Николай гурьянов о священстве. Праведный старец Николай (Гурьянов). Келейницы, продвигающие идеи канонизации царя Ивана Грозного и Г. Распутина

Биография протоиерея Николая Гурьянова

Протоиерей Николай Гурьянов

С давнего времени на Руси практикуется особенный образ подвижничества – старчество. Это уникальная человеческая способность, которая не зависит от возраста, это особая разновидность святости. Старец — проводник Высшей воли. Это духовный врачеватель, который наблюдает душу своего ученика и «лечит» её при необходимости, способствуя развитию её духовности. Такие люди одарены Богом прозорливостью, часто они могут предсказывать и даже являть чудеса. Таким старцем был наш с вами соотечественник и современник – Николай Гурьянов.

Николай Алексеевич Гурьянов

В семье обеспеченного торговца из села Чудские Заходы родился будущий старец Николай Алексеевич Гурьянов.

Тогда это был Гдовский уезд Петербургской губернии.

Его отец Алексей Гурьянов был владельцем торговой лавки, а его мама — Екатерина, была сельской крестьянкой.

Места, где был рождён Николай, особенные – в их окрестностях когда-то проходила великая битва, исход которой решил судьбу нашего государства. Легендарное Ледовое побоище или Чудская битва в 1242 году.

Младенец Николай был крещён в храме Архистратига Михаила в Кобыльем Городище, недалеко от которого и состоялась выдающаяся своей значимостью ледовая сеча. Детские годы и отрочество Николая прошли при этом храме.

Полезные материалы

Ещё ребёнком он служил в алтаре . Эта церковь была любима всеми домочадцами: отец был церковным регентом, три его брата также пронесли любовь к божественным песнопениям через всю жизнь. Один из братьев, Михаил, даже защитил профессорское звание в консерватории Петербурга.

По дошедшему до нас преданию оказалось что, будучи ещё одиннадцатилетним подростком, Николай бывал на острове Залита (Талабск). Вместе с настоятел ем храма Архангела Михаила, где в то время он был алтарником, Николай поехал по делам прихода. По дороге они остановились в Талабске и навестили живущего там блаженного, которого звали Михаил. Он был болен и носил вериги (цепи). Его почитали как прозорлив ц а .

Остров Талабск, который в советское время был переименован в Залит.

При встрече он угостил настоятеля храма маленькой просфор ой , а мальчика большой и сказал: «Гостёк наш приехал». Его слова были предсказанием того, что в будущем Гурьянов много лет прослужит на этом острове. Так и случилось. Уже потом, спустя много лет, живя на острове, отец Николай часто приходил на могилу блаженного, приглашая также и прихожан молиться блж. Михаилу.

Когда Николай был пятилетним ребёнком, скончался его отец. В то время епископом Гдова, викарием епархии Санкт-Петербурга был митрополит Вениамин. Практически он стал отцом для Николая. Часто помогая владыке во время богослужения, подросток воспринял от него и его душевную мудрость, и его мужество. Однажды духовный отецсказал Николаю: «Какой ты счастливый, что ты с Господом… » и дал в благословение архиерейский крест, который впоследствии старец Николай хранил как бесценную святыню.

С самого детства маленького Колю называли монахом . У него даже была своя комната – келья , где стояли иконы, духовные книги и царские портреты. Среди друзей Николая были дети, которые поддерживали его священнические устремления и ходили с ним крестным ходом по деревне, держа в руках кресты и иконы. Мальчик любил уединяться и часто в одиночестве служил литургию .

Юность, образование

Обучаясь в школе, юноша особенно любил уроки учительницы, которая преподавала словесность. Он даже сохранил её фотографию, что говорит о её почитании старцем. Эта женщина посеяла в его душе любовь к поэзии, к слову. Он считал, что учителя должны быть проводниками веры. Своей любимой учительнице он говорил:

«Прошу вас, говорите о Боге и Царе. Вам, учителям, грешно молчать… »

Из этих слов становится понятно, отчего Николай Гурьянов после завершения учёбы в школе решил поступить на обучение в Гатчинский педагогический техникум, а затем получить высшее образование по специальности в Ленинграде.

Его учёба в институте пришлась на конец двадцатых годов, когда в стране бушевала очередная религиозная кампания. В это время закрывали и даже разрушали церкви. Николай не мог принять такого святотатства и высказался в защиту храма, который собирались закрыть. Он говорил о том, что храм – это не только святыня , но и культурно-исторический памятник. Вскоре студент Гурьянов был исключён из института и взят на заметку как политически неблагонадёжный.

Ссылки

Уехав из Ленинграда, Гурьянов стал псаломщиком в церкви села Ремда, а также вёл уроки в сельской школе. Слова о роли учителя в распространении веры, которые он когда-то высказал любимой учительнице словесности, он сам стал претворять в жизнь. Однако его арестовали за религиозную пропаганду, которая приравнивалась к контрреволюционной деятельности. Начались мытарства старца: тюрьма Кресты, затем ещё три тюрьмы и исправительный лагерь.

Первая его ссылка была назначена по суду в мае 1930 г. Он был отправлен в село Сидоровичи в Киевском округе. Поселившись в Сидоровичах, Гурьянов стал служить псаломщиком в церкви. Однако даже года он там не прожил. Кто-то настрочил донос и весной 1931 года он вновь был арестован и сослан в Сыктывкар, откуда бежал. После поимки Николай был помещён в лагерь. Там, на строительстве железнодорожной линии к Воркуте он пережил страшные испытания и страдания. Его жизнь не раз была под угрозой: его придавило вагонеткой, а в другой раз на ноги ему упал тяжёлый рельс, отчего ноги его остались покалечены навсегда.

Молодой священник

Отец Николай в молодости

Николай Гурьянов был освобождён в 1936 году. Имея судимость, он не надеялся найти работу. Но тогда очень не хватало учителей, и он был принят в сельскую школу. До начала войны Гурьянов преподавал в школе.

Его не призвали в армию из-за болезни ног. С началом войны он был вынужден перебраться в Прибалтику – сначала это была Рига, а потом Вильнюс. Митр. Виленский и Литовский Сергий зимой 1942 года совершил чин рукоположени я Гурьянова в дьяконы, а чуть позже в священники. В этом же году Николаем были успешно окончены курсы богословия, и он стал священником в Свято-Троицком монастыре г. Рига. Следующее его назначение — уставщик в Свято-Духовом монастыре в г. Вильнюс, где он также был и певчим на клиросе . Летом 1943 года отец Николай был назначен в приход Гегобросты Паневежиского благочиния, где нёс службу пятнадцать лет. Там же он стал пр о тоиере ем .

Отец Николай был семинаристом в Виленской духовной семинарии, а в 1951 году закончил семинарию в г. Ленинграде. Три года он учился также в Духовной Академии.

Остров Талабск (Залит)

В 1958 году, имея положительный отклик на своё прошение, Николай Гурьянов приехал на о. Талабск, где нёс службу сорок лет до самой своей кончины. Это было непростое время, тот период хрущёвского правления, когда в стране проводились антирелигиозные кампании. Поэтому священника жители острова встретили настороженно.

На острове жили рыбаки, и все мужчины состояли в артели. Семьи надолго оставались без мужских рук, когда рыбаки уходили на промысел. Отец Николай всегда преклонялся перед тружениками, поэтому помогал женщинам, оставшимся без мужчин по хозяйству: мог с детьми побыть или присмотреть за больными и стариками. Жители острова постепенно стали доверять ему, а затем и полюбили всей душой будущего старца. Несмотря на эту любовь, первое время батюшка проводил службы в пустой церкви: кто-то боялся, а кого-то власть воспитала безбожником. Терпеливо, по крупицам, сеял старец Слово Б о жие в сознание сельчан, и эти посевы дали свои добрые всходы.

Батюшка много трудился. Он благоустраивал храм свт. Николая: отремонтировал его, обновил его убранство, украсил новыми иконами. Выжженную войной островную землю он озеленил заново, превратив пустыню в цветущий зелёный оазис.

Домик отца Николая Гурьянова

Подвиг старчества

В 70-е годы особенно сильно проявилось благодатное дарование Николая Гурьянова – старчество, посланное ему Господом. О его прозорливости и о том, что предсказания старца сбываются, стало широко известно, и в рыбацкий посёлок начали стекаться люди со всей страны.

Отец Николай излечивал душевные и физические заболевания, при этом называл по имени людей, которых никогда прежде не знал до встречи. В беседе он рассказывал о жизненных обстоятельствах человека, давал советы, которые впоследствии меняли коренным образом жизнь собеседника. Многим он вернул здоровье, вымолив у Бога исцеление.

В те годы к старцу приезжало много паломников и многие из них присутствовали на его богослужениях, некоторые становились гостями в его доме. Никому старец не отказывал, всех привечал, на всех хватало у него любви и тепла.

Благословение батюшки Николая

Люди вспоминают, что получили от батюшки бесценный подарок – утешение , душевный покой, что их душа успокаивалась уже при одном виде старца. Наполненный божественным светом и любовью ко всем живущим на земле, он делился этим светом и этой любовью с окружающими. Каждый, кто побывал у старца, уходил от него с миром в душе и уверенностью в своём будущем, уходил обновлённым, преображённым человеком.

В этот день преставился прот. Николай Гурьянов. Господь подарил своему служителю долгую жизнь, батюшка умер в 93 года.

Похороны батюшки Николая

День памяти. Паломничество к могиле старца

Протоиерей Николай Гурьянов почитаем многими людьми. Остров Талабский, ставший его родным домом на 40 лет, сейчас и памятник удивительному человеку, и то место, куда почтить его память в день его кончины 24 августа приезжают паломники. Молятся у его могилы, просят о чём-то, благодарят за помощь и чудеса исцеления.

Случаи чудесной помощи батюшки Николая

А чудес этих, которые явлены были по молитве старца, состоялось великое множество. Приведём лишь некоторые:

  • Удивительный, противоестественный в понимании современной медицинской науки случай чудесного исцеления, произошёл с митрополитом Питиримом (Нечаевым). Старец Николай излечил его от диабета. Он приказал митрополиту открыть рот и стал класть в него ложками сахар. На возражение Питирима, что ему нельзя сладкое, потому что у него диабет, старец только повторял: «А вы говорите, диабет»! От такого количества сахара могла наступить кома. Но случилось чудо исцеления. Никакого диабета при последующем обследовании врачи у Питирима не обнаружили!
  • Широко известен также случай выздоровления больной не свёртыванием крови девочки. Приехав с мужем и ребёнком на остров, её мать подошла к воротам дома старца Николая, прижалась к ним лицом и стала молить молча, про себя: «Батюшка Николай! Спаси, спаси – дитё моё умирает». Через некоторое время ворота открылись, и к удивлённым людям вышел кот, который жил у старца в доме. Животное подошло к крохе и стало с ней играть. Родители замерли: ведь если котик поцарапает девочку, она может умереть от кровопотери – кровь у неё не сворачивалась. Так и случилось. Животное поцарапало девочку, и кровь стала капать из ранки, а потом вдруг остановилась. Счастье родителей было безмерно — ребёнок стал полностью здоров.
  • Не только болезни физические излечивал старец Николай. Чудесным образом по его молитве у людей развивался музыкальный слух или дети начинали легко усваивать не поддающиеся ранее сложные школьные предметы. А самым главным в чудесах старца Николая Гурьянова было то, что он всегда правильно видел болезни человеческой души и помогал людям покаяться и вернуться к жизни без пагубных привычек, многим – прийти к вере.

Книга «Слово жизни»

Старец Николай оставил после себя письменное наследие – это книга «Слово жизни», которая уже три раза была переиздана. В ней собраны псалмы, которые батюшка собирал всю жизнь. Он всех просил, чтобы приносили ему всё интересное, что находили в книгах, изданных ещё до революции. К некоторым псалмам он сам написал ноты.

«Слово жизни» — это не стихотворный сборник, не художественная литература. Всё, что мы читаем в «Слове жизни» — это свидетельства о Божьей Благодати . Поэтому, несмотря на то, что в неё включены стихотворные строки некоторых светских поэтов, содержимое источника несопоставимо со светской поэзией. Эта книга — памятник соборного творчества.

Душеполезные наставления и высказывания

Батюшка был немногословен, поэтому его редкие высказывания становились афоризмами. Его наставления, заключённые порою в одну лишь фразу, отражали иногда целую жизненную программу. Вот некоторые из них:

«Ходи в храм и веруй Господу. Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец. Смирение и молитва – главное. Одна чёрная одежда – ещё не смирение».

«Пекись о своём мире душевном, вот и в мире будет порядок».

«Будьте всегда радостны, и в самые тяжёлые дни вашей жизни не забывайте благодарить Бога: благодарное сердце ни в чём не нуждается».

«Цель нашей жизни – вечная жизнь, вечная радость, Царство Небесное , чистая совесть, покой – и всё это в нашем сердце».

Молитва старца Николая Гурьянова

Господи, помилуй,
Господи, прости.
Помоги мне, Боже,
Крест свой донести.

Ты прошел с любовью
Свой тернистый путь,
Ты нес Крест безмолвно,
Надрывая грудь.

И за нас распятый
Много Ты терпел,
За врагов молился,
За врагов скорбел.

Я же слаб душою,
Телом также слаб,
И страстей греховных
Я преступный раб.

Я - великий грешник
На земном пути,
Я ропщу, я плачусь…
Господи, прости!

Помоги мне, Боже!
Дай мне крепость сил,
Чтоб свои я страсти
В сердце погасил…

Помоги мне, Боже!
Щедрою рукой
Ниспошли терпенье,
Радость и покой.

Грешник я великий
На земном пути…
Господи, помилуй,
Господи, прости!

Причислен ли о. Николай к лику святых

Старца Николая Гурьянова любят и почитают верующие. И, хотя старец не причислен еще к лику святых, многие не сомневаются, что в его лице мы имеем молитвенника и ходатая за нас пред Богом. Об этом свидетельствует жизнь батюшки и его самоотверженное служение Богу и людям. Об этом свидетельствуют и те люди, которым посчастливилось встречаться с старце, которые свидетельствуют, что от батюшки исходило невероятное тепло и свет.

Его святость ощущалась во всем – в жизни, в молитвах, в делах. Поучал всегда с любовью. Всегда. И люди чувствовали его любовь и молитвенную поддержку.

Прот. Олег Тэор.

Пророчества старца

Старец Николай Гурьянов дал несколько пророчеств, далеко не однозначных и вызывающих порой недоверие. Тем не менее, некоторые из них уже сбылись.

О будущем России

Когда старца спросили о будущности России, он предрёк государству такое правление, которое будет уподоблено коммунистической власти. Как говорил старец, Церковь снова подвергнется гонениям, хотя продлится это недолго. Затем к власти в стране придёт Православный Царь.

О последних временах

О последних временах он говорил, что об этом уже всё сказано в «Откровении Иоанна Богослова», и что от себя ничего не нужно придумывать. Батюшка не одобрял постоянные разговоры о конце света, не принимал запугивания и устрашения верующих, справедливо полагая, что нагнетание страха к добру не приведёт.

Все с ужасом ждут а нтихриста и думают о нём, а надо думать о Боге. Отец Николай говорил: «Если мы с Господом — антихрист не может причинить нам зла». А также говорил: «На все времена нужны смирение, кротость, благодарность Богу и особенно родителям. Это всё украшает человека и сохранит его в последние времена».

О Путине

Когда старца спросили о том, кто будет у власти в России после Ельцина, он ответил, что будет военный. «Власть его будет погонная».

О царской семье

Старец очень чтил царя Николая II и его семью, и постоянно говорил о том, что Россия до тех пор не воспрянет, пока не поймёт, кем был Царь Николай. Девятилетним мальчиком Николай увидел истязания, которым подвергся царь и его домочадцы. Он рассказал своей маме о том, что царя убили утром, после совершения казни, хотя об этом убийстве ещё никто не знал.

Старец повторял постоянно, что нужно покаяться за то, что русские люди позволили опорочить имя царя и позволили погибнуть царской семье. Необходимо молиться Царю Николаю, поскольку его очень боятся бесы, настойчиво говорил старец. Именно Николай II бережёт Отечество от войны в сегодняшнем безумном мире.

Келейницы, продвигающие идеи канонизации царя Ивана Грозного и Г. Распутина

К сожалению, вокруг старца Николая образовалась группа людей, желавших воспользоваться его именем ради продвижения своих искаженных взглядов на «святость» Г. Распутина, Ивана Грозного, и других, не соответствующих официальной позиции Русской Церкви, идей. Они раздавали от имени батюшки самочинно напечатанные иконы, призывая посетителей батюшки молится этим «святым». Это касается таких «монахинь» как В. Полищук и Т. Гроян («схимонахиня Николая»), о которых архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий неоднократно предупреждал, что их постриги ложные.

Когда эти женщины развили вокруг батюшки деятельную пропаганду своих идей, сам о. Николай был уже очень немощен и болен. «Келейницы» пользовались этим положением дел, сами решали кого можно допустить к о. Николаю, а кого нет, по хозяйски распоряжаясь в доме старца. Когда друзья и почитатели батюшки предлагали ему выгнать таких «помощниц», то он не позволял сделать этого, говоря, что это его крест, и смиренно терпел их.

Фильм об отце Николае Гурьянове «Свете тихий»

Старец Николай Гурьянов – один из тех великих людей в Православии, чей благодатный дар духовного врача многим людям помог и сейчас помогает стать ближе к Богу.

Совсем недавно, 24 августа 2002 года на 93 году жизни скончался известный старец – митрофорный протоиерей Николай Гурьянов. После его кончины стало известно, что в свое время он принял тайный монашеский постриг, который скрывал по смирению.

Старец Николай сподобился многих даров Духа Святого, среди них – дары прозорливости, исцеления, чудотворений. Со всей России к старцу приезжали на остров Залит верующие люди, нуждающиеся в духовном совете, в молитвенной помощи старца.

Из воспоминаний Священника Михаила Малеева:

“Однажды, мы предприняли путешествие на остров Залит к отцу Николаю Гурьянову. На старом проржавевшем рыбацком катере поплыли мы по Псковскому озеру... Издали остров кажется заросшим деревьями. Многие из деревьев батюшка посадил сам, своими руками, когда в 1958 году перебрался сюда из Литвы. Приходилось возить их с материка, а потом долго поливать, чтобы прижились... Можно представить, как было трудно каждый день носить до ста вёдер воды по косогорам. Зато теперь деревья плотной кроной мягко укрывают маленький домик отца Николая. Сколько за эти годы перебывало здесь православных людей со всех городов и всей нашей страны, объединённых одним: любовью к Богу и его Церкви православной...

Николай Алексеевич Гурьянов родился 24 мая 1909 года в селе Чудские в Сант -Петербургской епархии в благочестивой семье Гурьяновых. Любовь к храму и церковному пению была присуща всем членам его семьи: его отец Алексей Иванович был регентом церковного хора, старший брат Михаил был профессором, преподавал в Сант – Петербургской консерватории. Было ещё два младших брата, но они погибли на войне.

С детства отец Николай прислуживал в алтаре. Однажды их храм посетил будущий священномученик митрополит Петроградский Вениамин. Отец Николай рассказывал так: “Владыка служил, а я посох ему подавал, потом говорили мне: “Какой ты счастливый, что с Господом...”.

В 1928 году отец Николай окончил педагогический техникум, потом недолго учился в педагогическом институте. В конце тридцатых годов он был арестован, прошёл этапы, лагеря, ссылки. Во время тяжких событий батюшка встречал много подвижников, истинных светильников веры. Тогда-то он и дал обет, что станет священником. В те годы побывал он у прозорливого иеросхимонаха Симеона Печерского. Тот ему три раза сказал: “Толабс, Толабс, Толабс”.

Раньше так остров Залит назывался. И действительно, благословили батюшку служить именно сюда.

С 1943 года по 1959 годы отец Николай является настоятелем храма святителя Николая в селе Гегобросты Литовской ССР. В 1958 году отец Николай переведён в Псковскую епархию настоятелем храма святителя Николая на о. Залит. Здесь пройдут 40 лет его пастырского служения. Здесь он станет тем, кем мы его знаем, – батюшка Николай, старец с острова Залит...

Простые слова, которые мы часто говорим друг другу, в батюшкиных устах приобретают особую силу.

“Помоги вам Господи”, – часто говорил он, и что-то тут же происходит и меняется в нашей жизни. Часто можно слышать от батюшки слова говорящие о его потрясающей любви к церкви и России: “Отец Небесный не оставит Россию, трудитесь в России, так здесь хорошо. Господь нас любит, только радоваться и молиться остаётся”.

Отец Николай говорил просто, часто с прибауткой, со стишком, но всегда точно: “Себя не знаем, нос не задираем”.

“В священнической семье главное – благочестие, порядок должен быть, это для окружающих главное”.

На прощание старец дал нам завет: “Радуйтесь и веселитесь, что мы Христовы”.

В последний год перед блаженной кончиной о. Николай, несмотря на перенесенную тяжелую болезнь, все же находил силы для приема паломников, укрепления и наставления их в вере. И мысли старца, высказанные во время этих последних земных бесед, стали своего рода духовным завещанием для православных русских людей.

Когда старца спрашивали, как надлежит бороться с ересью экуменизма, он с улыбкой говорил: “Надо свято хранить чистоту Православия и заповеданное нам святыми отцами. А для этого надо миролюбиво объяснять всеми возможными способами заблуждения экуменистов. Не молчать, а с любовью разъяснять. Только чтобы не было драки”.

А на вопрос, что же он считает самым опасным грехом в душах людей?

Старец Николай ответил:

– Безверие! Это страшно.

– Даже у христиан?

– Да, даже, у православных христиан.

Старец Николай призывал верующих любвеобильно относиться ко всему, что их окружает.

Старец любил церковное пение, сам сложил немало духовных песен и гимнов, такие, как “Похвала Богоматери”, “Молитва Ангелу – Хранителю”, “Спаситель, согрей мою душу”, “Братский гимн”. “Прошёл мой век, как день вчерашний.

Как день промчалась жизнь моя.

И двери смерти страшно тяжки,

уж недалёки от меня.

Меня грешного помяните,

отхожу от вас не навек,

ещё увидимся”.

(старец Николай)

Духовные дети старца свидетельствуют об исполнении многочисленных изреченных им пророчеств. По свидетельству очевидцев, недавно дома у одной благочестивой женщины замироточила фотография старца.

Вечная память “всероссийскому батюшке” – старцу Николаю!

24 августа 2002 года на 93 году жизни скончался известный старец - митрофорный протоиерей Николай Гурьянов. После его кончины стало известно, что в свое время он принял тайный монашеский постриг, который скрывал по смирению.Старец Николай сподобился многих даров Духа Святого, среди них - дары прозорливости, исцеления, чудотворений.

Родился 24 мая 1909 года в селе Чудские Заходцы Гдовского уезда Санкт-Петербургской губернии в благочестивой купеческой семье. Отец, Алексей Иванович Гурьянов (+ 1914), был регентом церковного хора. После его смерти воспитанием детей занималась мать, Екатерина Стефановна Гурьянова (+ 1969). Впоследствии она стала ближайшим помощником сына Николая. С детства он прислуживал в храме арх. Михаила в с. Кобылье Городище Гдовского уезда, ездил с богомольцами по святым местам. Любовь к храму и церковному пению была присуща всем членам семьи. Старший брат Николая, Михаил, стал профессором Санкт-Петербургской консерватории. Младшие братья, Петр и Анатолий, также обладали музыкальными способностями, но о них осталось мало известий. Все трое братьев погибли на фронтах Великой Отечественной войны.

Еще в отроческом возрасте он побывал на о. Талабск, где позже подвизался. Примерно в 1920 г. настоятель храма Михаила Архангела, в котором отрок Николай алтарничал, взял его с собой в Псков, куда они добирались водным путем. На острове Талабск пристали отдохнуть. Здесь посетили блаженного Михаила, прозорливца. Блаженный Михаил подал священнику маленькую просфору, а Николаю - большую и сказал: "Гостек наш приехал... ".

По окончании Гатчинского педагогического техникума Николай поступил в Ленинградский педагогический институт. В 1929 году студент Николай выступил на студенческом собрании против закрытия одного из ленинградских храмов, после чего был исключен из института.

Преподавал математику, физику и биологию в школе в г. Тосно Ленинградской области. Затем служил псаломщиком в храме во имя свт. Николая с. Ремда Середкинского района Ленинградской обл. (ныне Гдовского района Псковской обл.).

7 мая 1930 года Ленинградским окр. судом был приговорен к двум годам высылки из РСФСР на два года за «контрреволюционную деятельность ».

В июле того же года прибыл в село Сидоровичи Розважевского района УССР, где устроился псаломщиком.

В местные органы стали поступать доносы:

«Акт (актив) села Сидорович доводит до Вашего ведома, что в селе Сидоровичах живут небажани (нежелательные) некоторые элементы и занимаются агитацией против советской власти та коллективизаций а сами куркули (кулаки) еки ликвидировани и разлагают работу ».

"...В июле месяце 1930г. [Николай Гурьянов] прибыл в с.Сидоровичи, взял должность дьяка, устроился на квартире у председателя церковной общины Комаренко. Используя то, что к взрослым детям Комаренко ходила молодежь, он начал разучивать с ними религиозные песни [имеются в виду церковные песнопения], с ними их пел. Вербовал молодежь в церковный хор, а также советовал ходить им в церковь... "

24 марта 1931 года был арестован по "делу кулаков с.Сидоровичи ". С 31 марта находился в Киевском ДОПР N2. В графе анкеты арестованного "имущественное положение" было написано, что "никакого имущества не имеет ". Медицинское заключение о состоянии здоровья: "страдает ревматизмом суставов ". Дело было групповым. По нему проходили, кроме о.Николая Гурьянова, еще трое обвиняемых: Захаряшевич Иван Яковлевич, Захаряшевич Яков Яковлевич и Копанский Алексей (Александр?) Иванович.

Из обвинительного заключения:

Произведенным следствием установлено, что действительно вышеуказанные лица являются раскулаченными куркулями [кулаками] и с момента их поселения на территории Сидорянского сельсовета начали вести а/с деятельность, агитацию против мероприятий, проводимых Советской властью на селе, как-то против хлебозаготовок, коллективизации и проч. Начали распускать слухи, что скоро будет война, ибо тут нажимают на коллективы, а в Белоруссии - на строительство железных дорог, и также уговаривают соседей, с коими дружили, чтобы не шли в колхозы, так как в колхозах будет плохо...

Накануне перевыборов сельсовета устроили пьянку не довольных Советской властью, и после вечеринки разошлись с целью срыва предвыборных собраний, держа упор на то, чтобы не пропустить в сельсовет коммунистов, учитывая то, что Исполкомом на должность председателя сельсовета в Сидоровичи был послан коммунист.

Эта группа вела работу, чтобы избиратели не голосовали за коммуниста под предлогом, что "он чужой, мы его не знаем" , кроме того "у нас и свои люди есть", в результате чего предвыборное собрание было сорвано...

Виновным себя не признал: «Я никогда контрреволюционной работой не занимался и против советской власти никого ничем не агитировал. Больше сказать ничего не имею. Н.Гурьянов».

20 августа 1931 года был приговорен к высылке в Северный край сроком на три года, считая с 24 марта 1931.

Отбывал срок в Сыктывкаре. Находился на строительстве железной дороги. Работы происходили часто в ледяной воде. Он получил ревматизм, а также тяжело повредил ноги шпалами.

Был освобожден приблизительно в 1937 г. (по др. сведениям - в 1942). Он не имел права на проживание в Ленинграде и был отправлен за 101 км. Работал учителем в школах Тосненского района. Когда началась Великая Отечественная война, его не взяли на фронт из-за болезни ног, которую он получил в лагере. Во время немецкой оккупации был насильно увезен в Прибалтику.

8 февраля 1942 г. рукоположен во диакона Виленским митр. Сергием (Воскресенским) и 15 февраля - во иерея.

По данным ПСТГУ, еще до рукоположения принял иноческий постриг, но мантийным монахом не стал и сохранял свое иночество в тайне.

В том же году окончил богословские курсы в Вильнюсе и был направлен священником в женский Рижский Троице-Сергиев монастырь.

Затем переведен в мужской Виленский Свято-Духов монастырь, где нес послушание уставщика.

С июля 1943 г. - настоятель храма во имя свт. Николая с. Гегобросты Паневежского благочиния Виленско-Литовской епархии.

В 1949-1951 гг. заочно учился в Ленинградской духовной семинарии и Ленинградской духовной академии, в академии проучился всего один год.

В 1956 г. возведен в сан протоиерея.

В 1958 г. переведен в Псковскую епархию. По личной просьбе назначен настоятелем храма во имя свт. Николая на острове Талабск (Залит) на Псковском озере, где прошло почти полвека его пастырского служения.

Вел подвижническую жизнь, прославился как духовный прозорливый старец. В начале 1970-х годов к о. Николаю за советом и молитвенной помощью стало обращаться много людей, его духовные чада были среди священников, монахов и мирян. Он старался каждому приходящему к нему сказать ободряющее слово, укреплял и наставлял в вере, призывал с любовью относиться ко всему, что окружает людей. Много читал, направляя и других к вдумчивому, умному чтению, благословлял на учебу, получение образования, любил духовное пение, автор таких песнопений, как «Похвала Богоматери », «Молитва Ангелу-Хранителю », «Спаситель, согрей мою душу », «Братский гимн ». Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назвал о. Николая одним из столпов русского старчества.

О выдающемся пастырском подвиге, который в течение всей своей жизни совершал отец Николай, свидетельствуют полученные им церковные награды: в 1952 году он был удостоен права ношения золотого наперсного креста, в 1956 году - сана протоиерея, в 1988 году был награжден митрой и правом служения с открытыми царскими вратами до "Херувимской". В 1992 году Святейший Патриарх Алексий II удостоил отца Николая права служения Литургии с открытыми царскими вратами до "Отче наш".

По воспоминаниям очевидцев (из Журнала Московской Патриархии 12 - 2002):

" В августе отец Николай занемог, но все надеялись на его скорейшее выздоровление - как же нам без батюшки?! Но вот в субботу, 24 августа, поздно вечером, черная, печальная весть пришла с острова - отец Николай покинул нас. А в воскресенье, на утреней службе, архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий объявил прихожанам о кончине протоиерея Николая Гурьянова и призвал всех помолиться об упокоении его души. Воскресенье, канун похорон, все мы - духовные чада, духовенство, верующие люди провели в скорби. Многие сразу же стали изыскивать возможность попасть на остров, что не всегда было просто и в обычное время, а в те дни - в особенности.

И вот наступил понедельник, 26 августа. С утра долго не рассеивался туман, до 10 часов не был разрешен выход судов в озеро. Но как только видимость стала лучше, к острову устремились многочисленные суда: пассажирская "Ракета", на которой большинство составляло духовенство, рыболовецкие, военные катера, небольшие лодки, прогулочные катера, яхты. А желающих попасть на остров Талабск (Залита), туда, где стоял гроб с телом отца Николая, чтобы попрощаться с ним, помолиться об упокоении его души, было гораздо больше, чем судов.

И вот наш катер причалил к остову. Когда мы, верующие из Пскова, подошли к церкви Святителя Николая, где стоял гроб с телом батюшки Николая, то увидели перед входом в храм большое скопление людей, многие из них приехали еще вчера. Храм был полон людей, ко гробу, засыпанному цветами, тек нескончаемый поток людей, отдающих последний долг любви отцу Николаю. В церкви совершалась Божественная литургия, очень многие пожелали причаститься в этот день. Службу возглавлял архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий, который затем возглавил и чин отпевания. В 12 часов гроб с телом отца Николая был вынесен на плечах духовенства и установлен внизу, на паперти Никольского храма, в котором более сорока лет служил отец Николай. Около гроба стояло множество духовенства, а внизу, на траве, стояли сотни людей, повторявших слова молитвы, державших свечи, утиравших слезы.
Собрались проводить отца Николая в последний путь и стар и млад. Многие приехали издалека, некоторые с малыми с детьми. Тут были и жители острова, и верующие из Псковской области, из других епархий. И очень много собралось духовенства, монашествующих, сколько - никто не считал, но, наверное, не менее двухсот человек со всех концов России.

Перед началом отпевания архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий сказал прощальное слово, обращенное ко всем присутствовавшим. "Прежде всего, - сказал Владыка Евсевий, - я хочу удостоверить всех, что мы действительно хороним отца Николая Гурьянова, как это нам всем ни прискорбно. В эти дни чувство невыразимой печали овладевает нами. Угас светильник чистой любви ко Господу, добрый пастырь, ревностный молитвенник. У каждого священника есть свое личное дело, куда заносится все, касающееся его службы. Перед поездкой сюда я раскрыл личное дело протоиерея Николая и нашел там только благодарности за бескорыстное служение. Своими молитвами, безупречной жизнью отец Николай стяжал себе большие духовные дары, приобрел искреннюю любовь народа. Ему всегда были присущи терпение, смирение, желание помочь и обратить к покаянию, никто не был им отторгнут, не понят или не утешен. Отец Николай будет для нас всегда примером истинного пастыря, каждый сохранит в сердце его отеческие наставления и советы. И сейчас, когда отец Николай предстоит пред Господом, помолимся об упокоении его души, о даровании ему Царства Небесного ".

Начался чин отпевания. Ярко светило солнце, с озера налетал и тут же утихал мягкий ветерок, колебавший пламя поминальных свечей. Церковь плотным кольцом окружали люди со свечами в руках, вкладывавшие свою скорбь в слова совместной молитвы. А тем временем мы все потихоньку подходили к гробу батюшки, прикладывались в последний раз к его ручке. Его рука, державшая лазурный эмалевый крест, была такая мягкая, прохладная, как будто батюшка спал. Вспоминалось его прощальное отеческое благословение. Казалось, он снова говорит нам: "Мужайтесь, дети мои, как-то вы теперь останетесь здесь, в миру, где столько искушений и скорбей... " Даже в последние свои часы на земле отец Николай незримо давал нам свой последний наказ молиться и жить по заповедям Божиим. Так прощались мы с отцом Николаем, так прощался и он с нами.

По окончании отпевания гроб обнесли вокруг церкви, в которой столько лет служил протоиерей Николай, верный слуга Господа. И вот траурная процессия под мерные, редкие, скорбные удары колокола направилась к месту последнего упокоения, на кладбище. Гроб несли восемь священнослужителей, множество людей следовало за ними. Дорога шла мимо домика, где жил отец Николай. Здесь процессия приостановилась, гроб трижды покачнулся, отдавая последний поклон мирскому жилищу, а затем проследовал дальше.

У ворот кладбища миряне приостановились - к самой могиле прошло только духовенство, потому что для всех не было места. Но гроб с телом отца Николая не сразу предали земле. Его духовные чада, священники из Москвы, только-только доехали до Пскова и просили подождать еще тридцать минут, пока их катер доплывет до острова. Тем временем у могилы были произнесены последние слова прощания и молитвы.

И вот наконец подошли уставшие, запыхавшиеся люди - они несли икону, цветы и были благодарны Господу за то, что все же успели проводить в последний путь своего духовного отца, отдать ему последний поклон. А колокол все звонил печально и протяжно, и звуки его пронизывали теплый приозерный воздух, они были слышны по всему острову. Этот звон скорбью отдавался в сердцах и тех, кто приехал на остров проводить в последний путь отца Николая, и тех, кто не смог приехать, а таких большинство - многие тысячи православных людей по всей России, да и не только в России... Все они молились в тот день об упокоении души новопреставленного раба Божия протоиерея Николая.

Царствие Небесное тебе, дорогой батюшка!"

В последние годы своей жизни о. Николай нес добровольный подвиг, смиряясь с тем, что некоторые из окружающий его людей от его имени говорили о том, что якобы старец благословил прославлять Григория Распутина и Иоанна Грозного и много иного несуразного. Но если посмотреть внимательно - так и вся жизнь о. Николая была подвигом великим, с которым, будем верить, он справился и ныне имеет дерзновение пред Господом нашим Иисусом Христом, Которому слава честь и поклонение со Безначальным Его Отцом и со Святым Духом всегда ныне и присно и во веки веков! Аминь.

Как-то уже давно почитав о старце и самого старца, пришло на ум, что имя этого подвижника всенепременно надо воспоминать почаще, а потому доныне о. Николай Гурьянов записан в нашей книге Живых и о его имени мы подаем заупокойные записочки на Литургию.
Хотя верим, что более мы нуждаемся в его молитвах за нас, недостойных!

Господи, упокой душу приснопоминаемого раба Твоего протоиерея Николая в Своих Небесных Селениях и нас, грешных, помилуй, яко Благ и Человеколюбец!

С любовью,
рБ Дмитрий

Из воспоминаний о. Валериана Кречетова...

– Отец Валериан, говорят, у батюшки Николая на острове Талабск происходило много чудес?

– Да, ехали к нему как-то двое, обсуждали между собой: «Говорят, старец – чудотворец, чудеса творит ». Приехали, просят: «Покажите нам какое-нибудь чудо ». – «А, чудо? – говорит батюшка, – ну хорошо ». Подошел к выключателю, включил свет и выключил, снова включил и выключил. Те только ухмыльнулись: «Это – чудо? »

Сели на лодку, приезжают на материк, а там народ, машины стоят, суета. Эти двое подходят, спрашивают: «А что случилось? » – «Да мы ремонтируем электролинию, потому что уже два дня света во всей округе ни у кого нет ». Тут-то они и поняли, что значило вот это батюшкино – включил свет и выключил.

А недавно один раб Божий историю рассказывал, вспоминал, как он к батюшке ездил. Думает: плыть придется на лодке, часы бы не потерять. А часы у него были новые, хорошие. Стал искать дома другие, поискал, не нашел. Надел новые и поехал. Сидят с батюшкой, разговаривают, а он вдруг и спрашивает: «Часы-то не потерял? » – «Нет, батюшка, не потерял ». Но ведь думал об этом!

– К Николаю Гурьянову приезжали за советами от Святейшего Патриарха Алексия II?

– Да. Помню, приехали как-то советоваться с отцом Тихоном (Шевкуновым) по поводу ИНН. Вместе мы были. Батюшка спокойно сказал: «Ну а для чего это? » Он прекрасно понимал, для чего это делают: контроль нужен. А православного человека не нужно контролировать, он честно работает. Когда батюшку спрашивали (правда, не в тот раз): печать это? Он говорит: «Это не печать. Пока что еще, слава Богу ».

– То есть штрих-код – это пока не печать?

– Нет, это все преддверие печати антихриста... Когда батюшку спрашивали, была включена видеозапись, а потом, когда он сказал уже все, хватились – выяснилось, что аппарат не работает. Потом попросили благословения, батюшка благословил – записали второй дубль. Патриарх все же просил. Потом еще дубль, уже третий. И есть такая запись: «Что это такое? – спрашивает батюшка. – Первый раз слышу ». Все выспрашивали, выспрашивали. Со старцем так, конечно, не положено. Сказал – и все. А с ним, как с артистом, – дубли получше. Это неподобает.

– Отец Валериан, вы в своей жизни много общались со старцами. А что, кроме любви, для них характерно?

– Ну, во-первых, они всегда с Богом. Сами ходили в присутствии Божием и другим напоминали – что есть Господь и в любви это проявление. Конечно, характерно смирение. И аскетизм, строгое к себе отношение: питание всегда очень скромное, сон – во всем было воздержание. Строго обрезали всякие мысли недоверия, подозрения к старшим, к начальствующим. Как-то я отцу Николаю говорю, мол, батюшка, вот такое слышал, а он так резко мне: «Не верь! »

Помню, я молодым был еще, разболтался, прихожу к отцу Сергию Орлову: «Вот, батюшка, то-то и то-то ». А он отвечает: «Уж мы-то хороши, а вот другие – это да ». Тогда я понял, что нельзя осуждать никого. И я в этом убедился потом действительно, получил подтверждение этому. Они никому и ни о ком не говорили плохо. Когда отца Николая начали спрашивать: «Батюшка, что ж вы там говорите про Григория Распутина, про Ивана Грозного? » А он: «А мы разве про них плохо говорим? Мы же хорошо говорим ».

– Кстати, батюшка, как отец Николай относился к Ивану Грозному и Григорию Распутину?

– Я вам только что сказал. «Мы разве о них плохо говорим? Хорошо говорим ». Понятно?

Сам старец Николай Гурьянов говорил: «Меня не станет, приезжайте на могилку. Я вам ещё больше помогать буду». Скоро 9 лет, как батюшка преставился, а люди продолжают ехать на остров.

С отцом Николаем я встречался в конце 90-х годов. У меня, 17-летнего, были проблемы со здоровьем, - рассказывает паломник Андрей из Пскова. - Батюшка потаскал меня за чуб, и я про болячки забыл. На могилку приехал помолиться о жене и детях.

Паломников батюшка часто шлёпал: по щеке, по лбу. «А меня по носу, - рассказывает Елена. - Сначала не поняла, а потом заметила, что опухоль в носу, от которой я страдала, исчезла. Я приехала на остров в середине 90-х гг. Стояла у домика батюшки вместе с другими паломниками. Старец появился и начал помазывать паломников иерусалимским маслицем, которое ему передавали со Святой Земли духовные чада. Вместо кисточки батюшка использовал обыкновенную канцелярскую скрепку. Я ждала своей очереди и думала: «Какой батюшка старенький. Помрёт ведь скоро». Вдруг он повернулся в мою сторону и сказал: «Да поживу ещё. Поживу». Я опешила. Потом перестала удивляться, что батюшка читает мысли, отвечает на вопросы, которые паломник и произнести не успел. Остров Залит стал для меня самым желанным местом на земле. Я переехала сюда жить из Петербурга».

Ёще одна петербурженка, Людмила, по благословению старца купила на Залите домик. Она вспоминает: «При первой встрече батюшка направился ко мне с вытянутой вперёд рукой и ткнул в грудь: «А где же крестик?!» Я удивилась, как он смог разглядеть, что крестика нет, ведь на мне был свитер и застёгнутая куртка. Крестика не было, потому что в поезде цепочка порвалась. Батюшка достал свой крестик: «Вот видишь, у меня на верёвочке. И ты так сделай. Без креста нельзя!»

На острове есть дом певицы Ольги Кормухиной. Известность пришла к Ольге в конце 80-х гг., а в середине 90-х гг. она практически исчезла с эстрады. «Я задумывалась об уходе в монастырь. За благословением поехала к старцу Николаю», - рассказала она корреспонденту «АиФ». Однако батюшка предрёк певице замужество. Через год на ступеньках одного из московских храмов Ольга познакомилась с музыкантом Алексеем Беловым, лидером группы «Парк Горького». В апреле 1999 г. они обвенчались, а в мае 2000-го Ольга стала мамой: «Когда я просила благословения у старца на монашество, призналась - единственное моё искушение, что не стала матерью. Он ответил: «Не будет у тебя детей». Я понимала, что мне это дано в наказание. И не обижалась. Но страшно расплакалась. И тогда он стал молиться. Я видела, как у него дрожали руки, - какое это было переживание за меня! А потом вдруг повернулся и сказал: «Но Господь сделает всё, как ты хочешь». Отец Николай напутствовал, чтобы крестили ребёнка на второй день после возвращения из роддома. Если мальчик - назвать Анатолием, а девочку - Анатолией. Ольга понесла дочку в церковь и ахнула: в святцах значился день св. Анатолия.

На острове корреспондент «АиФ» встретился с москвичкой, мамой пятерых ребятишек. В конце 90-х гг. она с мужем приехала к батюшке за помощью. Обоим супругам было меньше 30 лет, с точки зрения медицины абсолютно здоровы, а детей Бог не давал. Отец Николай прикрикнул на пару: «Чтобы завтра же был ребёнок!» И ровно через 9 месяцев появился первенец. «А про капитана вы знаете? - спросили меня местные жители. История началась 25 лет назад. К батюшке приезжала верующая женщина из Одессы. Зинаида переживала, что её муж, капитан дальнего плавания, невоцерковлённый человек. Она уговаривала Владимира повидаться с батюшкой. Наконец приехали они на Залит вместе. Капитан, как только увидел батюшку, неожиданно упал на колени и пополз к нему. Потом старец повёл его в храм, где они разговаривали несколько часов. Вскоре батюшка обвенчал супругов. Они приезжают на Залит каждый год, ждём их и в этом».

У батюшкиной калитки можно было встретить людей разных возрастов, профессий и званий: уборщицу, банкира, генерала, семинариста, политика. Местные жители в разговоре с корреспондентом «АиФ» называли фамилии очень влиятельных людей, которые пытались попасть к старцу. Но деньги и власть ничего не значили для батюшки. Он был редким бессребреником. Ходил в выцветшем, заплатанном подряснике. Всё, что ему дарили, сразу же старался передавать другим. Со всеми был одинаково прост в общении, но не все получали его благословение. Некоторым говорил: «Посмотрели на дурака. И идите с Богом!» А бывало, выходил к толпе и как побежит, словно полетит по воздуху. Запыхавшись, паломники догоняли старца у храма, а он: «Вы бы в храм так каждый день бегали, как за мной сейчас!» И часто повторял: «Кому Церковь - не мать, тому Бог - не отец».

«Наш гостёк!»

На острове в храме св. Николая Чудотворца батюшка начал служить в 1958 г. Так сбылось предсказание, которое старец услышал ещё в юности. Родился батюшка 24 мая (по старому стилю) 1909 г. здесь же, на Псковщине, в селе Чудские Заходы, недалеко от места, где св. Александр Невский одержал победу в Ледовом побоище. В 20-е гг. местный приход посетил митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский), ныне прославленный Церковью в лике новомучеников и исповедников российских. Отец Николай вспоминал: «Я мальчишкой ещё был. Владыка служил, а я посох ему держал. Потом он меня обнял, поцеловал и говорит: «Какой ты счастливый, что с Господом...» Семья будущего старца была верующей, сам он с 5 лет помогал прислуживать в храме. В 14 лет Николай Гурьянов впервые оказался на Залите, где у него произошла встреча с блаженным Михаилом. Островитяне почитали Михаила за прозорливца. Увидев мальчика, блаженный воскликнул: «Наш гостёк! Наш!» А через десятки лет, когда Николай Гурьянов был уже в сане священника и приехал за советом в Псково-Печорский монастырь, старец иеросхимонах Симеон (Желнин) произнёс: «В Талабск! В Талабск! В Талабск!» (До революции о. Залит назывался Талабск, советская власть переименовала его в честь революционера Яна Залита. - Ред.)

«За любовь!»

Талабчане добывали знаменитую на всю Россию рыбу снеток, которую поставляли в Москву, Ригу, Варшаву и даже к императорскому двору. В 1790 г. на народные деньги здесь построили каменную Никольскую церковь. Затем на острове появилось ещё три часовни. Храм да часовни - единственное, что уцелело, когда во время войны фашисты подожгли остров. Талабск стал пустыней - ни деревца, ни кустика. Всех жителей угнали в рабство. После победы те, кто уцелел, возвращались домой и начинали строиться на пепелище. Когда батюшка прибыл на Залит, дома там уже стояли, а вот деревьев по-прежнему не было. И отец Николай взялся за озеленение острова. Для поливки саженцев носил из озера по 100 вёдер воды в день. Главной помощницей батюшки была его мама. Матушка Екатерина Стефановна рано овдовела, одна растила четверых сыновей. Три брата старца погибли на войне. «А батюшка в эти суровые годы принял священнический сан. До этого Николай Гурьянов прошёл тюрьмы и лагерь, где вместе с другими арестантами прокладывал железную дорогу на Воркуту», - рассказала «АиФ» Людмила Азаркина. Последние семь лет она собирала документальные свидетельства о судьбе батюшки, которые вошли в книгу «Служитель Божий». На имя Людмилы уже после кончины отца Николая пришло архивное свидетельство о том, что батюшка был реабилитирован. «Батюшка попал в тюрьму в 30-х гг., будучи молодым человеком двадцати с небольшим лет. Причина - не скрывал веры, выступал против закрытия храмов, - рассказывает Людмила. - О лагерном периоде он говорил скупо. Духовные чада старца вспоминают такой рассказ батюшки: «Идёшь узкой тропинкой по снегу. Повсюду трупы заключённых. Кто-то ещё жив. Тянут руки: «Хлеба, хлеба...» А хлеба-то нет. Кормили нас похлёбкой с червями». Однажды группе заключённых пришлось день простоять по пояс в реке, которую уже начала стягивать ледяная корка. Все, кроме Николая Гурьянова, погибли.

Батюшка говорил, что в лютый мороз, когда не было ни обуви, ни варежек, его всегда согревала молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Когда пришло время батюшкиного освобождения, его выставили за ворота лагеря. Кругом полярная ночь и бескрайняя тундра. А он измождён до такой степени, что на ногах еле стоял. С Божьей помощью Николай Гурьянов, где пешком, где на поезде, добрался в родные края. Батюшка не роптал. Часто повторял: «Не забывай никогда, даже в самые тёмные дни твоей жизни, благодарить Бога за всё. Он ждёт этого и пошлёт тебе новые блага и дары. Человек с благодарным сердцем никогда и ни в чём не нуждается».

Эти слова, записанные батюшкой, и сейчас можно увидеть в его домике. Вход свободный. Каждый может посмотреть на обстановку, которая окружала старца на острове почти полвека. Когда однажды батюшку спросили, за что он сидел в тюрьме, то услышали: «За любовь, мои драгоценные! За любовь!»

Ушёл домой

Люди приезжали к батюшке с израненными сердцем и душой, а уезжали домой окрылёнными. Как-то на вопрос, чего нам всем не хватает больше всего, батюшка ответил: «Любвеобильности». Старец проявлял любовь ко всему живому. Во дворе его дома постоянно жило и кормилось около сотни голубей. Сегодня много голубей слетается на могилку старца. Их подкармливают и местные жители, и паломники. Здесь корреспондент «АиФ» встретила духовное чадо отца Николая - паломницу Марину. Она рассказала: «Я ездила к батюшке из Тюменской области с середины 90-х гг. по 3-4 раза в год. В первую встречу он сразу назвал меня по имени, рассказал моё прошлое и приоткрыл будущее. Приехала я на каблуках, накрашенная. Но батюшка не посмотрел на внешность. На острове мне дали косыночку, галоши. Старец взял свою фотографию, где он рядом с храмом стоит, и этой фотографией мне по лбу: «Теперь у тебя в голове храмик». Я у батюшки исповедалась, причастилась. На острове испытала невероятное состояние безмятежности и счастья. Такая вдруг лёгкость пришла, что в 40 лет захотелось петь, прыгать, бегать. Как в детстве».

Уже здесь, на земле, Бог открыл старцу, какие они - ад и рай. Рассказывает схимонахиня Варсонофия (Александра Танаева): «Это было в моей мирской жизни, я приезжала из Москвы на остров помогать батюшке в храме. Однажды он говорит: «Сашок, а я в раю побывал!» - «Как, батюшка?» - «Пришли два парня, молодые, высокие, красивые, подхватили меня, и я очутился в раю. Такая красота, такое пение, это не передать, нужно самим видеть и слышать!» В келье батюшки висит картина Страшного суда, он часто подводил к ней посетителей и, показывая на рай, говорил: «Нам с тобой обязательно надо сюда попасть». И показывал на ад: «Но только не сюда». Эти простые слова производили на людей сильнейшее впечатление.

Паломников батюшка принимал до последних дней. Он отошёл ко Господу 24 августа 2002 года, на 94-м году земной жизни. По рассказам очевидцев, во время отпевания отца Николая остров окутал белый густой туман. И присущая этому месту тишина стала ещё прон-зительнее. «Здесь, на земле, мы только гости. А дом наш там, на Небе», - говорил старец.

(24.05.1909–24.08.2002)

Биография

Детские и юношеские годы. Первые шаги в самостоятельной жизни

Алексеевич родился в селе Чудские Заходцы Санкт-Петербургской губернии, 24мая 1909 года. Его отец, Алексей Иванович, служил регентом церковного хора. Мать, Екатерина Стефановна, благочестивая женщина, исполняла обязанности по дому, помогала мужу в воспитании детей. После его смерти в 1914 году вся тяжесть ответственности за семью легла на её плечи.

Николай с детства воспитывался в рамках христианских традиций. Он с радостью прислуживал в церкви села Кобылье Городище, приучался к молитве, любил слушать церковное пение. Время от времени, когда местные богомольцы собирались в паломничество по святым местам, Николая брали с собой.

Будучи отроком, он сподобился побывать на острове Талабск (годы спустя это место стало для него местом подвижничества). Около 1920 года настоятель церкви, в которой прислуживал Николай, взял его в город Псков. Их путь лежал по глади озера. На острове Талабск сделали остановку и посетили тамошнего прозорливца Михаила. Прозорливец, встретив гостей, подал пастырю маленькую, а Николаю большую просфору.

По достижении более зрелого возраста Николай поступил в педагогический техникум в Гатчине. По выпуске из техникума продолжил образование в Ленинградском педагогическом институте.

Николай отличался волевым характером. В 1929 году, движимый ревностью о Господе и душевным порывом, он публично и резко высказал негодование против закрытия одного из городских храмов. Это мужественное выступление, противоречащее идеологии и политике партии, продвигавшейся в направлении коммунизма, вызвало недовольство, и институтское руководство исключило из числа студентов.

Какое-то время Николай преподавал физику, математику, биологию в школе города Тосно, служил псаломщиком в церкви села Ремда.

Узник правды и совести

Развёрнутые безбожной властью гонения на христиан не прошли его стороной. В мае 1930 года он попал под жернова государственной репрессивной машины: Николая обвинили в контрреволюционной деятельности и выслали на два года с территории РСФСР. Прибыв в УССР, в село Сидоровичи, он вновь проявил свою религиозную активность — устроился псаломщиком.

Вскоре нашлись «неравнодушные» люди, которые сообщили «куда следует», что Николай Алексеевич ведёт нездоровую агитационную деятельность, развращает людей россказнями о Боге, вербует молодежь в церковный хор. Эти сигналы не остались без внимания. В марте 1931 года взяли под стражу по «делу кулаков».

В ходе разбирательства выяснилось, что обвиняемый Гурьянов никакого имущества не имеет, а имеет лишь ревматизм. Да и сам обвиняемый своей вины не признал. Между тем имущественный вопрос и не был приоритетным, ведь дело касалось антисоветской пропаганды.

В августе 1931 года Николая приговорили к ссылке на три года в Северный край. Так он попал в Сыктывкар, участвовал там в строительстве железнодорожного пути. Иногда приходилось работать в ледяной воде, отчего заключенные гибли. Работая в этих нечеловеческих условиях, Николай подорвал своё здоровье. Кроме того, он получил повреждение ног при работе со шпалами.

По одним сведениям он был освобожден в 1937 году, а по другим — в 1942-м. После освобождения Николай Алексеевич, как не имеющий права жить в Ленинграде, был выслан за пределы города. Какой-то период он работал школьным учителем в Тосненском районе.

Священнический путь

Во время Великой Отечественной войны , ввиду болезни ног, не был мобилизован в армию. В период фашистской оккупации его принудительно отправили в Прибалтику.

В феврале 1942 года митрополит Виленский Сергий посвятил его в сан диакона, а несколькими днями позже — в сан священника.

В 1942 году он прошёл обучение на богословских курсах в городе Вильнюсе. Затем какое-то время служил в Рижской женской Троице-Сергиевой обители, после чего — в Виленском Свято-Духовом монастыре.

С июля 1943 года отец Николай исполнял обязанности настоятеля храма святителя Николая, располагавшегося в селе Гегобросты. По воспоминаниям современников, прихожане относились к нему с большим уважением; сам же пастырь относился к ним с большой добротой, приветливостью и отзывчивостью. Отмечают, что несмотря на бедность прихода, он отличался благоустроенностью. Как ни трудно было найти средства, необходимые для ремонта и содержания храма, помощью Божьей храм был благолепным.

В период с 1949 по 1951 год отец Николай обучался заочно в Ленинградской духовной семинарии. Окончив её, он продолжил образование в Ленинградской духовной академии, но проучился только один год.

В 1956 году отец. удостоился сана протоиерея.

В 1958 году, по распоряжению церковного начальства, он был переведён на служение в Псковскую епархию. Из соображений церковной икономии и учитывая собственное желание отца Николая, его определили настоятелем в храм святителя Николая, располагавшийся на территории рыбацкого острова Талабск в Псковском озере, том самом, где когда-то прозорливец вручил ему большую просфору. На этом острове батюшка провёл несколько десятилетий своей жизни.

Отец Николай поселился на окраине острова в крохотном домике, вместе с матерью, Екатериной Стефановной. Братья подвижника погибли на фронте и он, как мог, сглаживал материнское горе, а она, чем могла, помогала любимому сыну.

Поначалу отец Николай вызывал подозрения у неверующей части островитян, но со временем люди увидели в нём ревностного и смиренного Божьего угодника. Служил он один, сам пёк просфоры, сам ремонтировал . Случалось, что он священнодействовал в пустом храме. Было трудно, а однажды, когда его мучили сильные переживания, маленький ребёнок, словно бы вникнув в сознание умудрённого мужа, попросил его не уезжать. Отец Николай воспринял эти слова как глас Божий и ободрился.

Наряду с исполнением пастырских обязанностей батюшка старался облагораживать остров, сажал саженцы, заботливо их поливал, таская из озера десятки ведер воды.

Нередко, даже и без приглашения, он посещал дома тех, кто нуждался в его пастырском утешении, слове и благословении. Бывало, что отец Николай присматривал за стариками, нянчился с детьми прихожан.

Всё это не могло не отразиться на людях. Когда одна из жительниц написала на батюшку клеветнический донос, местные рыбаки, вернувшись с лова, вопреки обычаю не положили ей рыбы. Так они выразили и своё отношение к пастырю, и свое отношение к ошарашенной их поведением доносчице.

Образец православного старчества

Со временем едва различимый на географической карте остров Талабск стали негласно именовать островом Православия. Слава об отце Николае и его деятельности распространилась далеко за окрестности Псковской земли.

Помимо ревности и усердия наградил батюшку даром прозорливости. Рассказывают, что иногда старец сообщал даже и о судьбе пропавших без вести людей.

В семидесятые годы к батюшке стали стекаться десятки верующих из разных уголков необъятной страны. Бывало, что из-за большого наплыва посетителей он не мог найти себе и минутки на отдых. Правда, принимал он не всех. Иногда он мог позволить себе строгий вопрос: зачем ты приехал (приехала)?

В числе духовных чад отца Николая были миряне, монахи, священники. Он по праву считается одним из наиболее почитаемых старцев XX-XXI века.

24 августа 2002 года отец почил о Господе. Смерть застала его на месте его подвигов, острове Талабск.

СТАРЦЫ / Отец

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то