ОТВЕТЫ НА ГОСы ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030301.65 «ПСИХОЛОГИЯ»


10. Концепция П.Я. Гальперина поэтапного формирования умственных действий.

П. Я. Гальперин (1902-1988).Теория ПФМД-50 е г. Истоки восходят к более ранним взглядам Выготского о развитии ВПФ. Выступая против субъективно-идеалистических взглядов на природу психики, Выготский был убежден в связи психики и поведения. Соответственно по принципу интериоризации, умственное - внутреннее формируется как преобразование исходного практического действия, его поэтапный переход от существования в материальной форме к существованию в форме внешней речи, затем внешней речи про себя (внутреннее проговаривание) и свернутого внутреннего действия. По Гальперину любое новое действие (воображение,понимание, мышление и пр.) наступает после соответствующей внешней деятельности. Процесс прох-н несколько этапов, которые обуславливают переход от внешней деятельности к психологической. Эффективное обучение должно учитывать эти факты. Условно обучением можно назвать любую деятельность, так как тот, кто её выполняет, получает новую информацию и умения, одновременно получаемая им информация получает новое качество.

Этапы формирования умственных действий: 1.Выявление ориентировочной основы действия. Здесь происходит ориентация в задании, первоначально выделяется то, что бросается в глаза. 2.Формирование действия в материальном виде. Обуч-ся умственным действиям получает полную систему указаний и систему внешних признаков, на которые ему надо ориентироваться. Действие автоматизируется делается целесообразным. Возможен его перенос на аналогичные задания. 3.Этап внешней речи. Действие подвергается дальнейшему обобщению благодаря его полной вербализации (устная, письменная речь). Таким образом действие усваивается в форме, оторванной от конкретики, т.е. обобщенной. Важное значение приобретает и понимание условий. 4.Формирование действий во внешн. речи про себя. Этап внетр. дет-ти. Действие проявляется в обобщенном виде, но его вербальное освоение происходит без участия внешней речи. После получения мыслительной формы действие начинает быстро редуцироваться, приобретая форму, идентичную образу и подвергается автоматизации. 5.Формирование действий во внутренней речи. Этап интериоризации действия. Действие становится внетр. процессом; max автоматиз-м, стан-ся актом мысли, ход которых закрыт, а известен только конечный продукт этого процесса.//Переход от 1 этапа ко всем последующим представляет собой последовательную интериоризацию действий. Это переход извне внутрь. Вся деятельность не является самоцелью, а вызвана неким мотивом этой деятельности, в состав которой он входит. Когда цель задания совпадает с мотивом, действие становится деятельностью. Т.е. деятельность - это процесс решения задач, вызванный желанием достичь цели, что может быть обеспечено с помощью этого процесса.//Роль мотивации Гальперин оценивал так высоко, что наряду с 5 основными этапами в процессе овладения новыми действиями рекомендует учитывать еще один этап формирование совет-й мотивации у учащихсяся. Психологический закон усвоения знаний состоит в том, что они формируются в уме не до, а в процессе применения их к практике. Человек лучше всего запоминает те знания, которые использовал в собственных действиях, применил к решению собственных задач. Знания не нашедшие практического применения обычно пост. забываются. Усвоение знаний является не целью обучения, а средством знания усваиваются для того, чтобы с их помощью науч. что-то делать, а не для хранения в памяти. Всякое, хорошо освоенное действие (реч.,перцепт.,двигат.) - это действие полностью представленное в уме. Человек умеющий правильно действовать способен мысленно выполнять это действие от начала до конца.

Яндекс.Метрика