30. Понятие "индивид" и "личность" в отечественной психологии. Индивидуальные предпосылки развития личности.
Индивид в переводе с лат. неделимый. Определяется в пс. как конкретный представитель данного вида, повторяющий
историю этого вида, а это значит повторяющий облик, внешность, анатом-е и физиол-е особенности
данного вида и ведущий опред-й образ жизни.
Понятие индивидные свойства были жёстко ориентированы Ананьевым на
изучение органических предпосылок развития личности.
Индивида характеризуют следующие свойства, которые Ананьевым были
разделены на 2 класса: возрастно-половые (стадии онтогенеза и половой деформизм – это физическое различие м/у
полами.); индивидуально –типологические (конституция –
строение тела может опосредованно влиять на становление психических свойств,
функциональная ассиметрия больших полушарий – понятия
правополушарный, левополушарный. ведомое полушарие обеспечивает оперирование
образами и др. невербальными сигналами.
и нейродинамические свойства мозга – нервная деят-ть
человека осуществляется двумя процессами – возбуждение, торможение. От особенностей протекания этих процессов зависят динамические
характеристики психической деятельности).
Интеграция индивидных свойств образуют темперамент и способности
человека, а они являются физиологическим фундаментом развития личности.
Личность явление сложное и
многогранное, т.к. оно отражает объективно
существующее многообразие проявлений человека. Поэтому является предметом
изучения многих наук. В философии – как продукт общественных отношений.
Социология – представитель определённой социальной группы. Педагогика – как
объект воспитания. Юриспруденция – как субъект правовых отношений, как носитель
прав и обязанностей. История – общественно-исторический деятель.
Единого определения личности нет. Выготский понимал личность как
продукт интериоризации социального опыта человека. Рубинштейн определял
личность как совокупность внутренних условий ч/з
которые преломляется внешнее воздействие. Под внутренними условиями он понимал
генотипические особенности и уже имеющийся жизненный опыт. Леонтьев определяя
личность утверждал что это особое качество человека которое приобретается
индивидом в обществе в совокупности отношений общественных по своей природе в
кот. индивид вовлекается.
Определяя личность Асмолов исходил из
эволюционного подхода который требовал ответа на
вопрос: «зачем появилась личность». Личность человека это такая организация его
активности которая позволяет овладеть собственным
внутренним психологическим миром. Делать не только что хочу, а то что надо живя в обществе. Подчинить свле
индивидуальное общественному.
Все психологи признают что личность человека социальна по своей
сущности. В ней выражается все что есть в человеке надприродного, общественно-исторического.
Личность человека не врождена, она возникает в результате культурного и социального развития человека.