17. Общая характеристика памяти как познавательного процесса.
Форма психического отражения, заключ-я в закреплении, сохранении и
последовательном воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его
повторное использование в деят-ти или возвращение в сферу сознания.
Функции: накопление опыта, интегрированное свойство психики,
фундаментальное св-во личности.
Процессы памяти: запоминание – процесс,
направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка
сохранения; сохранение – процесс активной переработки,
систематизации, обобщения материала, овладение им;воспроизведение
и узнавание – процессы восстановления прежде воспринятого.
Различия м-у ними заключаются в том, что узнавание
имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии.
Воспроизведение происходит в отсутствии объекта.
Виды памяти:
Виды психической активности:
1.Образная п. – возможность сохранять и в дальнейшем
использовать данные нашего восприятия. В зависимости от того, какой анализатор
принимал наибольшее участие в формировании образа; подвиды обр.п. – зрит., слух., осяз., обонят., вкусов. Психика ч-ка ориентирована
на зрит. и слух.п. (память на лица, интонацию,
ситуацию) На практике мы сталкиваемся с различными сочетаниями зр., сл., двиг.,
п.(зрит-двиг., зрит-слух., двиг-слух).ЭЙДЕТИЗМ- зрит.п., долго сохраняющая
яркий образ со всеми деталями воспринятого (имеется у всех детей, у взрослых
исчезает). Эйдетизм хорошо развит у художн-в, яв-ся одним из задатковк развития
способностей. Сферой проф-го применения такой п., может стать музыка, те виды
деят-ти, в к-х особое требование к зрит-му точному запоминанию и воспроизв-ю
увиденного. Зрит-е образы могут влиять на проявления активности ч-ка, двиг-ю,
эмоц-ю, интеллект-ю.
2.Двигательная п. это п. на
движение, на положение тела в пространстве. Эта п. обнаруживается очень рано и
достигает окончат-го развития раньше др. видов. Она
лежит в основе многочисленных навыков и привычек (вытир-е ног перед входом,
переход улицы и т.д.). Особенно развита двиг-я п. у людей, чья проф-я деят-ть
связана с двиг-й активностью (плотники, водители ит.д).
она лежит в основе спортив-х навыков, в выполнении
танцев-х фигур.
3.Эмоцион-я п. – характер-ся воспроизв-м чувствит-го
состояния при повторном воздействии в той ситуации в которой данное эмоцион-е
состояние возникло впервые. Особенности этой п. в быстром ее
формировании, особой прочности следов, непроизвольности воспроизведения.
Отечеств. псих. Блонский
полагал, что чувственная п. на основе к-й развивается эмоц-я имеется уже к 6
мес.реб.и достигает расцвета к 3-5г. На эмоц-й п.
основывается осторожность, симпатия, антипатия. Эмоц-я п. обеспечивает прочное
запоминание самой информ-и, с которой она связана.
4. Символическая п. Подразделяется на словесную и логич-ю.
Слов-я п.формируется прижизненно вслед за
образом. Наибольшей силы достигает к 13-14г. Ч-к никогда не запоминает сами
слова с помощью которых передаётся инф-я, он запоминает только мысли, образы и впечатления созданные с их помощью. Словесная
п., точнее зрит-я может оказывать влияние на зрит-е образы, усиливать или
подавлять. Зр. образы могут преобразоваться, что делаются неузнаваемыми
после слов-го описания. Т.о воспроизв-е при участии словесной памяти была
продуктивна при обозначении предмета словами, поэтому очень важен выбор слов,
постановка ?, для получения у ч-ка более точного и
правильного ответа.
5. Логическая п. – характер-ся
смыслом запоминания смысла информ-и. Это запоминание может не включать ни
одного слова из исходной инф-и. В процессе вычленения
смысла происходит осмысление инф-и в более обобщенное понятие. Это означает,
что в основе логической памяти лежит сложный процесс перекодирования инф-и. Он
связан с процессом отвлечения от несущественных деталей и обобщение центральных
смыслов инф-и. Эту п. называют смысловой.
По времени удержания следов: кратковременная,
промежуточная, долговременная
1.Кратковременная п. – объём кр. П. очень мал, для норм-го
взаимодействия ч-ка со средой ее надо постоянно освобождать для поступления
следующей инф-и.
2. Промежуточная п. – обеспечивает сохранение инф-и в течении нескольких часов, накапливает инф-ю в течении дня, а время
ночного сна отводится орг-м для очищения пром-й п. и категоризацией инф-и
накопленной за прошедший день, перевода ее в долговр-ю п.. По окончании сна
пром-я п. опять готова к приему новой инф-и. У ч-ка к-й спит менее 3ч.в сутки пром.п. не успевает очищаться, в результате
нарушается выполнение мыслительных операций, снижается внимание, кратк.п.,
появляются ошибки в речи, в действиях.
3.Долговременная п. –обеспечивает длит-е сохранение инф-и. Эта инф-я
может воспроизвод-ся ч-ком сколько угодно раз без утраты. Многократное
и системное воспроизвед-е только упрочняет следы в д.п. При пользовании д.п.
для припоминания требуется мышление и усилие воли. Д.п. начинает
функционировать не сразу после того, как ч-ком был воспринят и запомнен
материал, а спустя некоторое время, необходимое для того, чтобы ч-к
внутренне смог переключиться с одного процесса на др., с запоминания на
воспроизв-е. Эти 2 процесса не могут происходить параллельно, т.к их структура различна, а механизмы несовместимы,
противоположно направлены. Акустическое
кодиров-е характерно для перевода инф-и из кратк.п. в д.п., где она уже
хранится, не в форме звуков, а в виде смысловых кодов и структур,
связанных с мышлением. Обратный процесс предполагает перевод мысли в
слово. Для д.п. с сознат-м доступом свойственна закономерность забывания -забывается все ненужное, определенный % и нужной инф-и.
Память бывает произвольная – инф-я запоминается
целенаправленно с помощью спец-х приемов, эффект-ть зависит от целей
запоминания (во время учебы или профес-я), от приемов заучивания: механич-е дословное
многокр-е повторение без осмысливания, логический пересказ – логич-ое осмысление
материала, системетиз-я, выделение главных компонентов инф-и, перессказ своими
словами, образные приемы запоминания, перевод инф-и в образы,
графики, схемы, картинки, обр.п.бывает слух.,
зрит., моторно-двигат., вкусов., осязат., обон., эмоц., мнемотехнические приемы
запоминания (спец-е приемы запоминания инф-и).
Непроизвольная п. – инф-я запоминается сама собой без спец-го заучивания, а в ходе
выполнения деятельности. Развита у детей, у взрослых
ослаблена.