ОТВЕТЫ НА ГОСы ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030301.65 «ПСИХОЛОГИЯ»


17. Общая характеристика памяти как познавательного процесса.

Форма психического отражения, заключ-я в закреплении, сохранении и последовательном воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деят-ти или возвращение в сферу сознания.
Функции: накопление опыта, интегрированное свойство психики, фундаментальное св-во личности.
Процессы памяти: запоминание – процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения; сохранение – процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладение им;воспроизведение и узнавание – процессы восстановления прежде воспринятого. Различия м-у ними заключаются в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Воспроизведение происходит в отсутствии объекта.
Виды памяти:
 Виды психической активности: 
1.Образная п. – возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия. В зависимости от того, какой анализатор принимал наибольшее участие в формировании образа; подвиды обр.п. – зрит., слух., осяз., обонят., вкусов. Психика ч-ка ориентирована на зрит. и слух.п. (память на лица, интонацию, ситуацию) На практике мы сталкиваемся с различными сочетаниями зр., сл., двиг., п.(зрит-двиг., зрит-слух., двиг-слух).ЭЙДЕТИЗМ- зрит.п., долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого (имеется у всех детей, у взрослых исчезает). Эйдетизм хорошо развит у художн-в, яв-ся одним из задатковк развития способностей. Сферой проф-го применения такой п., может стать музыка, те виды деят-ти, в к-х особое требование к зрит-му точному запоминанию и воспроизв-ю увиденного. Зрит-е образы могут влиять на проявления активности ч-ка, двиг-ю, эмоц-ю, интеллект-ю.
2.Двигательная п. это п. на движение, на положение тела в пространстве. Эта п. обнаруживается очень рано и достигает окончат-го развития раньше др. видов. Она лежит в основе многочисленных навыков и привычек (вытир-е ног перед входом, переход улицы и т.д.). Особенно развита двиг-я п. у людей, чья проф-я деят-ть связана с двиг-й активностью (плотники, водители ит.д). она лежит в основе спортив-х навыков, в выполнении танцев-х фигур.
3.Эмоцион-я п. – характер-ся воспроизв-м чувствит-го состояния при повторном воздействии в той ситуации в которой данное эмоцион-е состояние возникло впервые. Особенности этой п.  в  быстром ее формировании, особой прочности следов, непроизвольности воспроизведения. Отечеств. псих. Блонский полагал, что чувственная п. на основе к-й развивается эмоц-я имеется уже к 6 месеб.и достигает расцвета к 3-5г. На эмоц-й п. основывается осторожность, симпатия, антипатия. Эмоц-я п. обеспечивает прочное запоминание самой информ-и, с которой она связана.
4. Символическая п. Подразделяется на словесную и логич-ю.
Слов-я пормируется прижизненно вслед за образом. Наибольшей силы достигает к 13-14г. Ч-к никогда не запоминает сами слова с помощью которых передаётся инф-я, он запоминает только мысли, образы и впечатления созданные с их помощью. Словесная п., точнее зрит-я может оказывать влияние на зрит-е образы, усиливать или подавлять. Зр. образы могут преобразоваться, что делаются неузнаваемыми после  слов-го описания. Т.о воспроизв-е при участии словесной памяти была продуктивна при обозначении предмета словами, поэтому очень важен выбор слов, постановка ?, для получения у ч-ка более точного и правильного ответа.
5. Логическая п. – характер-ся смыслом запоминания смысла информ-и. Это запоминание может не включать ни одного слова из исходной инф-и. В процессе вычленения смысла происходит осмысление инф-и в более обобщенное понятие. Это означает, что в основе логической памяти лежит сложный процесс перекодирования инф-и. Он связан с процессом отвлечения от несущественных деталей и обобщение центральных смыслов инф-и. Эту п. называют смысловой.
По времени удержания следовкратковременная, промежуточная, долговременная
1.Кратковременная п. – объём кр. П. очень мал, для норм-го взаимодействия ч-ка со средой ее надо постоянно освобождать для поступления следующей инф-и.  
 2. Промежуточная п. – обеспечивает сохранение инф-и в течении нескольких часов, накапливает инф-ю в течении дня, а время ночного сна отводится орг-м для очищения пром-й п. и категоризацией инф-и накопленной за прошедший день, перевода ее в долговр-ю п.. По окончании сна пром-я п. опять готова к приему новой инф-и. У ч-ка к-й спит  менее 3ч сутки пром.п. не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных операций, снижается внимание, кратк.п., появляются ошибки в речи, в действиях.
3.Долговременная п. –обеспечивает длит-е сохранение инф-и. Эта инф-я может воспроизвод-ся ч-ком сколько угодно раз без утраты. Многократное и системное воспроизвед-е только упрочняет следы в д.п. При пользовании д.п. для припоминания требуется мышление и усилие воли. Д.п. начинает функционировать не сразу после того, как ч-ком был воспринят и запомнен материал, а спустя некоторое время, необходимое для того, чтобы  ч-к внутренне смог переключиться с одного процесса на др., с запоминания на воспроизв-е. Эти 2 процесса не могут происходить параллельно, т их структура различна, а механизмы несовместимы, противоположно направлены.  Акустическое кодиров-е характерно для перевода инф-и из кратк.п. в д.п., где она уже хранится, не в форме звуков, а в виде смысловых кодов и структур,  связанных с мышлением. Обратный процесс предполагает перевод мысли в слово. Для д.п. с сознат-м доступом свойственна закономерность забывания абывается все ненужное, определенный % и нужной инф-и.
Память бывает произвольная – инф-я запоминается целенаправленно с помощью спец-х приемов, эффект-ть зависит от целей запоминания (во время учебы или профес-я), от приемов заучивания: механич-е дословное многокр-е повторение без осмысливания, логический пересказ – логич-ое осмысление материала, системетиз-я, выделение главных компонентов инф-и, перессказ своими словами, образные приемы запоминания, перевод инф-и в образы, графики, схемы, картинки,  обр.пывает слух., зрит., моторно-двигат., вкусов., осязат., обон., эмоц., мнемотехнические приемы запоминания (спец-е приемы запоминания инф-и).
Непроизвольная п. – инф-я запоминается сама собой без спец-го заучивания, а в ходе выполнения деятельности. Развита у детей, у взрослых ослаблена.

Яндекс.Метрика