Народные приметы на троицу. Троица: история, традиции, что нельзя можно делать, поздравления, приметы, запреты праздника Праздник троица традиции и приметы

Русская культура, ее традиции и обычаи - это отдельный феномен мирового достояния. Православные праздники тесно переплетаются с корнями русских обычаев, которые передаются из поколения в поколение. А приметы на Троицу всегда бережно хранятся и передаются по наследству.

Сошествие Святого Духа

Пятидесятница, Троица, Сошествие Святого Духа или День Святой Троицы - один из главных христианских праздников, который отмечается особенно торжественной службой. Троица приходится на 50-й день после Пасхи в воскресенье. В народе этот день особо почитаем. Православные ждут его с нетерпением, готовятся к празднику и ждут чуда.

Издавна Троица почиталась предками. Считалось, что в этот праздник наступает конец тяжким трудам и приходит время сбора щедрого урожая. Неудивительно, что с тех давних времен дошли и до нынешнего поколения народные приметы на Троицу. Непосредственно все обряды считались особенно важными - ни в коем случае нельзя было ими пренебрегать или игнорировать.

Так в чем же заключалось таинство празднования? Чем удивительны были святочные дни для простого русского человека? Настало время познакомиться с несколькими уникальными обычаями, традициями и приметами, связанными с великим православным праздником.

Коротко о празднике

День Святой Троицы или Зеленые Святки чтится в каждой православной семье. Один из самых главных христианских праздников отмечается на 50-й день после Пасхи, поэтому иногда его еще называют Пятидесятницей. Выпадает День Святой Троицы обычно на последние числа мая или начало июня. С первыми летними деньками ассоциируется окончание тяжелых трудовых будней и начало сбора богатого урожая.

Троица имеет целых три больших праздника - это Родительская суббота (день, когда поминаются усопшие предки), Троицкое воскресенье (непосредственно самый главный день праздника) и Духов День (название говорит само за себя - День Святого Духа).

Церковное толкование праздника

Откуда взялись приметы и обычаи на Троицу? Связано это, прежде всего, с народными наблюдениями и толкованием праздника. Чтобы понять всю суть каждого знака и явления, стоит обратить внимание на религиозное значение этого дня.

После воскресения Иисуса Христа в его силу поверили те, кто верил непосредственно в самого Господа Бога. А в силу Духа лишь тогда, когда на 50-й день после воскресения Иисуса собравшиеся в одной комнате 12 апостолов и Дева Мария услышали громкие звуки, доносившиеся с небес. После этого каждого ученика охватило пламя, проникшее вовнутрь и наполнившее все существо - так в каждого из них вошел сам Святой Дух, который подарил апостолам великие знания и возможность проповедовать слово Божие на разных языках.

Состоялось, так называемое торжество Святой Троицы - воедино собрались Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух - свидетелями которого стали простые христиане.

Как отмечается Троица в народе?

Существуют вполне привычные приметы и обычаи на Троицу, которые почитают в каждой семье. Для этого не нужно ходить в полночь куда-то, искать целебные травы и смотреть на звезды. Бытовые ритуалы также являются частью душевного празднования великого христианского праздника.

Так, например, в Родительскую Субботу стоит посетить могилы усопших родственников, сходить в церковь на службу и поставить свечи «за упокой души». В этот день нельзя грустить - умерших предков принято вспоминать хорошим словом, только радостные моменты.

Вечером, накануне Троицкого Воскресенья, прихожане отправляются в церковь с большими букетами из березовых веток, свежескошенной травы и полевых цветов. Считается, что освященные букеты обладают целебными свойствами, поэтому растения бережно хранятся в течение всего года. При заболевании из засохших цветов и веток можно заваривать чаи и целебные настои.

Во время воскресной службы прихожане молятся Богу и просят его даровать Святого Духа усопшим предкам.

Понедельник - День Святого Духа - символизирует собой победу Святого Духа над злыми силами. В этот день принято молиться об усопших родственниках, вспоминать их только хорошими словами. В День Святого Духа принято просить Бога об упокоении душ. После службы прихожане, выходя из церкви, раздавали мелочь и угощения нищим, ограждая себя от болезней и несчастий.

Есть особые народные приметы на Троицу. Погода в этот день может подсказать, каким будет урожай и чего ждать от ближайшей зимы. Так, например, считалось, что земля перед празднованием Дня Святого Духа могла раскрыть свои секреты. Поэтому многие старательно искали сокровища, спрятанные глубоко в недрах земли.

Приметы на Троицу для незамужних девушек

Пятидесятница для молодых девушек - один из самых главных праздников, который может подсказать их дальнейшую судьбу. В этот день плели красивые венки, опускали их в воду и наблюдали, как они себя поведут. Если ожерелье из цветов плыло по воде - знак благоприятный, если завертелся на месте - к холостой жизни в ближайшее время. Неблагоприятное знамение, если венок утонул - это символизировало смерть близких родственников или даже суженного.

Молодые девушки традиционно отмечали этот праздник в лесу возле березок. Троицына неделя - это «русалочьи» игрища. В это время не следовало входить в воду - считалось, что русалка могла затянуть в свой омут. Уберечься от них можно было только при помощи полыни.

Среди других народных примет на Троицу следует отметить традиционную символику этого праздника. Береза - это символ возрождения и молодости. Это дерево на святки становилось особенно почитаемым. Березовыми ветками украшалось жилье и заборы, вход в дом и во двор, а также углы в сараях, где жили домашние животные. Ветки выносили в поле, чтобы вымолить у предков богатый урожай.

Среди традиций и примет на Троицу для незамужних девушек стоит отметить обычай плетения венков из березовых веток. Считалось, что так девушка сплетает свои мысли с думами молодого человека.

А вот бабушки шли на могилы к своим предкам, чтоб обмести «глазоньки» своим родителям и другим родственникам - березовыми ветками обметали могилы усопших.

Традиции и обычаи

День Святой Троицы - это особый праздник, в который люди привыкли совершать массу обрядов. При этом они трактуются и воспринимаются как обычаи, а не как суеверия. Это именно тот случай, когда все приметы и поверья имеют исключительно обоснованное значение. Поэтому можно утверждать, что народные приметы на Троицу отличаются глубоким смыслом.

Есть вещи, которые просто необходимо совершать в этот праздник. А есть дела, которые крайне нежелательны в первые летние деньки. Стоит отметить, что непосредственно само празднование Троицы имеет языческие корни. Конечно же, церковь против таких верований, однако народ сложно переубедить в том, что передавалось им вместе с молоком матери.

Приметы для холостых девушек и парней

Детей еще с самого раннего возраста учат почитать христианские праздники и народные традиции. Подрастающее поколение внимательно следит за тем, что делают на Троицу. Приметы помогают предугадать будущее накануне великого праздника. Со временем молодые девушки и юноши сами начинают принимать участие в обрядах.

Про венки уже было сказано. Остается только повторить символику:

  • Если венок плывет по воде - будет счастье.
  • Если прибился к берегу - новая любовь.
  • Если стоит на месте - ближайший год пройдет без изменений.
  • Если утонул - быть беде.

Приметы и суеверия на Троицу передаются из поколения в поколение. Так, бабушки часто на праздник застилают новую скатерть - считалось, что ткань впитывает в себя великую силу, которая помогает привлечь завидных женихов. К Святому празднику пекли всевозможную выпечку - ее остатки не выбрасывали, а сохраняли на счастье будущему семейству.

В День святой Троицы нельзя играть свадеб - считается, что жизнь новобрачных будет не завидной. А вот сватовство в этот день будет благоприятным - жизнь новой семьи будет долгой и счастливой. После сватовства на Троицу было принято жениться на Покрову.

Приметы на Троицу: что нельзя делать?

Есть некоторые вещи, которые крайне не рекомендуется делать в этот день. Несоблюдение запретов может рассердить духов умерших родственников, которые в этот день блуждают среди живых людей. В День святой Троицы ни в коем случае нельзя трудиться, заниматься рукоделием и домашней работой. Караваи, хлеб и булочки пекли накануне праздника. На Троицу нельзя было копаться в огороде и сажать грядки. Также в этот день категорически запрещалось купаться - достаточно вспомнить историю про русалок. Кстати, о них. Считается, что русалка - это душа девочки-младенца, которая умерла еще до крещения. Обитательницей вод также могла стать юная девушка-утопленница, которая не успела выйти замуж.

Какие бывают приметы на Троицу? Что нельзя делать в этот праздник? По традиции, в воскресенье следует сходить к могилам предков. Если нарушить этот запрет, усопшие родственники могут рассердиться и забрать кого-нибудь из живых.

Традиции праздничного обеда

Как уже было сказано чуть выше, хлеб и всевозможную выпечку изготавливали накануне праздника. Народные приметы на Троицу говорят о том, что в этот день за столом должны собраться только самые близкие люди. Не стоит приглашать врагов и нежелательных персон - этот праздник должен оставаться чистым и радостным.

Традиционно стол застилался праздничной скатертью зеленого цвета, которая потом бережно хранилась для привлечения завидных женихов. Среди всего многообразия блюд на столе обязательно должен присутствовать хлеб и любая другая выпечка собственного изготовления. Чем она вкуснее и разнообразней, тем ярче и счастливей будет жизнь в ближайшем году.

Молодым семьям стоит обратить внимание на эту традицию. Печь караваи и хлеб в субботу, накануне великого православного праздника может стать хорошей семейной традицией, в которой каждый сможет принять участие. Народные приметы на Троицу гласят о том, что праздничный стол не должен обходиться без куриных яиц. В принципе, праздничный стол в этот день должен отличаться изобилием - различные овощи и фрукты, сладкая выпечка, караваи и хлеб, рыбные и мясные блюда, а также сладости и напитки - все должно указывать на благополучие и достаток.

Святой праздник в нынешние времена

Приметы и традиции на Троицу хорошо знают жители деревень и небольших населенных пунктов. К сожалению, с ростом урбанизации горожане попросту начали забывать светлый праздник и все, что с ним связано. А зря - даже непосредственно само свершение обрядов несет в себе большую эмоциональную силу, которая позволит получить заряд положительной энергии.

Сельчане на Троицу заготавливают веники для бани. Нельзя ломать молодые деревья и срывать верхние веточки - можно только боковые побеги, чтобы не погубить деревце. Считается, что в этот день все растения усиливают свои целебные свойства. Именно поэтому знающие люди собирают накануне лечебные травы, листья и побеги. Среди множества примет и суеверий на Троицу следует отметить еще одну, которая будет интересна молодым девушкам - если собрать накануне праздника чабрец, сплести из него небольшой веник и вшить его в подушку, жизнь будет долгой и счастливой, а долгожданный избранник вот-вот появится на горизонте.

Гадания на Троицу

Церковь всячески отрицает подобные мероприятия, но ведь так хочется узнать свою судьбу и хоть одним глазочком заглянуть в недалекое будущее. Именно поэтому среди всего многообразия примет есть определенные обряды, которые помогают приоткрыть завесу тайны.

Что делают на Троицу? Приметы подсказывают, как узнать своего избранника и сделать жизнь с ним долгой и счастливой. В первую очередь, следует уяснить, что все гадания должны совершаться только с чистыми и светлыми мыслями. В этот день природа открывает свои тайны, делится мистическими знаниями и помогает людям. Бабушки и мамы клали молодым девушкам березовые ветки под подушку. Считалось, что образ мужчины во сне - это и есть будущий избранник.

Чем же еще примечательна Троица? Приметы на богатство - вот то, что интересовало многих сельчан и жителей деревень. Существовал такой обычай - женщина (может быть даже и замужняя) подходила к березке и, не глядя, срывала ветку. Если она была гладкая и ровная - год будет удачным и урожайным. В противном случае - жди неприятностей и беды.

Погода на весь год

Во время всего празднования Троицы пожилые люди внимательно следили за погодой - считается, что Зеленые Святки являлись своеобразным барометром на весь год. Приметы на Троицу и погода:

  • Нельзя было заготавливать веники из березы, если идет дождь.
  • Для лучшего урожая капусты следует положить ее листья в березовые прутики, принесенные с храма после службы.
  • Хороший урожай грибов обещает дождик в Троичное воскресенье.

Троица - великий и светлый православный праздник, который обладает великой мистической силой. Если себя правильно вести в этот день, соблюдать все традиции и обряды, а также внимательно следить за приметами - можно почувствовать, как счастье в буквальном смысле стучится в дом. Светлые мысли и добрые помыслы, благодарность за каждый прожитый день и щедрость - вот залог настоящего праздника, который сохранится в каждой семье.

Троица — это великий христианский праздник, который является переходящим (двунадесятым) праздником у православных верующих и отмечается на 50-й день после Пасхи, в воскресенье.

Другие его названия - День сошествия Святого Духа, День святой Троицы, Пятидесятница.

Свое первое название светлый праздник получил в честь сошествия Святого Духа на апостолов, которое им обещал Иисус Христос перед Своим вознесением на небеса.

Сошествие Святого Духа указало на тройственность Бога и его единство.

После этого события апостолы получили благословения от самого Господа на строительство духовного храма.

Что означает Троица

В Библии сказано, что благодать, дарованная апостолам Святым Духом, снизошла на них именно в этот день.

Люди увидели третье лицо Бога — Святой Дух, и узнали, что единство Бога проявляется в трех лицах – Отец, Сын и Дух.

Можно сказать, что значение Троицы в том, что Бог людям открывается поэтапно, а не сразу.

В современном христианстве Троица означает то, что Отец, создавший все живое, послал людям Сына — Иисуса Христа, а затем и Духа Святого.

Для верующих людей значение Пресвятой Троицы сводится к восхвалению Бога во всех его ипостасях.

Этот день признан знаменательной датой, к которой причислено первое появление церкви на Земле.

История Троицы

Согласно книге Деяний апостолов, которая входит в Новый Завет, Святой Дух сошел на апостолов именно на 50-й день после Воскресения Христова. О том, что это произойдет, Иисус поведал своим ученикам ещё при жизни.

После воскресения Иисус Христос еще сорок дней был со Своими учениками, укрепляя их в вере, готовя к будущему служению. На сороковой день Иисус вознесся на небо, пообещав, что пошлёт Дух Божий, который сойдёт на учеников, давая им силу проповедовать Его учение.

Через десять дней после вознесения ученики Иисуса и его мать Мария собрались в Иерусалиме в Сионской горнице.

По преданию, в этот день совершилось сошествие Святого Духа на апостолов. Ученики Иисуса собрались тогда все вместе. Внезапно раздался шум с неба, как бы от сильного ветра. Явились в этот момент языки и сошли на каждого из учеников. И начали говорить они на разных языках.

Многоязычие было ниспослано для того, чтобы они могли проповедовать христианское учение среди различных народов.

Дух Божий сошел на учеников, и они получили особые дары - дар говорить на разных языках, дар целительства, дар проповедовать о делах Божьих.

После сошествия Святого Духа св. апостол Петр произнес свою первую проповедь, в которой сообщил и о славном событии, совершившемся в этот день. Обращение апостола было кратким и простым, после него многие иудеи покаялись, уверовали и крестились.

А в IV веке святым Василием Великим были составлены коленопреклоненные молитвы, читаемые доныне на праздничной вечерне.

Сам праздник Святой Троицы в воспоминание великого события сошествия Святого Духа был установлен апостолами. После дня сошествия Святого Духа ученики Христа начали ежегодно праздновать День Пятидесятницы и заповедали вспоминать это событие всем христианам (1 Кор. 16,8; Деян. 20,16).

На следующий день после Троицы отмечается Духов день, который посвящен прославлению Святого Духа.

Этот день посвящается воспоминанию и прославлению сошествия Святого Духа на учеников Христовых. Дата праздника переходящая, но всегда она выпадает на понедельник.

Традиции празднования Троицы

В этот день в православных храмах совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году.

Накануне, в субботу вечером (Троицкая родительская суббота) служится праздничное всенощное бдение.

На утрене служится полиелей и читается Евангелие от Иоанна, 65-е зачало; на утрени поются два канона этого праздника: первый написан Космой Маюмским, второй Иоанном Дамаскиным.

В сам праздник служится праздничная литургия.

После литургии служится девятый час и великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа, во время вечерни трижды молящиеся во главе со священником совершают коленопреклонение - встают на колени, а священник читает семь молитв о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших (в том числе и «во аде держимых») - этим завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов.

По народному календарю Троицын день можно с полным основанием назвать зелеными святками.

По русской традиции, пол храма (и домов верующих) в этот день устилается свежескошенной травой, иконы украшаются березовыми ветвями, а цвет облачений - зеленый, изображающий животворящую и обновляющую силу Святого Духа (в других православных Церквах употребляются также облачения белого и золотого цветов).

В народе же перед Троицей принято было убирать жилище, а после этого украшать его зеленой травой и полевыми цветами.

Смысл этого обычая в том, что молодые растения обязательно принесут семье благополучие, процветание и хороший урожай.

Прихожане выстаивали в церквах обедни с букетами луговых цветов или ветками деревьев для освящения, дома украшались березками.

Полевые цветы, побывавшие в церкви, засушивали и хранили за иконами для разных надобностей: их клали под свежее сено и в житницу, чтобы не водились мыши, в норы на грядах от землероек и на чердак, чтобы устранить пожар.

Деревья возили на деревенские улицы целыми возами и украшали ими не только двери, но и косяки окон, а особенно церковь, пол которой усыпали свежей травой (всякий, выходя из церкви, старался захватить ее из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить как целебную).

Из листьев деревьев, стоявших в церкви, некоторые вили венки и клали их в горшки при выращивании рассады капусты.

Ближе к вечеру народ собирался на массовые гуляния с играми и песнями. Также в этот день организовывались ярмарки.

Троицкие празднества включали в себя и поминовение умерших. Они проводились в Троицкую субботу, предшествующую дню святой Троицы и считавшуюся у русских главным весенним поминальным днем, и в Духов день. Поминая предков в дни возрождения природы, люди надеялись на их помощь, защиту, доказывали, что для умерших нет забвения.

Славянские обычаи на Троицу — березовый праздник

Воскресенье проводили в лесу, где росли березки.

Береза стала символом праздника, вероятно, потому, что она одна из первых одевалась в яркую нарядную зелень. Не случайно существовало поверье, что именно береза обладает особой силой роста и что нужно эту силу использовать.

Березовыми ветками украшали окна, дома, дворы, ворота, на церковной службе стояли с березовыми ветками, веря, что они обладают целебной силой.

Семик — весенний народный праздник, отмечавшийся в четверг на седьмой неделе после Пасхи. Неделя, на которую он приходился, называлась семицкой (семиковой) неделей и заканчивалась Троицей.

Семик считается древним языческим праздником — одним из тех, что играли важную роль в весеннем периоде жизни людей.

Во многих деревнях в дни Семицкой недели перед Троицей исполнялись чисто девичьи обряды, которые символизировали готовность девушек к браку.

Ведь расцвет природы весной рассматривался, как женское начало, и ассоциировался с девушками, достигшими брачного возраста.

Завить березку (завивание березы) - обряд из далекой древности. Девушки верили, что свяжут крепко-накрепко думы свои с полюбившимся парнем. Или, завивая ветки березы, желали своей матушке скорого выздоровления.

Завивание березки - один из главных обрядов Семика, суть которых состояла в чествовании возрождающейся после зимы природы.

В деревнях центральной и южной части Европейской России, а также в Сибири культ растительности принял особенно яркие формы. Основой обрядности здесь стало завивание березки, начальный этап которого приходился на Семик, а окончание - на Троицу.

Обряд совершали девушки, которые втайне от мужского населения деревни отправлялись в четверг семицкой недели в лес, на берег реки или к ржаному полю для выбора ритуального дерева.

Не радуйтесь, дубы,
Не радуйтесь, зеленые;
Не к вам девушки идут,
Не к вам красные;
Не вам пироги несут,
Лепешки, яичницы,
Ио, ио, Семик да Троица.
Радуйтесь, березы,
Радуйтесь, зеленые!
К вам девушки идут…

Выбрав березу с плакучими ветвями, девушки начинали завивать их, т. е. скручивать ветви друг с другом, заплетать в косы, пригибать к земле и там закреплять колышками, связывать несколько веток ленточками и т.п.

После этого вокруг березы водили хороводы:

Березка, березка,
Завивайся, кудрявая!
К тебе девки пришли,
К тебе красные пришли,
Пирога принесли
Со яичницей.

Затем под ней устраивали пиршество, основными блюдами которого были яйца, яичница, лепешки, пироги, пиво.

На Троицу девушки отправлялись в лес развивать березку. Они расплетали ветки, развязывали ленты, а затем опять устраивали праздничную трапезу с яичницей и лепешками, водили хороводы, пели песни.

Кумление - один из обрядов Семика-Троицы, который исполняли девушки брачного возраста. Он проводился, как правило, в день завивания березки.

Наиболее распространенным был вариант, когда девушки две близкие подруги - подходили с двух сторон к завитому на березе венку, троекратно целовались через него, говорили друг другу: «Покумимся, кума, покумимся, чтобы нам с тобой не браниться, вечно дружиться». Затем обменивались нательными крестиками и небольшими подарками.

Кумление могло происходить и несколько иначе. Желающие покумиться девушки заплетали две «мотушки» - косы из ветвей березы и ленточки, приговаривая: «Кукушка, кукушка, сбереги мою мотушку», а затем обменивались крашеными яйцами, лепешками.

Покумившиеся девушки называли друг друга кумой, кумочкой, гуляли вместе по деревне, не ссорились, поверяли секреты, шептали друг другу разные пожелания, дарили друг другу подарки.

Русские крестьяне считали, что покумившиеся девушки вступали в своего рода духовное родство, аналогичное тому, которое возникает между людьми, крестившими в церкви одного ребенка.

Через неделю, обычно в воскресенье, следовавшее за Троицей, девушки снова отправлялись на место кумления. Там они под песню «Я в лес пойду, я венок разовью, раскумися, кума, разбранися, душа» развивали венки, расплетали «мотушки», возвращали друг другу подарки. Это означало, что узы, связавшие покумившихся девушек, распадались.

Березовые ветки именно в эти дни наливались целительной силой. Целительным считался и настой из листьев березы.

Ветки березы использовали наши предки и в качестве оберега от всяких нечистых духов. До сих пор в пазы углов дома в Вологодской области крестьяне втыкают ветки березы, чтобы чистота и целительный дух передались стенам.

После обедни девушки меняли свой наряд, на голову надевали свежие березовые венки, переплетенные цветами, и в таком уборе шли в лес развивать березку.

Придя туда, они становились в круг около завитой березки, и кто-нибудь из них срубал ее и ставил посреди круга. Все девушки подходили к березке и украшали ее лентами и цветами. Потом открывалось триумфальное шествие: девушки шли попарно, впереди всех самая красивая из них несла березку. Таким образом они обносили березку вокруг всей деревни.

На одной из улиц они втыкали березку в землю и начинали водить вокруг нее хороводы. К ним присоединялись парни. К вечеру с деревца снимали ленты, отламывали по прутику, а потом вырывали дерево из земли и тащили к реке топить. «Топи, Семик, топи сердитых мужей!» - и несчастная березка плыла туда, куда несло ее течение воды (Владимирская губерния).

В некоторых областях в троицкое воскресенье березу выносили в хлебное поле, стараясь тем самым вымолить у высших сил плодородие земли.

Молодежь Новгородчины совершала обряд, приноровленный именно к Троице, называемый «трясти порох». Во время гулянья на лугу, среди хороводов и игр в огарыши (горелки) кто-нибудь из мужчин срывал картуз с молодого супруга, тряс им над головой и громко кричал: «Порох на тубе, жена мужа не любит».

На этот крик быстро откликалась молодица, становилась перед мужем, кланялась ему в пояс, снимала картуз, который клали ему на голову в момент ее появления, брала мужа за уши, трижды целовала и снова кланялась ему и во все четыре стороны. При этом вслух поселяне оценивали ее качества и пускали разные шутки в ее адрес. Молодицы обычно стеснялись и говорили: «Когда трясут порох, лучше бы провалиться сквозь землю».

На Троицу собирали росу и использовали ее как сильнодействующее лекарство от недугов и для посева семян овощей.

В сам праздник принято было ходить друг к другу в гости, чтобы поздравить и одарить подарками.

В обычай также вошел запрет на купание в открытых водоемах из-за русалок, которые там жили.

Считалось, что они могут заманить к себе в воду и там защекотать до смерти.

Троицкое гадание на венках

Гадание на троицких венках было одним из самых популярных у славян.

Венки на Троицу делали, конечно же, из березовых веток, вплетая туда полевые цветы и украшая лентами.

В Троицкое воскресенье девушки расставались с венком, сплетенным в Семик.

Бросали его на воду и громко спрашивали, суждено ли выйти замуж в этом году, а затем наблюдали.

Плохо было, если венок тонул: замуж нынче не выйдешь, и вообще, к неприятностям. Но еще худшим знаком считалось, если венок расплетется в воде и вытянется в цепочку.

Если венок вертится на одном месте – означает семейные ссоры и то, что свадьба неожиданно расстроится.

Если венок остается на одном месте, никуда не уплывая, – замужество будет не скорое.

Если венок быстро плывет – хороший знак, а если уплыл дальше всех и почти скрылся из глаз – означает крупное везение.

Но самым лучшим знаком считается, если венок, проплыв какое-то расстояние, пристал к берегу – это означает и удачное замужество, и счастье в браке.

Пословицы, поговорки и приметы на Троицу

Бог любит Троицу.

Без Троицы дом не строится.

Троица перстов крест кладет.

Троица три дня строится.

Троица Троицей, а трех свечей на стол не ставят.

Троица – граница между весной и летом.

На Троицу дождь – много грибов.

На Троицу дождь – к теплой погоде.

Если на Троицын день идет дождь, то в продолжение лета будет много.

От Троицы до Успения хороводов не водят.

Троица тремя праздниками богата – цветами, травами и румяным летом.

На Троицу каждая веточка – помощник и лекарь.

На Троицу не купаются – русалки лютуют, на дно заманивают.

Плыви мой венок на тот бережок, кто поймая мой венок - то будя женишок.

Если парень девушку на Троицу под березой поцелует, быть девице его женой.

Если на Троицу посватаются, а на Покров поженятся, значит, жизнь у этих супругов будет долгой, счастливой, в любви и согласии.

День Святой Троицы, или Пятидесятница – один из самых близких русским людям христианских праздников. К этому времени, а Троица отмечается на пятидесятый день после Пасхи, окончательно просыпается природа, начинается новая, полноценная и полнокровная жизнь. Полы храмов устилают свежескошенной травой, стены украшают березовыми ветками, даже цвет одежд священников в этот день – зеленый.

Это – символ обновления, символ начала. Ведь в этот день родилась наша Церковь.

В этот день почти две тысячи лет назад апостолы сидели в горнице (верхней комнате) одного из иерусалимских домов на горе Сион. Чей это был дом – неизвестно. Но именно ему суждено было стать первым христианским храмом. Ведь в Сионской горнице Христос дважды являлся Своим ученикам после Своего Воскресения, там Он разломил хлеб и наполнил чашу вином, совершив таким образом первую литургию. В Сионской же горнице на апостолов и Деву Марию сошел Святой Дух – и произошло это на пятидесятый день после Воскресения Христа и на десятый – после Его Вознесения на Небо.

К этому времени апостолы уже не были растеряны и подавлены, как после распятия Христа. Ученики Спасителя уже поняли, что Он оставил после себя не просто горстку последователей, но Церковь. Несмотря на то что апостолы не были жителями Иерусалима (большинство из них были из Галилеи), они уже пятьдесят дней не расходились по домам, ежедневно встречаясь в той самой Сионской горнице. Ведь Сам Христос попросил их не отлучаться из города и ждать крещения Святым Духом.

И вот «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деяния святых апостолов 2:2-4). Таким образом, в этот день в Сионской горнице триединый Бог предстал в третьей своей ипостаси, отсюда и название – Праздник Святой Троицы.

Бог Отец сотворил мир и послал Своего Сына, Иисуса Христа, на землю, чтобы показать людям путь к спасению, а Бог Святой Дух снизошел на апостолов, а через них – на каждого из нас, чтобы быть рядом с людьми. Сообщество людей, в котором присутствует Святой Дух, и называется Церковью. Каждый православный молится «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа...» Кроме того, в этот день Бог дал апостолам возможность говорить на разных языках. Ведь если земная история Христа закончилась, то жизнь Христовой Церкви только началась. Апостолы должны были идти в разные страны и рассказывать людям об Истине, которую Бог донес до них всеми возможными способами.

Однажды утром, услышав странный шум, удивленные жители Иерусалима стали подходить к дому, где собрались апостолы, и очень удивлялись, когда слышали, что люди внутри дома говорят на разных языках. Они даже подумали, что говорившие люди пьяны. Тогда к собравшимся вышел апостол Петр и сказал: «...мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деяния святых апостолов 2:14-18).

Точно так, как говорил Петр, и произошло. Получив от Самого Бога дар пророчествовать, исцелять, а главное – нести людям Истину, апостолы разошлись по миру и проповедовали в самых дальних его уголках. Апостолов казнили (только один из двенадцати апостолов, Иоанн, умер своей смертью), но что могли сделать враги против тех, с кем всегда присутствует Святой Дух, с христианами? Поколения людей, правители, и даже целые государства исчезают с лица земли, а Церковь существует уже почти две тысячи лет. Начавшись когда-то с той самой маленькой кучки людей в горнице на горе Сион в Иерусалиме...

В материале использована репродукция картины К.Лебедева "Сошествие Святого духа"

Paskha.ru

Традиции празднования Троицы на Руси

Троица - очень красивый праздник. Дома и храмы украшают ветками, травой, цветами. И это неслучайно. Зелень, цветы символизируют жизнь. Так люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их черезnull крещение в новую жизнь.

Исторически сложилось, что для украшения храмов и домов используют ветки березы. Это дерево считается благословенным на Руси. Неспроста ему посвящено много стихов и песен. Праздник Троицы без березы - то же самое, что Рождество без елки. Но Россия большая страна, с разными климатическими условиями, видимо, этим можно объяснить тот факт, что в некоторых местностях праздничными деревьями были дуб, клен, рябина. Шумно и весело проходит Троица. Утром все спешат в храм на праздничную службу. А после нее устраивают народное веселье с хороводами, играми, песнями. Обязательно готовили караваи. На праздничный обед созывали гостей, делали друг другу подарки. В некоторых районах устраивали ярмарки.

С возрождением веры в России возрождаются и традиции празднования православных праздников. И уже в наше время в городах страны устраивают народные гуляния с играми, представлениями, песнями.

Троица - Зелёные Святки

Троицын день с незапамятных времен является одним из любимейших праздников русского народа. С ним связано и до сих пор много народных обычаев и обрядов, справляемых помимо церковного торжества. В стародавнюю пору, когда еще свежа была на Руси память языческого прошлого, с Троицею, или «Семицкою», неделею было связано столько самобытных проявлений народного суеверия - как ни с одним из других праздников, кроме Святок. Эта неделя, посвященная богине весны, победившей демонов зимы, издавна чествовалась шумными общенародными игрищами. Конец мая и начало июня, - на которые приходится-падает Троицын день, - особенно подходили к чествованию весеннего возрождения земли, покрывавшейся к этому времени наиболее пышной растительностью, еще не успевшею утратить своей обаятельной свежести.

Языческий месяцеслов наших отдаленных предков, совпавший в этом случае с христианскими праздниками, дал повод к объединению их с собою. Мало-помалу древнее почитание богини весны - светлокудрой Лады - было забыто, а сопровождавшие его обычаи слились с новыми обрядами, создав вокруг первого летнего праздника необычайно яркую обстановку. С течением времени языческий дух этой последней растворился в мировоззрении просветленной стремлением к горним вершинам добра новой веры славян; но пережившие многовековое прошлое стародавние обычаи и теперь все еще показывают, насколько прочны кровные связи народа-пахаря с окружавшей быт его пращуров и доселе отовсюду обступающей его жизнь природою.

«Семицкая» - седьмая по Пасхе - неделя, заканчивающаяся Троицыным днем, еще и до сих пор в некоторых местностях (например, в Рыбинском уезде Ярославской губ.) носит название «Зеленых Святок». В старые же годы она величалась этим прозвищем повсюду в народной Руси, именовавшей ее также «русальною», «зеленою», «клечальною», «задушными поминками», «разгарою» и другими подходящими именами, - каждое из которых находит свое объяснение в пережитках славяно-русского язычества. По простонародному прибаутку - «Честная Масленица в гости Семик звала»... и, - добавляют краснословы деревенские, - «Честь ей за то и хвала!» Семик, это собственно - четверг на последней неделе пред Пятидесятницею. В этот четверг, посвященный древним язычником-славянином верховному богу Перуну-громовнику, совершались главнейшие приготовления к празднованию Троицына дня.

Все было так же, как в захолустной глуши, где этот четверг и теперь является желанным гостем непритязательной сельской молодежи, по преданию - выплачивающей весеннюю дань памятным пережиткам прошлого. В Тульской губернии семицкая березка до сих пор даже и не называется иначе, как «кумою», а слово «кумиться» еще в 40-х и начале 50-х годов только и означало - целоваться при прохождении под этою самой березкою.
Семик - преимущественно (а в иных местностях исключительно) девичий праздник. nullВ Поволжье, верхнем и среднем, повсюду к этому дню идет в деревнях девичья складчина: собираются яйца, пекутся лепешки, закупаются лакомства. Девушки, целыми деревнями, отправляются в рощу, на берег речки - завивать березки, «играть песни» и пировать. На березки вешаются венки, по которым красные загадывают о своей судьбе, бросая их на воду в самый Троицын день. Вслед за пирушкою - начинают водить хороводы, которые прекращаются с Троицы до Успенья.

Семицкие хороводы сопровождаются особыми обрядами, посвященными «березке-березоньке», которой воздаются особые почести - вероятно, как живому олицетворению древней богини весны. Лет пятьдесят тому назад в Воронежской губернии приносили на семицкие пирушки куклу из соломы, разукрашенную березовыми ветками, - в чем, несомненно, был слышен явный отголосок стародавнего язычества. В некоторых местностях на Семик обвивают лентами какую-нибудь особенно кудреватую березку, растущую на берегу речки, и поют ей старинную песню: «Береза моя, березонька, береза моя белая, береза моя кудрявая!..» и т. д. В Вологодской губернии Семик более известен под именем «Поляны». Это является следствием того, что все приуроченные к нему обычаи справляются на полянках.

Семицкие обычаю были свойственны не одним славянам. Еще у древних греков и римлян существовали особые весенние празднества, посвященные цветам и деревьям. У германцев был так называемый «праздник венков», в котором еще более общего с нашим Семиком. По сравнительным данным языческого богословия, Семик является прообразом союза неба с землею.

Зелень и цветы и теперь составляют отличительные признаки празднования Троицына дня; повсюду на Руси церкви и дома украшаются в этот день ветками березок - как в деревнях, так и в городах. В старину же этому обычаю придавалось особое значение, связывавшее два мира - языческий с христианским. Игрища, устраивавшиеся в честь языческих божеств, в Польше существовали даже и по истечении пяти веков с принятия христианства; по словам польского историка Длугоша.

Длугош - известный польский историк, живший в XV-м веке. Он родился в 1415-м году, по образованию - питомец краковского университета; по окончании курса (диалектики и философии) был секретарем оржевского епископа - будучи при этом посвящен в сан каноника. С 1448 года началась его дипломатическая карьера, приблизившая его к королевскому двору. С 1467 года на Длугоша был возложен труд обучения королевских детей. Перед смертью он был избран в архиепископы, но смерть опередила посвящение его в этот сан: он умер в 1480-м году. Во все время своей дипломатической и педагогической деятельности он ревностно трудился над историческими памятниками родины. Из трудов его - самый капитальный «История Польши», доведенная «от баснословных времен» до третьей четверти XVI-ro столетия. Вся история польского народа исследуется Длугошем - как предмет прославления Польши и урок служения государства Церкви и ее задачам] они назывались «Стадом». В Литве они существовали еще дольше. На Белой Руси до сих пор немало общего с древнепольско-литовским в народных обычаях вообще и связанных с празднованием Троицына дня наособицу.

Существует поверье, что славянские нимфы и наяды - русалки, живущие в омутах рек, в эту неделю выходят из воды. Накануне Троицына дня, по малорусскому поверью, убегают они в поля и заводят свои ночные игры. - «Бух! Бух! Соломенный дух!» - будто бы кричат они: - «Мене мати породила, некрещену положила!» Русалки, по народному представлению, - тоскующие души младенцев, родившихся мертвыми или умерших некрещеными. Они, начиная с «Зеленых Святок» до Петрова дня, живут в лесах, ауканьем и смехом зазывая к себе путников, которых защекочивают до смерти. На зеленой русальной неделе в Малороссии никто не купается - из опасения попасть к ним в руки; Семик слывет здесь «великим днем русалок». Предохранительным средством от русалочьих чар считается полынь и трава «заря». В Черниговской губернии существовал до последнего времени обычай «русалочьих провод», когда речных чаровниц изгоняли - целой деревнею - парни и девушки. В Спасском уезде Рязанской губернии следующее за Троицыным днем воскресенье слывет «русальным заговеньем», вслед за проводами русалок прекращаются здесь до следующей весны игры в «горелки» и «уточку».

В старину против поверья о русалках и соединенных с ним народных игрищ и гаданий особенно восставали проповедники, обличавшие народ в языческом суеверии. В противовес народному празднованию разгульного Семика было установлено совершать в этот четверг поминовение убогих, похороненных в так называемых «убогих домах» и «скудельницах». Но не затемнилось в народном обиходе веселое празднество: смех и песни быстро сменяли слезы и рыдания в тот же самый день.

Из стародавних обычаев, связанных с этим праздником, далеко не все дошли до рубежа наших дней. Многое исчезло, даже не будучи занесено на страницы народоведческих исследований. Так сообщалось, что в Енисейской губ. (Минусинск, окр.) крестьянки, выбрав на Семик кудрявую березку и срубив ее, наряжают в свое лучшее платье и ставят в клеть до Троицы, а затем - с песнями - уносят ее к реке. В Казанской губ. (Чистопольск. у.) накануне Троицы совершается игрище в честь языческого бога Ярилы. В Пензенской и Симбирской губерниях на следующий за Троицыным день девушки, одевшись в худшие-затрапезные сарафаны, сходятся и, назвав одну из подруг «Костромою», кладут ее на доску и несут купать-хоронить к реке. Затем сами купаются и возвращаются домой, где переодеваются во все праздничное и водят хороводы до глубокой ночи. В Орловской губ. в Троицын день «молят коровай», испеченный из муки, принесенной всеми девушками деревни вскладчину: идут с этим караваем в рощу и поют над ним. В Псковской губ: во многих селах обметают могилы пучка-ми цветов, принесенных из церкви от троицкой обедни. Это называется - «глаза у родителей прочищать». Во многих местностях на Руси в старые годы в этот праздник происходили смотрины невест. Девушки собирались на лугу и, сойдясь в круг, медленно двигались с песнями. Вокруг стояли женихи и «высматривали» невест.

Многие из описанных обычаев уже исчезли, иные - видоизменились до неузнаваемости; но есть и немало таких, что еще доживают свой век с тем самым обликом, с каким были созданы народным воображением в стародавние дни. Троицын день во времена московских царей всея Руси сопровождался особой торжественностью в царском обиходе. Царь-государь в этот великий праздник «являлся народу». Царский выход был обставлен по особому уставу. Шел государь в наряде царском: на нем было «царское платно» (порфира), царский «становой кафтан», корона, бармы, наперсный хрест и перевязь; в руке - царский жезл; на ногах - башмаки, низанные жемчугом и каменьями. Венценосного богомольца поддерживали под руки двое стольников. Их окружала блестящая свита из бояр, разодетых в золотые ферязи. Во время следования царя к обедне свита царская шла рядом: люди меньших чинов - впереди, а бояре и окольничие - сзади государя. Постельничий со стряпчими нес «стряпню»: полотенце, стул «со зголовьем», подножье, «солношник» - от дождя и солнца и все прочее, что требовалось по обиходу.

Во всем блеске царского облачения входил государь в Успенский собор - в сопровождении бояр и всех людей ближних. Впереди всего шествия стольники несли на ковре пук цветов («веник») и «лист» (древесный, без стебельков). Царский выход возвещался гулким звоном с Ивана Великого «во все колокола с реутом»; звон прекращался, когда государь вступал на свое царское место. На ступенях этого «места», обитого атласом красного цвета с золотым галуном, ближние стольники поддерживали государя. Торжественно шла обедня. По окончании ее, перед троицкою вечернею, подходили к царю соборные ключари с подобающим метанием поклонов и подносили ему на ковре древесный лист, присланный патриархом. Смешав его с «государевым листом» и разными травами и цветами, они застилали им все царское место и окропляли его розовою водой. Взятым от государя листом они шли устилать места патриаршее и прочих властей духовных. Остаток раздавался боярам и другим богомольцам, по всему храму. Государь преклонял колена и - как говорилось в то время - «лежал на листу», благоговейно внимая словам молитвы. Когда кончалась Божественная служба, он выходил из собора прежним торжественным выходом, «являлся народу», приветствовавшему его радостными кликами, и - в предшествии одного из ближних стольников, несшего «веник» государев, возвращался во свои палаты царские. Колокольный звон не смолкал во все время его следования от собора до дворца.

На Троицкой зеленой неделе царевны с боярышнями увеселялись во дворце играми-nullхороводами, под наблюдением если не светлых очей самой государыни-царицы, то зоркого взгляда верховых боярынь и мамушек. Для игр и хороводов - как в царицыных, так и в царевниных хоромах были отведены особые обширные сени. Здесь находились и приставленные к царевнам «дурки-шутихи», бахари, домрачеи и загусельники со скоморохами, все - кто должен был доставлять «потеху» и «затеи веселыя». Царевен увеселяли сенные девушки, «игрицы», которыми - вероятно - «игрались» те же самые песни семицкие, что раздавались в это время под березками над водою по всей Руси, справлявшей свои стародавние игрища во славу «Семика честного» и Троицы - Зеленых Святок.

Народные обычаи и приметы на Троицу

Троица - воскресенье, пятидесятый день после Пасхи, праздник в честь Отца и Сына и Святого Духа. Другие его названия - День святой Троицы, День сошествия Святого Духа, Пятидесятница.
По церковному календарю. День святой Троицы называется также днем сошествия Святого Духа на апостолов.
Пятидесятница - второй из трех великих праздников древних иудеев, установленный в память дарования народу Закона при горе Синае.

По преданию, в этот день совершилось сошествие Святого Духа на апостолов.
Ученики Иисуса собрались тогда все вместе. Внезапно раздался шум с неба, как бы от сильного ветра. Явились в этот момент языки и сошли на каждого из учеников.

И начали говорить они на разных языках. Многоязычие было ниспослано для того, чтобы они могли проповедовать христианское учение среди различных народов. Иудейский праздник Пятидесятницы перешел в христианскую церковь.

По народному календарю. Троицын день можно с полным основанием назвать зелеными святками. В этот день прихожане выстаивали в церквах обедни с букетами луговых цветов или ветками деревьев, дома украшались березками. Полевые цветы, побывавшие в церкви, засушивали и хранили за иконами для разных надобностей: их клали под свежее сено и в житницу, чтобы не водились мыши, в норы на грядах от землероек и на чердак, чтобы устранить пожар.
Деревья возили на деревенские улицы целыми возами и украшали ими не только двери, но и косяки окон, а особенно церковь, пол которой усыпали свежей травой (всякий, выходя из церкви, старался захватить ее из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить как целебную). Из листьев деревьев, стоявших в церкви, некоторые вили венки и клали их в горшки при выращивании рассады капусты.
Воскресенье проводили в лесу, вокруг березки.

В деревнях с утра пекся каравай и созывали гостей, для которых уже были сплетены венки из цветов и березы. А после обеда для молодежи начиналось самое веселье. Бабка-позыватка скликала девушек на гульбу в рощу, где nullрасстилалась скатерть, на которую ставили украшенные цветами караваи. Девушки начинали водить хороводы, а парни высматривали себе в хороводах невест. Троицкие каравай, скатерть и венки имели огромное значение для будущей брачной жизни. Скатертью тайно застилали стол под другой, верхней скатертью на смотринах (она должна была приковать суженого). Каравай засушивался в сухари и хранился до свадьбы. Сухари эти потом замешивали на счастье и любовь молодых в свадебный каравай, а венок некоторые девушки тайно передавали своим возлюбленным в качестве вестника брачного обета. С помощью венков осуществлялось и гаданье, которое в "зеленые святки" играло столь же важную роль, что и в зимние. В Троицын день девушки развивали березки: развит венок - желаемое не сбудется, засох венок - жди перемен в жизни: замужества или (пронеси и помилуй!) смерти, если зелен венок - продолжение девичества, что в общем-то редко кого радовало. А вечером, когда веселье постепенно стихало, шли к реке и бросали венки в медленно темнеющую весеннюю воду. Если венок поплыл - это благоприятный знак, если завертелся на месте - расстроится свадьба или начнутся нелады в семье, утонет - к большому несчастью: к смерти родных или суженого. А если венок встанет на месте - то свадьбы в этом году не бывать. После гадания, радостные или опечаленные, расходились по домам. А на следующий день, в понедельник, выпадал новый праздник - День Святого Духа, или Духов День, с которого, по народным приметам, наступало настоящее теплое лето.

Береза

Береза стала символом праздника, вероятно, потому, что она одна из первых одевалась в яркую нарядную зелень. Не случайно существовало поверье, что именно береза обладает особой силой роста и что нужно эту силу использовать.

Березовыми ветками украшали окна, дома, дворы, ворота, на церковной службе стояли с березовыми ветками, веря, что они обладают целебной силой. В троицкое воскресенье березу уничтожали - «хоронили», топили в воде или выносили в хлебное поле, стараясь тем самым вымолить у высших сил плодородие земли.
Завить березку - обряд из далекой древности. Девушки верили, что свяжут крепко-накрепко думы свои с полюбившимся парнем.
Или, завивая ветки березы, желали своей матушке скорого выздоровления. Березовые ветки именно в эти дни наливались целительной силой. Целительным считался и настой из листьев березы. Ветки березы использовали наши предки и в качестве оберега от всяких нечистых духов. До сих пор в пазы углов дома в Вологодской области крестьяне втыкают ветки березы, чтобы чистота и целительный дух передались стенам.
После обедни девушки меняли свой наряд, на голову надевали свежие березовые венки, переплетенные цветами, и в таком уборе шли в лес развивать березку. Придя туда, они становились в круг около завитой березки, и кто-нибудь из них срубал ее и ставил посреди круга. Все девушки подходили к березке и украшали ее лентами и цветами. Потом открывалось триумфальное шествие: девушки шли попарно, впереди всех одна из них несла березку. Таким образом они обносили березку вокруг всей деревни. На одной из улиц они втыкали березку в землю и начинали водить вокруг нее хороводы. К ним присоединялись парни. К вечеру с деревца снимали ленты, отламывали по прутику, а потом вырывали дерево из земли и тащили к реке топить. «Топи, Семик, топи сердитых мужей!» - и несчастная березка плыла туда, куда несло ее течение воды (Владимирская губерния).

В этот день девушки расставались с венком, сплетенным в Семик. Бросали его на воду и наблюдали. Плохо было, если венок тонул: замуж нынче не выйдешь, а может быть, даже умрешь. Если венок приставал к другому берегу - любовь девичья привьется, пристанет к сердцу любого парня.

Молодежь Новгородчины совершала обряд, приноровленный именно к Троице, называемый «трясти порох». Во время гулянья на лугу, среди хороводов и игр в огарыши (горелки) кто-нибудь из мужчин срывал картуз с молодого супруга, тряс им над головой и громко кричал: «Порох на тубе, жена мужа не любит». На этот крик быстро откликалась молодица, становилась перед мужем, кланялась ему в пояс, снимала картуз, который клали ему на голову в момент ее появления, брала мужа за уши, трижды целовала и снова кланялась ему и во все четыре стороны. При этом вслух поселяне оценивали ее качества и пускали разные шутки в ее адрес. Молодицы обычно стеснялись и говорили: «Когда трясут порох, лучше бы провалиться сквозь землю».

В Троицу совершался обряд поминовения усопших. Только на Троицу устраивались похороны покойников, которые не были погребены в течение года. Так, во времена войны, чумы, голода мертвые обычно сваливались в общую яму. На троицко-семицкой неделе тела умерших зашивали в рогожу, делали гробы и хоронили.

Старушки в Троицын день шли на кладбище обметать букетами и березовыми ветками, которые держали в руках, могилы, "глазыньки родителям пречищать".

На Троицу собирали росу и использовали ее как сильнодействующее лекарство от недугов и для посева семян овощей.

Народные приметы на Троицу

На Троицу дождь - много грибов, к теплой погоде.

Если поставленные на Троицу для украшения березки через три дня еще свежи, то ожидай мокрого сенокоса.

От Троицы до Успения хороводов не водят.

Если на Троицу посватаются, а на Покров поженятся, значит, жизнь у этих супругов будет долгой, счастливой, в любви и согласии.

На следующий за Троицей понедельник приходится Духов день. Говорили:"С Духова дня не с одного неба из-под земли тепло идет".

"Придет Свят Дух, будет на дворе, как на печке".

Традиции и обычаи на Троицу передаются по наследству многие столетия. Верующие парни и девушки бережно хранят эти знания, пользуясь приметами, гаданиями и особыми ритуалами, которые помогают решить какие-то вопросы или подсказать судьбу. Это наследие называют мудростью народа, его культурой, которую нельзя терять. Если человек ищет решения каких-то проблем, хочет заглянуть в будущее или просто отметить Троицу по всем правилам, как это делали наши предки, стоит начать с истории этого торжества.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: "Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить..." Читать подробнее >>

    Показать всё

    История праздника

    Троица традиционно празднуется на пятидесятый день после Пасхи. Именно поэтому праздник называют также «Пятидесятницей», а его дата меняется каждый год. После распятия Христа Святой Дух сошел на апостолов, и именно Троица - памятный день этого события. С этой даты и начинается истинная христианская вера, поэтому его важность для верующего человека нельзя переоценить. В 2018 году Пятидесятница отмечается 27 мая.

    Празднество было установлено апостолами, которые отмечали его ежегодно, заповедуя делать так же всем христианам. По словам историков, этот праздник был установлен официально только в конце IV века, тогда же, когда было записано учение о Троице. С тех пор православные верующие каждый год празднуют подтверждение того, что Бог един и троичен одновременно.

    Вечерняя служба на Пятидесятницу сходна с другими священными праздниками, но все храмы теперь украшены зеленью, ветвями деревьев. Особенно часто украшают церкви березами. Еще одним символом Троицы является огонь, ведь именно в таком виде Христос сошел на апостолов.

    Приметы

    Приметы и традиции на Троицу полны суеверия: и не зря, ведь они формировались на наблюдениях и мудрости народа на протяжении долгих лет. Существует множество самых разных знаков, говорящих о погоде и урожае на целый год.

    В этот священный праздник и в нынешние времена можно узнать что-то о будущем исходя из самых разных мелочей.

    Погода

    Очень важной в Троицын день является погода: именно она подскажет течение всего года, предупреждая, чего ждать людям и какие расчеты делать на зиму.

    Она могла означать как счастье в году, так и проблемы, на которые стоило вовремя обратить внимание:

    • Если на Троицу идет дождь - ожидается теплое долгое лето, хороший урожай и много грибов.
    • Если в этот день будет жарко - год будет неурожайным, а лето - засушливым.
    • Прохлада на Троицев день знаменовала тепло на следующий праздник - Духов день, ведь по поверьям, тепло еще из земли идет.

    Любовь

    Молодым незамужним девушкам очень интересно узнать свою судьбу, особенно в любви.

    Именно поэтому существует очень много таких примет, традиций и гаданий, помогающих хотя бы немного приоткрыть завесу тайны и сделать правильный выбор:

    • Незамужняя девушка, которая выйдет собирать травы и услышит пение кукушки, может спросить, когда она выйдет замуж. Сколько раз прокукует птица, столько ждать сватаний от суженого.
    • Сделанное на Пятидесятницу предложение руки и сердца, а потом и венчание на Покров гарантируют долгую и счастливую семейную жизнь супругов.
    • Если парень поцелует девушку в этот праздник под березой, то она станет его женой.

    Традиции и ритуалы

    В народе во все времена устраивались большие гулянья на Троицу, во время которых молодые водили хороводы, пели, танцевали, устраивали застолья и просто развлекались.

    Есть некоторые традиции, помогающие обрести счастье на этот праздник, а есть вещи, которые и вовсе нельзя делать. Они касаются всего: здоровья, любви, обстановки дома. Символами праздника являются береза и зеленый цвет. Ветками этого дерева украшают дом, используя их как оберег, а одеяния зеленого цвета носят на Троицу и священники, проводящие службы в храмах.

    Традиции:

    • В эту святую дату, независимо от погодных условий, необходимо прийти на кладбище и обмести могилы, желательно березовым веником. Наши предки считали, что это действенный способ избавиться от нечисти в доме.
    • Важным обычаем в праздник считается собирание трав. В этот день они обладают волшебной силой, их нужно сушить и использовать, если кто-то заболеет.
    • Суббота перед празднеством - поминальный день. Нужно пойти в церковь и поставить свечу за упокой усопших родственников, побывать на кладбище, проведать умерших.
    • Дом на праздник традиционно украшают березовыми веточками - символом святого торжества. Считается, что из-за этого год будет урожайным и безбедным, а само дерево символизирует быстрый и ладный рост всего: дети будут здоровые и счастливые, супружеская жизнь долгой и стабильной, во всем будет присутствовать достаток. Перед тем как украсить жилище, нужно пройтись по комнатам и похлопать по всем вещам и поверхностям окропленной веточкой березы.
    • Девушки умываются утренней росой, чтобы сохранить свою молодость, красоту и здоровье. Росу собирали полотенцем, выжимая в емкость.
    • Чтобы попросить у земли плодородия на год, нужно освятить ветви березы и закопать в поле. В современном мире эту традицию соблюдают немного по-другому: кладут ветку освященного дерева на дно цветочного горшка, когда пересаживают его.

    Праздничный обед

    Застолье в день Пятидесятницы - очень важная традиция. Нельзя приглашать людей, неприятных вам или недобрых. Скатерть на столе должна быть зеленой - это особый, символический цвет в этот праздник.

    Желательно, чтобы среди блюд было много выпечки, которую должна печь хозяйка сама. Яйца также являются неотъемлемым атрибутом обеда на Троицу. Меню для празднества должно быть щедрым: мясо, фрукты, овощи. Считается, что тогда год будет богатым и счастливым, а природа станет отдавать богатства вдвойне.

    Заговоры на Троицу

    Заговоры на Пятидесятницу имеют большую магическую силу, нежели в любой другой день или праздник. Их составляли веками самые мудрые люди народа, поэтому в их действенности не стоит сомневаться.

    Заклинания бывают простыми или, наоборот, труднопроизносимыми и сложными, но более действенными.

    Заговор на удачу и успех в делах

    Такой обряд приносил его исполнителю удачу в самых разных делах и проводился обязательно на заре, утром Троицы, на улице. При этом произносились такие слова:

    «Встану я, помолясь, выйду, перекрестясь, взойду на гору высокую, погляжу окрест на все четыре стороны. Как на восточной стороне на лугу зеленом пасется конь вороной, норовом дикий да буйный. Никто его не седлал, никто на нем не езжал, стремян-поводьев тот конь не знал. Я того коня укрощу, и будет он подо мной ходить послушно, возить, куда я хочу. Воля моя крепкая, слово мое верное. Аминь».

    Еще один наговор на удачу служит скорее оберегом для читающего на весь год. Он обладает очень большой силой. Необходимо за день до праздника пойти в лес или парк и найти там сломанную ветку. После принести ее домой, а в Троицын день на рассвете зажечь церковную свечу, разломать ветвь на три части и на каждую нашептать:

    «Заклинаю Троицу Святую помочь мне в делах моих, направить силу Небесную на преодоление препятствий и достижение целей. Как эта ветка была единой и стала тройной, так и сила моя будет увеличена троекратно. Пусть мне удача улыбнется, и жизнь по-другому моя обернется. Да будет так, как сказал(а) я. Аминь».

    Потом нужно перевязать ветки зеленой лентой трижды и оставить дома до Пасхи. По прошествии 3 дней после нее выкинуть их в речку.

    На приготовление еды

    Существует множество обрядов и порч, которые могут принести в семью болезни. Наши предки пользовались таким заговором, чтобы уберечь себя от этого.

    Необходимо замесить тесто и слепить лепешки. Нужно такое количество массы, чтобы накормить ими можно было только ваших родных. На каждой следует начертить крест и прочитать такую молитву:

    «Открещиваюсь крестным знамением, хлебом, Богом данным, от дел и болезней колдунов всех мастей из всех волостей. Как эта лепешка во мне переварится, в г.. но превратится, так что бы ни начал колдун против моей семьи, для него бы г.. ном обернулось».

    После того как выпечка будет готова - накормите ею всех домочадцев.

    Гадания

    Узнать будущее хочет каждый, особенно незамужние девушки и холостые парни.

    Гадания на Троицу очень распространены, ведь этот день - священный народный праздник, когда все знаки считаются магическими, имеющими свою силу.

    Примеры гаданий:

    1. 1. Одно из самых популярных Троицких гаданий - плетение венков. Это делают только незамужние девушки, чтобы привлечь крепкую любовь в свою жизнь. Девушки весь день собирали полевые цветы, делая из них венки, а потом пускали их по реке. Если венок утонет - это плохой знак; поплывет или прибьется к берегу - значит, любовь скоро появится в судьбе. Еще незамужняя девушка, но уже имеющая избранника, должна тайно подарить свой венок парню, чтобы освятить их союз. Такой венок - мощный оберег, который тот должен хранить в своем доме.
    2. 2. Еще один интересный обряд, призывающий любовь, - завивание березки. Барышни уходили в лес и украшали березы бусами, лентами и венками. Любили водить хороводы вокруг деревьев, накликая счастье.
    3. 3. Очень популярное гадание, исполняемое всегда на ночь: ветки березы девица кладет под подушку перед сном. Тот парень, который приснится этой ночью, и есть суженый.
    4. 4. Еще один простой способ ворожбы на Троицу: по березовой ветке. Его можно делать и взрослым замужним женщинам: нужно подойти к березе и не глядя сорвать ветку, а затем внимательно осмотреть ее. Если ветка ровная и гладкая, год будет счастливым; окажется кривой, полной неровностей - ожидаются трудности.

    Парни в этот день гадали на звеньях цепочки. Для этого обряда необходимо взять цепочку, загадать желание и посчитать, сколько в ней звеньев.

День Святой Троицы - одно из главных торжеств для православных верующих. Согласно преданию, это событие сыграло ключевую роль в развитии христианской религии. Обычаи и традиции Троицы испокон веков поддерживались в народе и переходили из поколения в поколение.

Праздник Святой Троицы в 2018 году приходится на 27 мая. Для каждого православного верующего данный праздник является чем-то сакральным, символичным. Троица является олицетворением триединства Высших Сил, которые стоят во главе, господствуя над жизнью любого христианина. Абсолютно в каждом храме в этот великий день проводится праздничное богослужение, читаются песнопения и молитвы.

Зеленый цвет в этот день приобретает особую значимость и служит символом обновления души и тела. Обычно одеяния священников на службе в честь Троицы имеют зеленый окрас, а трава и березовые ветви являются неотъемлемым украшением храмов.

Христиане очень тепло приняли данный праздник, всем сердцем полюбив его традиции, приметы и обычаи, которые дошли до наших дней из далекого прошлого.

Приметы и предания в день Святой Троицы

  • Существует поверье, что, если дождик прольет в день празднования Троицы, то будет он лить весь год, орошая землю.
  • В народе также говорят, что каждое растение в этот благодатный день обретает лечебную силу . Целители и врачеватели стремились запастись большим количеством трав и растений до восхода и заката солнца.
  • Если в лесу на пути вам встретился незнакомец, необходимо быть с ним учтивым и вежливым, ведь в день Святой Троицы он может оказаться лесным духом, который за грубость может принести немало бед.
  • Чтобы немного задобрить всякую нечисть в этот день, необходимо оставить в лесу немного хлеба с молоком, либо пустить угощение по воде.
  • По примете, если ранним утром в Троицу выйти в поле и приложить к земле ухо, духи могут поведать вам будущее .
  • Если на Троицу грохочет гром и блещут молнии, значит, к ночи все злые духи покинут землю и отправятся восвояси.
  • Болезнь ожидает того, кто увидит лежащую на дороге бездыханную птицу.
  • Чтобы не затронула вас никакая беда, в этот день принято вешать на шею пучок ароматных растений.
  • В период празднования Троицы есть возможность получить весточку от умерших членов семьи. Для этого необходимо пойти на кладбище, покрыть могилу усопшего веточками березы и побеседовать с ним, будто с живым. Когда настанет время покинуть кладбище, оставьте на могиле угощение.
  • Ваш урожай будет богатым и обильным, если в день Святой Троицы погода будет ясной и солнечной.

Традиции и обычаи Троицы

Когда в церкви служба подойдет к концу, православные верующие обязательно накрывают стол в честь праздника.

Незамужние молодые девушки в послеобеденное время гадают. Они прячут скатерть в укромное местечко, не стирают и не трогают ее целый год. Принято считать, что за это время скатерть притянет достойного жениха для юной девушки.

Люди в этот светлый праздник дарят друг другу небольшие подарки, угощают сладостями и вкусными блюдами. Хозяйки обычно готовят и накрывают на стол, приглашая близких друзей и родственников разделить с ними праздничную трапезу.

Во многих городах устраивают гулянья. Люди веселятся, наряжаются в костюмы, поют песни, танцуют и радуются празднику.

В день великого торжества особую силу и значение имеет икона Святой Троицы . Произнеся молитвы перед святыней, можно получить поддержку и помощь Господа. Праздник Святой Троицы — поистине великий день, когда нельзя грустить и грешить. Мы желаем вам хорошего настроения, семейного благополучия и крепкой веры. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

23.05.2018 05:51

Петров день является не только православным, но и народным праздником. Обычаи и традиции, соблюдаемые в...

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то