивает великий епископ Николай, славный своими чудесами на земле и на море».

Хронист ссылается на неназванные греческие источники (по его словам, «анналы») для объяснения причины, почему мощи были так глубоко закопаны и так тщательно скрыты. Император Василий I Македонянин (867-886) хотел перевезти эти мощи в Константинополь, но неким чудесным образом удержанный от этого, захотел сделать так, чтобы никто другой не мог бы взять то, что не смог взять он, и потому повелел запечатать и закопать их в одном из помещений церкви.

Об этой попытке косвенно упоминают и обе барийских летописи, о которых скажем несколько более подробно ниже: в хронике Никифора повествуется, что жители Мир Ликийских, увидев, что оказались лишены своей святыни, восклицали: «вот, согласно нашему греческому летописцу, прошли 775 лет, в течение которых ни император, ни кто-либо другой не могли совершить такого деяния». Другой барийский хронист, Иоанн архидиакон, пытаясь обосновать таким образом Божие произволение на вывоз мощей из Мир в Бари, говорит, что многие владыки и сильные мира пытались в прежние века вывезти мощи, но тщетно.

Были при взятии мощей пизанцы и барийцы, которые могли подтвердить достоверность священной находки.

Обрадованные венецианцы отпустили некоторых пленных пизанцев и передали местному архиепископу сто монет на восстановление повреждений, сделанных ими в церкви.

Крестоносцы собрали все осколки сплава, в котором содержались мощи и отнесли на корабль, где устроили особую церковь в честь святителя Николая, и поручили священникам денно и нощно молиться и прославлять святого архиепископа Мир.

Затем они двинулись к Святой Земле и прибыли в Иерусалим к празднику Рождества Иоанна Предтечи. Пробыли во Святой Земле несколько времени и отплыли в Венецию. Из хроники можно понять, что венецианцы не принимали непосредственного участия в войне, которая на тот момент уже была практически завершена, а занимались по большей части договорами и контрактами на корабли, матросов и продовольствие.

По возвращении домой участники похода были встречены с великим торжеством дожем, народом и клиром Венеции. Мощи были временно положены для поклонения в одной из церквей. У святыни совершались множественные чудеса и исцеления больных. Затем они были положены в церкви святителя Николая бенедиктинского монастыря на острове Лидо, откуда войско отправилось в поход и куда по обету должны были положить мощи святого, хотя относительно места их положения существовали разные мнения.

Мощи трех святых были взяты из Мир Ликийских 30 мая, а привезены в Венецию 6 декабря в день памяти святителя Николая.

Мало кто знает, что в 1087 г. барийцы похитили из храма византийского города Миры не все мощи св. Николая. В спешке и суете они оставили в саркофаге около 20% мощей, которые через 9 лет вывезли из Мир Ликийских венецианцы. Предлагаем вашему вниманию статью священника Алексия Ястребова (настоятеля прихода святых Жен-Мироносиц Московского Патриархата в Венеции), в которой рассказывается история перенесения части мощей св. Николая из Мир Ликийских в Венецию, а также о других православных святынях Италии. (Все представленные в статье фотографии вщяты из книги: свящ. Алексия Ястребова «Святыни Венеции. Православный историко-художественный путеводитель по святыням собора святого Марка и церквям города».) Италии.

Венеция – хранительница мощей

Святителя Николая Чудотворца

И стория Венеции и, более узко, история появления в Венеции святынь православного Христианства, тесно связана с Востоком, с Византийской империей. Город в лагуне долгое время политически зависел от Византии, что сослужило его жителям хорошую службу, ибо наличие мощного покровителя гарантировало относительную безопасность от варварских набегов, в то время как особое положение Венеции — аванпоста империи на северо-востоке Апеннин — и незаменимость услуг венецианцев как искусных моряков и лоцманов обеспечивали широкую автономию местного управления.

П осле падения Византии Венеция владела значительной частью бывшей империи и, в частности, многими греческими островами. Неслучайно именно сюда прибыли беженцы после победы турок над христианами в Восточном Средиземноморье в XV столетии. Греческая диаспора в Венеции того времени насчитывала до десяти тысяч человек. Вскоре по прибытии беженцев был построен православный собор и учреждена епископская кафедра Константинопольского Патриархата. Греки деятельно участвовали в жизни республики и занимали видные посты в ее гражданском и военном руководстве.

О ни же привезли и некоторые святыни. Например, в соборе святого Георгия находится часть мощей святого великомученика-покровителя храма. В XVI веке один из членов императорской семьи Палеологов, проживавший в Венеции, пожертвовал собору десную руку святителя Василия Великого. Реликвии и по сей день сохраняются в соборе.

О тметим, что в Венеции никогда не было религиозной неприязни или, тем более, гонений за веру, во многом именно потому, что венецианцы были «своими» византийцам, и православная греческая диаспора пользовалась в городе всеми правами и привилегиями религиозной общины.
Т акая близость с греческим миром всесторонне обогащала граждан островной республики, и как культурный тип венецианцы, несомненно, еще и сегодня очень близки восточной традиции.

История перенесения мощей святителя Николая

В енецианская республика принимала непосредственное участие в первых крестовых походах, из которых печально известный — Четвертый, направленный исключительно против Византии и Православия, был организован и оплачен венецианцами. Этим объясняется отчасти тот факт, что в Венеции до сего дня сохраняется великое множество мощей православных святых: они оказались среди трофеев, захваченных в Константинополе.

В 1096 году папой Урбаном II был объявлен I Крестовый поход против сарацинов, в котором приняли участие западные правители, собравшие войска и назвавшие себя крестоносцами.

В енеция не осталась в стороне от Первого Крестового Похода, однако приняла в нем участие в своем особенном стиле* . Перед отправлением в поход Пьетро Бадоаро, патриарх Градо, и епископ Венеции Энрико, сын дожа Доменико Контарини, напутствовали венецианские войска и флот в церкви Сан Никколо на острове Лидо (chiesa San Niccolo a Lido). Пьетро Бадоаро обратился с молитвой к Святителю Николаю, чтобы он помог венецианскому оружию в битвах против неверных и сподобил получить мощи святого покровителя Венеции. Дело в том, что у Венеции, кроме святого апостола и евангелиста Марка, есть еще два покровителя – святой великомученик Феодор Стратилат и Святитель Николай. Епископ Энрико Контарини отправился в поход вместе с войском.

*Очевидно, что венецианцы не отправились в поход сразу же по объявлении войны сарацинам и отправления основной части крестоносцев в Палестину. Возможно, годом отплытия флота из лагуны может считаться 1099, а годом возвращения 1101, когда и была написана анонимная хроника.

В енецианцы направились к Иерусалиму через Далмацию и Родос, где произошла стычка с их врагами, пизанцами, которых они победили и многих из которых взяли в плен. Когда поравнялись с Ликийскими берегами, епископ Контарини пожелал взять мощи Святителя Николая, чтобы, как говорит хронист, «умножить покровителей своей Родины»* .

*Вообще, главной целью венецианцев, судя по всему, были только мощи святителя Николая, поскольку в Палестину они не торопились и прибыли только к концу кампании.

С кораблей в город были посланы соглядатаи, которые доложили, что город Миры находится на расстоянии 6 миль от берега моря и что после турецкого опустошения жителей в нем почти не осталось. В самой же базилике из-за оскудения верных службы совершались всего лишь однажды в месяц. Венецианцы выставили засаду и дождались удобного момента.

К огда крестоносцы вошли в базилику Святителя Николая, они нашли ее пустой. Там были только четыре стража, приставленных ее охранять. Стражи показали разбитую раку мощей Святителя и сказали, что приезжали барийцы и забрали часть мощей святого (в 1088 году, десятилетием ранее). Они сказали: «это гробница, из которой барийцы взяли часть мощей, а другую часть оставили»* . Была также часть мощей, которую, по их словам, еще раньше забрал император Василий, чтобы перевезти в Константинополь; куда они были помещены впоследствии, неизвестно.

*F.Corner “Notizie storiche delle chiese e monasteri di Venezia e di Torcello”, Padova 1763, стр.52.

В енецианцы не поверили грекам и разобрали гробницу, где нашли только воду и «масло» (возможно, так именует автор хроники миро), а затем обыскали всю церковь, по словам хрониста, перевернув все вверх дном. Параллельно с поисками мучили стражей, один из которых не выдержал пытки и попросил позволить ему поговорить с епископом. Епископ призвал его рассказать о том, где лежат мощи, но страж только начал умолять избавить его от напрасных мучений. Контарини устранился от помощи несчастному, а солдаты стали снова мучить его. Тогда тот снова возопил к епископу, который, наконец, приказал прекратить мучения, а страж в благодарность показал ему мощи двух других святых — предшественников Святителя Николая: священномученика Феодора и св. Николая-дяди* — оба были епископами Мир.

*Предположение, что святой Николай-дядя приходится дядей святителю Николаю Чудотворцу, неосновательно, как было показано на основании различных исследований. Речь идет о смешении двух лиц: святителя Николая Чудотворца в Средневековье спутали со святым Николаем Пинарским, жившим в половине VI века, то есть два века после святителя Николая. Cвятому Николаю Пинарскому и приходится дядей святой Николай именуемый «Дядей» в Венеции. Смотри, в частности: L.G.Paludet, Ricognizione delle reliquie di S.Nicol?. ed. L.I.E.F., Vicenza 1994. стр.4-5 или G.Cioffari, “S.Nicola nella critica storica”, ed.C.S.N., Bari 1988. В последней работе домениканец Джерардо Чоффари подвергает, в частности, сомнению подлинность «венецианских» мощей святителя Николая, на том основании, что, по его мнению, венецианцы искали и нашли «мощи» святителя Николая Чудотворца не там, где их следовало искать. Они прибыли в монастырь Сион неподалеку от Мир и нашли именно место упокоения святого Николая Сионского или иначе Пинарского, чем и объясняется нахождение там мощей его дяди. (сноска 33 на стр. 213 цит.соч.). Однако анонимный венецианский источник, повествующий о перенесении мощей святителя из Мир Ликийских в Венецию четко говорит: 1) о городе Мира, а не монастыре Сион, располагавашемся в трех километрах от города и 2) о том, что, по словам стражей, барийцы уже забрали оттуда большую часть мощей – таким образом, если согласиться с Чоффари, то придется допустить, что и мощи в Бари не принадлежат святителю Николаю, так как были взяты из того же места.

О ни погрузили мощи на корабль и уже хотели было отплыть, когда некоторые из их замедливших в церкви товарищей сказали, что почувствовали чудесное благоухание в одном из церковных приделов.

Т огда некоторые жители вспомнили, что епископ в большие праздники не совершал службу в приделе Святителя Николая, но уходил в помещение, находившееся поблизости. Там устанавливали переносной престол, на котором он и служил. На потолке комнаты, кроме того, помещалась фреска, изображавшая Святителя Николая. Таким образом, благовоние, источаемое на том месте, и икона подсказали крестоносцам, где им искать мощи Святителя.

Т огда венецианцы вернулись в церковь, разбили пол алтаря, начали копать и обнаружили другой пол, под слоем земли. Они разбили и его и, убрав большие камни, которые его поддерживали, нашли некий толстый слой стекловидного вещества, в середине которого находилась масса из окаменевшего как бы асфальта. Когда ее вскрыли, внутри увидели там еще, как говорит хронист, другую спекшуюся смесь металла и асфальта и внутри нее находились святые мощи чудотворца Николая. По всей церкви распространилось чудесное благоухание.

Э нрико Контарини завернул мощи святителя в свою епископскую мантию. Здесь же произошло первое чудо при мощах святого Николая – пальмовая ветвь, привезенная Святителем из Иерусалима и положенная с ним во гробе, дала побеги. Ветвь венецианцы взяли с собой как свидетельство силы Божией.
Н а том месте, где были положены мощи, нашли надпись по-гречески, гласившую: «Здесь почивает великий епископ Николай, славный своими чудесами на земле и на море».

Х ронист ссылается на неназванные греческие источники (по его словам, «анналы») для объяснения причины, почему мощи были так глубоко закопаны и так тщательно скрыты. Император Василий I Македонянин (867-886) хотел перевезти эти мощи в Константинополь, но неким чудесным образом удержанный от этого, захотел сделать так, чтобы никто другой не мог бы взять то, что не смог взять он, и потому повелел запечатать и закопать их в одном из помещений церкви.

О б этой попытке косвенно упоминают и обе барийских летописи, о которых скажем несколько более подробно ниже: в хронике Никифора повествуется, что жители Мир Ликийских, увидев, что оказались лишены своей святыни, восклицали: «вот, согласно нашему греческому летописцу, прошли 775 лет, в течение которых ни император, ни кто-либо другой не могли совершить такого деяния». Другой барийский хронист, Иоанн архидиакон, пытаясь обосновать таким образом Божие произволение на вывоз мощей из Мир в Бари, говорит, что многие владыки и сильные мира пытались в прежние века вывезти мощи, но тщетно.

Б ыли при взятии мощей пизанцы и барийцы, которые могли подтвердить достоверность священной находки.
О брадованные венецианцы отпустили некоторых пленных пизанцев и передали местному архиепископу сто монет на восстановление повреждений, сделанных ими в церкви.
К рестоносцы собрали все осколки сплава, в котором содержались мощи и отнесли на корабль, где устроили особую церковь в честь Святителя Николая, и поручили священникам денно и нощно молиться и прославлять святого архиепископа Мир.

З атем они двинулись к Святой Земле и прибыли в Иерусалим к празднику Рождества Иоанна Предтечи. Пробыли во Святой Земле несколько времени и отплыли в Венецию. Из хроники можно понять, что венецианцы не принимали непосредственного участия в войне, которая на тот момент уже была практически завершена, а занимались по большей части договорами и контрактами на корабли, матросов и продовольствие.

П о возвращении домой участники похода были встречены с великим торжеством дожем, народом и клиром Венеции. Мощи были временно положены для поклонения в одной из церквей. У святыни совершались множественные чудеса и исцеления больных. Затем они были положены в церкви Святителя Николая бенедиктинского монастыря на острове Лидо, откуда войско отправилось в поход и куда по обету должны были положить мощи святого, хотя относительно места их положения существовали разные мнения.

М ощи трех святых были взяты из Мир Ликийских 30 мая, а привезены в Венецию 6 декабря в день памяти святителя Николая [о времени экспедиции см. первое примечание].

Венецианский и барийские источники о перенесении мощей

М атериал, касающийся перенесения мощей святого Николая в Венецию, был взят в основном из фундаментального исследования Фламиния Корнера «Исторические известия о церквах и монастырях Венеции и Торчелло», опубликовавшего в 1758 году этот сокращенный однотомный вариант своего труда по-итальянски. Латинские же «Известия» насчитывают 12 томов.
В своем повествовании он базируется на анонимной венецианской рукописи, написанной около 1101 года — это главный источник, дающий сведения о перенесении мощей Святителя в Венецию.
К роме того, существуют еще две рукописи — Никифора и Иоанна архидиакона – описывающие взятие святых мощей Святителя Николая барийцами.
Э ти рукописи являются важнейшими источниками для прояснения истории перенесения мощей Святителя Николая в Бари и, косвенно, в Венецию. Для нас версия анонимного автора «венецианской рукописи» будет основной, в то время как о барийских источниках только упоминаем в связи с перенесением мощей в Венецию.

И так, хронист Никифор, рукопись которого существует в трех древних редакциях, повествуя о взятии мощей святого Николая, рассказывает о том, что местные жители оказали сопротивление латинянам. Барийцы должны были спешно вскрывать гробницу и доставать из наполненной миром раки святые мощи. Моряком по имени Маттео были взяты глава и другие части мощей святителя. Учитывая спешку, с которой были взяты мощи, а также невозможность достоверно разглядеть в наполненной миром раке все святые останки, вполне естественно предположить, что в раке осталась часть мощей. Кроме того, видимо, упомянутый Маттео не имел сосуда или мешка, чтобы положить святые мощи, поэтому он взял, сколько мог. Никифор пишет только, что тот погрузил руки в миро и стал доставать мощи, часть которых, впрочем, была видна на поверхности мира. Найдя главу, он сразу же вышел из гробницы.

И оанн архидиакон написал свою хронику около 1088 года. Его рассказ изобилует различными деталями, которых нет у Никифора, но в принципе суть изложения у него та же. Он особенно настаивает на «неделимости» мощей святителя Николая, который якобы сам являлся морякам и запрещал разделять его кости. Этим барийцы хотели подчеркнуть, что они обладают всеми мощами Святителя.

С овершенно очевидно, что все вообще хроники, и барийские в частности, несвободны от господствовашего тогда духа политической конкуренции, поэтому хронисты остаивают право исключительного обладания святыней, и по ходу летописи прибегают к неприкрытой лжи. Иоанн, например, влагает в уста одного из барийцев такие слова: «Мы посланы римским понтификом!», что было, конечно же, неправдой.

В ообще, стремление к захвату как можно большего количества святынь было не столько или не только религиозным рвением, сколько политическим расчетом. В Средневековье было делом престижа иметь в родном городе мощи множества святых, которые таким образом становились покровителями града. Они оберегали граждан и были гордостью государства. Как было отмечено еще в начале статьи, это отчасти объясняет, почему Венеция стала обладательницей такого множества мощей восточных святых: близость Византии и возросшее политическое могущество венецианской республики – эти факторы определили «богатство» Венеции мощами.

Д ля нас же важно, что исторические источники Бари — хроники Никифора и Иоанна — в целом не противоречат тому, чтобы часть мощей осталась-таки в Мирах, нетронутая барийцами.

К акая же часть? С точностью сложно определить, взяли ли венецианцы часть мощей, оставленную барийцами и затем спрятанную жителями Мир в другое место, или же это была та часть мощей, которую пытался некогда вывезти император Василий и которую затем он замуровал в одной из внутренних комнат базилики* . Главное в том, что будь это та или другая часть мощей, барийские источники не противоречат венецианскому и их повествование совершенно не исключает возможности существования части мощей Святителя Николая, которая не была увезена в Бари.

*По мнению профессора Мартино это есть та часть мощей, которую не взяли с собой барийцы. Матрос Маттео вошедший во святой гроб, чтобы похитить святыню, буквально растоптал хрупкие кости святителя, находившиеся на дне раки, когда забирал более крупные из мощей. Именно поэтому мощи сильно раздроблены.

Почитание святителя Николая в Венеции

К ак было сказано, Святитель Николай был одним из покровителей венецианской республики. В одной из бесед церковный историк Венеции монсиньор Антонио Ниеро высказал уверенность, что собор Святого Марка после окончательной реконструкции в 1097 году хотели посвятить не святому Марку, а Святителю Николаю, или, во всяком случае, сделать храм двухпрестольным с посвящением его обоим святым. Одним из видимых доказательств этому служит тот факт, что в центральной абсиде собора Сан Марко рядом с мозаикой, изображающей апостола Петра, находится и большая мозаичная икона святителя Николая. Однако мощи положили в церкви Святителя Николая на Лидо согласно обету, данному самими участниками похода. Остров Лидо является естественной преградой, защищающей венецианский залив от ветров, наводнений и нашествий врага. Церковь Сан Никколо находится на самом входе в бухту рядом с фортом, преграждавшим путь в лагуну, и святой Николай, находясь при вратах града, как бы оберегает его жителей.

К онечно, венецианцы, вечные путешественники, очень почитали Святителя Николая. Корабли, приходившие в венецианскую гавань, останавливались у первой церкви города — церкви Святителя Николая — и благодарили его за то, что он дал им возможность вернуться домой целыми и невредимыми.

Н еподалеку от Венеции в направлении Падуи на берегу реки Брента расположен небольшой городишко под названием Мира. Интересна народная легенда, связанная с именем города: моряки, вернувшиеся с товаром из далеких стран, после молитвы у мощей Святителя, отправлялись вверх по течению Бренты, чтобы доставить товар в Падую. После дневного пути они ночевали в деревушке, где устроили часовню, посвященную Мирликийскому чудотворцу. Со временем эта деревушка стала называться Мира в честь Святителя Николая. Сейчас это городок в провинции Венеция, являющийся, кстати, побратимом подмосковного Ступино.

Б енедиктинский монастырь на Лидо после положения честных мощей святых Николая Чудотворца, святого Николая-дяди (которого называли так, ошибочно полагая, что он приходился дядей святителю Николаю) и священномученика Феодора стал одним из центров духовной жизни города. В течение последующих лет правителями и состоятельными гражданами жертвовались в дар монастырю церкви, землевладения и денежные вклады, что указывает на глубокое почитание Святителя Николая в Венеции* .

*В монастыре, кроме мощей трех названных святых, почивали и другие реликвии: части мощей Марии Египтяныни, свв.мучеников Плакиды, Прокопия и избиенных от Ирода в Вифлееме младенцев.

М ощи трех святых были положены в одной раке, но в разных деревянных вместилищах. Анонимный автор рукописи, датируемой 1101 годом и повествующей о перенесении мощей в Венецию, рассказывает о чудесах, совершавшихся у мощей Святителя, свидетелем многим из которых был он сам лично, когда исполнял послушание певчего монастырского хора.

Э тот аноним в конце своей хроники, отличающейся изысканным литературным слогом, поместил Похвалу Венеции, в которой пишет так о святых покровителях града: «Счастлива и блаженна ты, о Венеция, потому что есть у тебя Евангелист Марк как лев для твоей защиты в войнах и отец греков Никола как кормчий кораблей. В битвах поднимаешь знамя Льва, а в морских бурях ты защищена мудрым греческим Кормчим. С таким Львом ты пронзаешь неприступные порядки противника, с таким Кормчим ты защищена от морских волн…»

Освидетельствования мощей и их достоверность

Р ака с мощами трех святых была открыта, и не единожды, а как минимум три раза до положения мощей в новое здание церкви в XVII веке.

Т ак, например, в 1449 году рака была открыта по причине исхождения чудесной чистейшей жидкости, оседавшей снаружи на каменной раке. Аббат Бортоломео III, ставший свидетелем чудесного явления, приказал собрать с помощью льняной ткани и поместить в стеклянный сосуд эту прозрачную вязкую жидкость, которая, будучи помещена в зимнее в время в холодное помещение, не замерзала. С разрешения Лоренцо Джустиниани, епископа Венеции, раку открыли и обнаружили сосуд с огустевшим до состояния мази миром, находившийся рядом с мощами Святителя Николая, и обнаружили также камень с надписью по-гречески. Эти предметы были обнаружены и в ходе освидетельствования 1992 года.

В честь этого события Джустиниани отслужил торжественную мессу в присутствии дожа Франческо Фоскари и множества народа, после чего рака была вновь закрыта.

В 1634 году была окончена постройка новой церкви, и мощи трех святых были перенесены в новую мраморную раку, в которой они сохраняются до настоящего времени. Тогда же было сделано еще одно освидетельствование мощей Святителя Николая, о которых сказано, что они более белые, чем мощи двух других святых, и наиболее размельченные, что объясняется тем, что они были сильно повреждены, когда их отделяли от вещества («битума», как пишет хронист), в которое они были запечатаны.

Ч то касается освидетельствований мощей святых, то в Католической Церкви после Второго Ватиканского Собора, когда возобладал дух критицизма, они проводились часто. Одно из таких освидетельствований было проведено в 1992 году с участием францисканца Л. Палюде, который впоследствии опубликовал иллюстрированный отчет об освидетельствовании, фотографии из которого здесь приводим. В освидетельствовании мощей принимал участие профессор универстета Бари монсиньор Луиджи Мартино, который возглавил подобное же освидетельствование мощей Святителя Николая в Бари, имевшее место в 1953 году.

П ри открытии мраморного саркофага, в котором над алтарем покоятся мощи трех святителей, были найдены три деревянных вместилища. В самом большом из них находились мощи святого Николая Чудотворца. Когда гроб открыли, обнаружили еще одно, свинцовое покрытие, убрав которое члены комиссии увидели множество костей разного размера и цвета. Кроме того, здесь же были:

1. Черный камень округлой формы с надписью по-гречески: «мироточивые мощи святого смиренного Николая»;
2. Верхняя часть черепа, которая никак не могла быть главой Святителя Николая, поскольку после освидетельствования мощей в Бари было достоверно известно, что глава святого находится там* ;
3. Сосуд с миром.

*Было установлено, что глава принадлежала святому Николаю-дяде.

Р езультат освидетельствования: по заключению профессора Мартино, мнение которого было особенно ценно как антрополога, участвовавшего в освидетельствовании мощей в Бари, «белые кости, находящиеся в Венеции, дополняют останки, сохраняющиеся в Бари»* . Белый же цвет останков говорит о том, что они, возможно, находились долгое время под солнцем, или, что вероятнее, сохранялись в извести, как об этом пишет Ф.Корнер в латинской редакции своих «Известий»** .

*L.G.Paludet, Ricognizione delle reliquie di S.Nicol?. стр.37 Vicenza 1994.

**F.Corner, “Ecclesiae Venete”, XI, cтр.71, 1.

Б олее полно об этом говорит выписка из заключения комиссии: «Кости святого Николая, состоящие из большого количества обломков белого цвета, соответствуют частям скелета святого угодника, недостающим в Бари. К сожалению, кости раздроблены на мелкие части барийским моряком во время бегства»* .

*L.G.Paludet, Там же, стр.59.

Т аким образом, мнения экспертов полностью подтверждают подлинность мощей Святителя Николая, сохраняющихся в Венеции.
* * *

Д уховный смысл перенесения мощей Святителя Николая в Венецию тот же, что и в Бари: по Промыслу Божию эта реликвия была перенесена из православных земель в земли неправославные. Для чего? Может быть, чтобы светить своей благодатной святостью на этой древней христианской земле и призывать западных христиан к возвращению к Матери-Церкви, а может быть, чтобы православные паломники, во множестве приезжающие поклониться мощам Святителя, свидетельствовали бы своим почитанием и верой о Православии на Западе. Конечно, верно и то, и другое – через второе стремиться к осуществлению первого.

С вятитель Николай, таким образом, кроме всех своих чудес и благодеяний всем людям (и не только православным, но даже и нехристианам) становится как бы маяком примирения между христианами разных исповеданий, в первую очередь, между православными и католиками, а потому как Бари, так и Венеция могли бы стать местами не только паломничества, но и межконфессионального диалога.

Почитание православными верующими

мощей святителя Николая и других

святынь Венеции сегодня

В ерующие прихода святых Жен-Мироносиц Московского Патриархата в Венеции стараются вновь «открыть» православные святыни для русских паломников. Собираются материалы для публикаций, готовится «Путеводитель по святыням Венеции», служатся молебны и литургии на мощах святых. Постепенно мы узнавали о святынях все больше и рассказывали об этом в России. Сразу же число паломников, прежде небольшое, увеличилось, так что даже была открыта приходская паломническая служба, готовящая путешествия по Северу Италии.

В церквах Венеции почивают мощи святого праведного Захарии, отца св. Иоанна Предтечи, святого Первомученика и архидиакона Стефана, святого апостола и евангелиста Марка, святых Патриархов Александрийских Афанасия Великого и Иоанна Милостивого, двух Патриархов Константинопольских — борца с иконоборчеством св. Германа и святого Евтихия, бывшего председателем V Вселенского Собора. Назовем также мощи первого монаха — прп. Павла Фивейского, святой мученицы Христины Тирской, святых великомучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата, столь почитаемых в Русской Церкви, святой мученицы Лукии Сиракузской, мученицы Валерии, святого мученика Павла, преподобной Марии Вифинской, называвшейся в монашестве Марином, преподобномученика Анастасия Персиянина, святых мучеников и бессребреников Космы и Дамиана Аравийских, святого апостола и евангелиста Луки в Падуе, а также наиболее важные части мощей особо чтимых святых: рука св. великомученика и целителя Пантелеимона, десная рука святителя Василия Великого и рука святителя Иоанна Златоустого. В Венеции сохраняются несколько игл из тернового венца Спасителя, который некоторое время сохранялся в Венеции по пути во Францию, и еще великое множество мощей святых и прочих святынь.

М ного в Венеции мощей римских мучеников первых веков, о которых иногда практически ничего неизвестно, кроме их имен. Но не известностью и широтой народного почитания измеряется святость — многие «свидетели» веры Христовой пострадали безвестно, но православные с любовью и благоговением прибегают ко всем святым угодникам, невзирая на лица. Например, в Венеции почивают мощи святых мучеников Сергия и Вакха. Мало известно об этих мучениках, а ведь некогда юный Варфоломей принял монашеский постриг с именем Сергия, а потом стал великим святым не только для России, но и для всего христианского мира. О местонахождении этих мощей не знали в России, теперь же есть возможность поклониться мощам святого, в честь которого был назван в монашестве «игумен всея Руси» — преподобный Сергий Радонежский.

М ожно с уверенностью сказать, что по числу святынь Венеция стоит вместе с Римом на первом месте во всем христианском мире.

В дни памяти святых, мощи которых почивают в Венеции, на приходе святых Жен-Мироносиц установилась традиция совершения богослужений у этих святынь. Католическая сторона приветствует это начинание, и настоятели церквей, где расположены мощи, идут навстречу православным. Совершаются молебны и поклонения святым у их мощей и с паломническими группами из России.

8 мая 2004 года, в день памяти апостола и евангелиста Марка, в знаменитом соборе его имени, считающимся в Католической Церкви вторым по важности после Римских соборов, у мощей святого была совершена первая за всю историю этого храма православная литургия. В противоположность собору святого Петра – памятнику эпохи Возрождения, очень «западному» по своему стилю, собор апостола Марка представляет из себя как бы икону Православного Востока, написанную специально для Запада. Поэтому, по признанию присутствовавших на Литургии представителей Католической Церкви, православное богослужение в этом очень «восточном» по существу храме очень органично вписывалось в духовную архитектонику древней базилики.

М ощи Святителя Николая — это, конечно, важнейшая святыня Венеции. Прежде на мощах Святителя Николая совершались лишь молебны и акафисты. В этом году приходом получено разрешение на совершение литургии на мощах святого Мирликийского Чудотворца. Это будет первая литургия на мощах прославленного святого угодника, хранящихся в Венеции. Надеемся, что эта литургия станет началом общецерковного почитания «венецианских» мощей святителя.

В 2004 году по милости Божией нам удалось получить частицу мощей Святителя Николая. Она была преподнесена в дар Святейшему Патриарху в день перенесения Тихвинской иконы Божией Матери.

Перспективы православного свидетельства в Венеции

Т аким образом, Венеция по праву становится одним из центров паломничества в Западной Европе. Вместе с тем, православная община Венеции не имеет не только какой-либо инфраструктуры для работы с паломниками, но у нее нет даже собственного храма для совершения богослужений. На сегодняшний день, благодаря гостеприимству католической стороны, приходу временно предоставлена церковь для богослужений.

К онечно, учитывая значение Венеции для Православия, русская община была бы достойна иметь собственную церковь, как ее имеют представители Константинопольского Патриархата. Несомненно, город должен стать одним из основных мест посещения паломников не только в Италии, но и в Европе в целом.
П риход святых Жен-Мироносиц остро нуждается в спонсорской помощи. Сейчас на повестке дня открытие сайта прихода, обеспечение нормальной работы приходской пресс-службы. На все это нужны средства. А перспектива — конечно, русский храм в Венеции.

И дея эта появилась уже два года назад, когда мы осознали, сколько святынь хранится в церквах Венеции. За это время мы получили благословение Cвященноначалия Русской Православной Церкви на начало трудов в направлении строительства храма, провели первоначальную работу в городских учреждениях, отвечающих за строительство и архитектурную планировку. Везде встретили положительное отношение и заинтересованность. Дело остается за благотворителями. Посещая Москву, всегда выступаю с идеей строительства храма в церковных СМИ, но пока Господь не послал помощников в становлении русской духовной миссии в Венеции.

М ы на приходе усердно молимся, чтобы нам прославить угодников Божиих, мощи которых почивают в Венеции, и устроить здесь храм и Дом паломника. Просим молитвенной помощи всех, сочувствующих делу церковного строительства в Венеции.
Н адеюсь, что публикация этой статьи станет радостной вестью для наших верующих, откроет им великую святыню Православия, хранящуюся в Венеции, и тем самым послужит делу церковного строительства в Венеции.

Р асширение православного свидетельства на италийской земле позволит, с одной стороны, обеспечить духовное окормление наших пасомых, оказавшихся на чужбине, и помочь, с другой стороны, ознакомлению соотечественников со святынями Италии, чему, послужит, в первую очередь, приход во имя свв. Жен-Мироносиц. Кроме того, это в значительной мере будет способствовать улучшению отношения и углублению интереса к Православию среди верующих католиков.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то