ОТВЕТЫ НА ГОСы ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030301.65 «ПСИХОЛОГИЯ»


25. Основные требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам.

Эти требования яв-ся психометрическими и к разным группам тестов они приложимы в разной степени. Стандартизация тестов – тест должен пройти ряд этапов стандарт-и.1. создание единообразной процедуры тестирования, к-е включают: аоздание единообр-х условий тестирования(помещение, освещенность, шум и т.д.);б)создание единообр-го содержания инструкций и стандарта ее предъявления(интонация);в)создане ед-го стимульного материала; г)должны быть установлены временные ограничения для выполнения данного теста(если необходимо); даличие стандартного бланка для выполнения теста;е)необходимо учитывать влияние ситуационных переменных на процесс и результат тестирования(подразумевается состояние самого испыт-го, так и не стандартные условия тестир-я, а также прирывание тест-я);ж)необходимость влияния поведения диагноста на процесс и результат тест-я; з)учет влияния опыта респондента в тестир-и;2.создание единообразной оценки в выполнении тестато касается подсчетов балов, перевода сырых  балов в стандартные оценки, интерпритация;3.связан с предыдущим. Определение норм выполнения теста и сопоставление результатов тест-я с данными нормами критерий для отнесения результатов к норме яв-ся попадание этого значения в зону средних значений кривой нормального распределения. Др. подход к понятию N данного понятия не существует, мы говорим о степени выраженности патологии: низкий, средний, высокий. Нормы бывают для мужчин и для женщин, шкальные, локальные, возрасные, профес-е, недоучет N может привести к серьезным ошибкам;4.указание на выборку стандартизации яв-ся очень важным. Валидность методики – показатель к-й позволяет судить о степени в к-й тест действительно измеряет то, для чего предназначен:1.практическая в. насколько тест ценен в плане достижения определпрактич-й цели;2.если тест позволяет сделать хороший прогноз относительно испытуемого, относительно его деятельности говорят о высокой прогнастической в.;3если тест позволяет оценить степень, в какой качество присуще испытуемому говорят о совпадающей в (диагностирует наличие его качеств); 4.в. по объему, оно показывает в каком объеме или мере психическое св-во отражено в методике; 5.оценочная в., насколько оценка совпадает с мнением экспертов. Надежность теста – означает, что метод точно измеряет то св-во для измерения к-го он предназначен. Критерий надежности:1.при повторном тестировании тех же самых испытуемых, в  тех же условиях, через определённый интервал времени результаты сущест-м образом не изменяются;2.факторы нестабильности измерит-й процедуры др. словами случайные построенные факторы не оказывают существенного влияния на результаты тестирования;3.повторное тест-е тех же самых исп-х через определ-й интервал времени но в измененных условиях, результаты также не изменяются существ-м образом. Методы оценки надежности:1.ретестовый метод: тест – интервал времени – ретест, в качестве индекса надежности рассматривают коэффициент корреляции м-у результатами обоих тестир-йсли кор-я низкая есть 2 варианта)тест ненадежен, б)либо с испытуемым за это время произошли значимые события;2.метод взаимозаменяемых форм:тест – интервал вр. – взаимозаменяемая форма теста, там где может проявить себя эффект тестир-я этот метод полезен;3.метод расщепления тест разбивают на 2 половины и в начале проводят тестирование по одной части, а в др. время с др. частью. Индексом надежности будет корреляция м-у результатами к-й в данном случае наз=т коэффициентом внутренней согласованности теста. Если говорить о вал. и над., то этот тест может быть вал над, но может быть вал.и ненад., над.но не валид;4.фактор изменчивости исследуемого объекта. Человек находится в постоянном развитии и совершенстве. Адаптация теста – тест должен быть понятен испытуемым, сам тест и инструкция правильно ими восприняты и на результаты тестир-я не должны оказывать значимого влияния разного рода культуральные моменты. Культурно свободный – тест не зависит от культуры, традиций, государств-ти (правильно перевести вопросы и его можно использовать), тест Кетелла, Ровера, Сонди. Культурно не свободный – нарисовать ч-ка. Достоверность теста – на сколько тест и результаты теста соотносятся с реальными жизненным опытом ч-ка, насколько ч-к искренен и объективен в ответах на ? теста. Чем в меньшей ст. ч-к способен контролировать свои ответы сознанием, тем более достоверным должен считаться тест. Объективность теста – объективность теста применительно к психологу означает то, что с одной стороны он должен влиять на результаты теста, а с др. интерпретация этого результата тоже не должна зависеть от психолога. Тест может быть как объективным, так и субъективным. Субъективизм приемлем в том случае, если он опирается на знание, опыт, на логически обоснованные схемы, анализ, если он вписывается в систему рассуждений. Объективность определяется в том, что испытуемый честно, искренне отвечает на вопросы, причем его состояние и посторонние факторы не оказывают существенного влияния на результаты тестирования. Любое заключение должно содержать краткий выбор или резюме, отражающий краткую суть исслед-я, должны быть подписаны псих-м, ставится дата исслед-я. На заключении могут ставиться определенные грифы для служебного пользования, секретно и т.д. Заключение может храниться в личном деле, или архиве специальном.

Яндекс.Метрика