ОТВЕТЫ НА ГОСы ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030301.65 «ПСИХОЛОГИЯ»


3. Возникновение основных направлений зарубежной психологии  на рубеже 19 и 20 столетий

Бихевиоризм (поведение) Уотсон, Скиннер. Поведение – внешние проявления психической деятельности человека. Поведение обнаруживается во внешнем мире и обнаруживается путем внешнего наблюдения, а процессы сознания протекают внутри субъекта и обнаруживаются путем самонаблюдения. Уотсон говорил, поведение-это система реакций. В качестве окончательных задач психологии он отмечает 2: прийти к тому, чтобы по ситуации (стимулу) предсказывать поведение (реакция) и наоборот, по реакции заключать о вызвавшем ее стимуле. Типы реакций: врожденные (чихание, икание, сосание, улыбка, плач, движение туловища и др.) и приобретенные. Безусловной реакцией: на свет-морганием, на звук-вздрагиванием, на пищевой раздражитель-выделением слюны. Выводы: с помощью стимулов и подкреплений можно «лепить» любое поведение ч-ка, манипулировать им. Использовали методы наблюдения и эксперимент. Изучали однозначное отношение между стимулом и реакцией.

Психоанализ (сознание: супер эго-мораль, предсознание эго-принцип реальности, безсознательное ид-получать удовольствие) родоначальник З.Фрейд, Юнг, Адлер, Хорни, Фромм. Методы 1. Психоанализ-расшифровка свободных ассоциаций; 2. Анализ сновидений, оговорок, забывание, описок. Задачи - выявление травмирующих переживаний. Психика ч-ка неоднородная состоит из 3 слоев: сознание - супер эго (сверх Я), предсознание - эго (Я) принцип реального, бессознательное - либидо ид (оно). Предсознание - это те знания, которые являются скрытыми, которыми человек располагает, но которое в его сознании в данный момент не присутствуют. Ид - бессознательное - содержание этой области не осознаётся, здесь содержатся врождённые бессознательные инстинкты. Отличительные свойства бессознательных представлений, это их действительность, то, что они с трудом переходят в сознание. Объясняя это работой 2 механизмов вытеснение и сопротивление. Фрейд выделил 3 основные формы проявления бессознательного; 1. сновидение; 2.ошибочное действие (забывание вещей, имен, намерений, описки, оговорки); 3.невротические симптомы. 

Психология сознания. Задача: изучение структуры и функций. Методы: самонаблюдение или интроспекция. Родоначальники Вундт, Джемс. Душа и тело находятся я в сложных взаимоотн-х. Джемс говорил, поток сознания невозможно остановить, ни одно минувшее состояние сознания не повторяется. Процессы сознания делятся на 2 класса: 1. непроизвольные - происходят сами собой; 2. произвольные - организуются и направляются самим субъектом. Вундт в своих экспериментах пользовался прибором метрономом (можно произвольно изменить ритмическую орг-ю звуков) Вывод Вундт: сознание по своей природе ритмично, причем организ-я ритма может быть как произвольной, так и непроизвольной. С помощью метронома Вундт изучал «объем сознания» (понимание фразы, состоящей из многих слов и из еще большего кол-ва отдельных звуков). Простейшим элементом сознания он объявил отдельные впечатления или ощущения. Сущ-т объективные элементы сознания (характер-ся качеством, ощ-я могут быть зрит., слух., обонят., и т.д. и интенсивностью т.е. протяжностью) и субъект-е – чувства (удовольствие-неудовол, возбуждение-успокоение, напряжение-разрядка). Он создал в психол. Направление, к-е носит название - психология сознания. В этом научном направлении различают структурализм Вундт, единица измерения психики стали ощущение, образ, чувства, основной метод интроспекция-погружение в себя  и функционализм Джеймс – основная функция-ч-к живет в окружающем мире.

Гештальтпсихология(психология образа) изучали целостные психич-е процессы, задачами являлись-условия возникновения и образования целостных структур, методы иссл-я: наблюдение своего восприятия и эксперемент. Родоначальники Вертгеймер, Келлер, Коффка. Они выдвинули программу изучения психики с точки зрения целостных структур - гештальтов. Выступали против атомистического подхода к изучению и анализу психичяв-й. Гештальты существуют в природе, а значит и в психике. Их нужно учитывать, изучая восприятие ч-ка. Во время восприятия в мозге образуется структура. Разработали ряд проблем важных для пс: восприятие, память, мышление, ? личности и межличотнош-й. Исследовали проблемы творческого мышл-я, выявили феномен инсайта (внезапное озарение). Г. утверждали, что и сам человек часть целого особого психического поля, но эта часть сама характеризуется целостностью.

Яндекс.Метрика