ОТВЕТЫ НА ГОСы ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030301.65 «ПСИХОЛОГИЯ»


16. Мышление как высший познавательный психический процесс.

Высшая форма отражательной деятельности, позволяющая понять сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономерность развития. М. – это движение идей, раскрывающие суть вещей, его итогом является мысль, идея.. Специфичным результатом мышления может выступать понятие – обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и сущест-х особенностях. Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению.
Функции мышления расширение границ познания путем выхода за пределы чувствительного восприятия.
Задача мышления  раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений
Навыки и способы мышления развиваются у человека в онтогенезе при воздействии среды человеческого общества.
Виды мышления:
Теоретическое-понятийное мышление это такое М., пользуясь которым ч-к в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действие в уме, непосредственно не имея дело с опытом получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями полученными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретически-понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.
Теоретически образное М. отличается от понятийного тем, что материалом который здесь использует человек для решения задачи являются образы. Они непосредственно извлекаются из памяти или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники творческого труда, имеющие дело с образами. В ходе решения  мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи.
Оба вида относятся к теоретическому мышлению.
Наглядно-образное мышление мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим ч-ком окружающей  действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-обр. ч-к привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого мышления извлекаются из долговр.п. и затем преобраз-ся). Данная форма М. полно представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых – среди людей, занятых практической работой.
Наглядно-действенное мышление сам процесс мышления представляет собой практичеспреобраз-ю деятельность, осуществляющую ч-ком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае яв-ся правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид М. широко представлен у людей занятых реальным производств-м трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.
Операции М. 
Абстракция-это выделение какой-либо стороны, св-ва отвлечения от остальных. Рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, или наоборот.
Обобщение – (генерализация) отбрасывание единичных признаков, при сохранении общих с раскрытием существенных связей. Обобщ-е может совершиться путем сравнения при кот-м выделяются общие качества. Так совершается обобщ-е в элемент0х формах М. В высших формах обобщсоверш-ся через раскрытие отнош-й, связей, закономерн-й.
Абстр. и обобщяв-ся 2мя взаимосв-ми сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию.
Конкретизация – операция обратная обобщению. Она проявляется в том, что из общего определения понятия выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явл-й определенному классу.
Сравнение М. сопоставляет вещи, явл-я и их св-ва, выявляя сходство и различия, что приводит к классиф-и.
Анализ – мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Анализ и синтез в М. взаимосвязаны Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа т.к. он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. У некоторых людей склонность к синтезу, у др. к анализу.
Синтез - восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения. 
Основные формы логического мышления
Понятие – форма М. отражающая существ-е св-ва, связи  и отношения предметов и явл-й, выраж-я словом или группой слов. Пон-я бывают общими, единичными, конкр-ми, абстрактн.. В пон раскрывается сущ-е стороны явл-я и взаимосвязи.
Суждения – форма М. отраж-я связи между предметами или явлениями, это утверждение или отрицание чего-либо.Рассуждение это работа мысли над суждением.

Умозаключения – форма мышления при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключение индуктивные, дедуктивные, по аналогии. индукция - логический вывод в процессе мышления от частного к общему, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных факторов и явлений., аналогия логический вывод в процессе мышления от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства).дедукция логический вывод в процессе М. от общего к частному, познание отдельных фактов и явлений на основании знаний общих правил и законов.

Яндекс.Метрика