ОТВЕТЫ НА ГОСы ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030301.65 «ПСИХОЛОГИЯ»


24. Основные теории памяти в зарубежной и отечественной психологии.

Память – это форма психического отражения, заключ-ся в закреплении, сохранении и послед-м воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деят-ти или возвращение в сферу сознания. Одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своей научного значения до настоящего времени была ассоциативная теория, возникла в 17в.перимуе признание получила в Англии и Германии. В основе лежит понятие ассоциации – связи между отдельными психическими феноменами разработанное Эббингаузем, Мюллером, и др. Память в русле этой теории понимается как сложная система кратковр-х и долговр-х, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости. Отдельные элементы инф-и согласно ассоц-й т. запоминаются не изолированно, а в определенных логических, структурно-функцион-х и смысловых ассоц-ях с др. В конце 19ва смену ас.т. пришла гештальт т.  – исходным понятием и главным принципом выступила изначальная целостная организация – гештальт. Именно закон формирования гештальта определяет память. При запоминании и воспроизведении материал обычно выступает в виде целостной структуры. Динамика запоминания и воспроизведения в гештальт т.: некоторое актуальное в данный момент времени потребностное состояние создает у ч-ка определ установку или восприятие. Соответствующая установка оживляет в сознании индивида некоторые целостные структуры, на базе кот-х в свою очередь запоминается или воспроизв-ся материал. Эта установка контролирует ход запоминания и воспроизведения, определяет набор нужных сведений. Не было найдено удовл-го ответа на вопрос о генезисе памяти у представ-й бихевиоризма и психоанализа. Взгляды сторонников бих. Были близки к тем, к-е разделялись с ассоцианистами. Бих. Подчеркивали роль подкреплений в запоминании материала, много внимания уделяли изучению того, как работает память в процессах научения. Заслугой Фрейда и его послед-й явилось выяснение роли пол-й и отр-й эмоции, мотивов и потребностей в запомин-и и забывании материала, были обнаружены и описаны механизмы подсознательного забывания. В начале 20в. возникает смысловая память. Утвержд-ся, что работа соответств-х процессов находится в непосредственной зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объедин-х запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры(Бине, Бюллер). На1 план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание. В настоящее время делают первые шаги информационно – кибернетические теории памяти. В отечпс. Преимущественное развитие получило направление в изучении памяти, связанное с общепсихол-й теорией деятельности. В контексте этой теории , память выступает как особый вид психологичдеят-ти, включающих систему теор. И практ. Действий. подчиненных решению мнемической задачи запоминания, сохранения, воспроизведения разнообразной инф-и. (Леонтьев, Зинченко, Смирнов). У нас в стране эта концепция свое дальнейшее развитие в культурно – историч-ой теории происхождения высших психич-х ф-й. Изучение памяти в когнитивной психологии. Считают, что поведение ч-ка детерминировано его знанием. Знание трактуется как информированность. Основным предположением являлись представления о поэтапной переработки инф-и: первым структурным компонентом яв-ся сенсорный регистр, в нем содержится инф-я о поступающем стимуле в непосредств-й форме, называется иконическая память (очень кратковременная, зрит-я п. или мгновенная). В икон.п. инф-я о стимуле удерживается короткий промежуток времени(0,1с)в той конкретной форме в какой она первоначально была представлена. В ней содержится больше инф-и, чем может быть сразу обработано. Эта инф-я сохраняется и используется на более поздних этапах переработки. След-м этапом перереботки инф-и является  кратковрем-я п., отличается временем хранения следов, емкостью и формой хранения следа., обеспечивает оперативное удержание (от 20-30сек.) и преобразование данных поступающих из сенсорной систем. На уровне кр.п. начинается интерпретация поступившей инф-и и отнесение ее к различным категориям. Считалась что инф-я хранится там в акустической форме. Последним этапом переработки информации является долговременная память Обеспечивает удержание информации часы, годы, десятилетия. В отличие от кр.п. долг.п всегда находится в смысловой форме.

Яндекс.Метрика