ОТВЕТЫ НА ГОСы ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030301.65 «ПСИХОЛОГИЯ»


39. Проблема мышления и речи в концепциях Л.С. Выготского и Ж. Пиаже.

Выготский утверждал, что М. это прижизненое образование психики индивида, его становление в фило и онтогенезе связано с развитием речи. За единицу анализа мышления и речи он взял внутреннюю сторону слова – значение - это обобщение, поскольку слово не относится к какому-то 1 предмету, а обозначает целый класс предметов (стол, стул и т.д.начение это мысль и слово одновременно и потому оно являетс я единицей речевого М.В качестве метода исслед-я Выготским был использован каузально-генетический анализ, он предполагал установление связей м-ду развитием детского М. и соц-го развития ребенка. Метод давал возможность проследить фило и онтог-ие планы развития М. Этот анализ происхождения М. и Р. был проведен на основе данных получКеллером и Иорксом в экспер-х по изучению М. у обезьян и способах их общения м-ду собой. В результате Выготский установил: 1.М. и Р. имеют различные генетич-е корни 2.Развитие М. и Р. шло по различным линиям независимо др. от др. 3. Отношение м-у М. и Р. не явл-ся постоянной величиной на всем протяжении филогенет-го развития 4. Антропоиды обнаруж-т человеко-подобный интеллект в одних отношениях (зачатки употребления орудий) и человекоподобную речь в совершенно др. отнош-х (для выражения эмоций и общения, а не для выражения мысли) 5.Антропоиды не обнаруживают характерного для ч-ка отношения тесной связи м-у М. иР.6. В филогенезе М. и Р., можно констатировать доречевую фазу в развитии интеллекта и доинтеллектуальную в развитии речи.

Реально речь выступает в 2х формах деятельности
1. Передача инф-и или общение. Этот вид речи включает 2х или нескольких участников и она явл-ся орудием общения.
2. Объединяет говорящего и слушающего в одном субъекте, тогда речь становится орудием мышления.  Первая форма реализуется внешней речью, 2я внутренней. Внешняя речь – это подчиненная законам языка физическое выражение мысли, внутренняя речь – это смысловое семантическое оформление и формирование мысли. (нельзя понимать простое говорение слов «про себя»). Анализ развития внутр. и внешн. речи дает в своих исследВыгот. – реб-к сначала усваивает отдельные слова, затем идет связь 2х или нескольких слов, затем усваив-ся отдельные фразы, сложные фразы, сложные предложения и овладевают связной, развернутой речью. Внешняя речь развивается от слова к предложению, смысловая же сторона развивается от целого к части, от предложения к слову. Усвоение внешней речи опережает у ребёнка формирование внутренней речи. Промежуточным этапом формирования внутренней речи у ребенка Выготский считает эгоцентрическую речь.  До Выготского существовала теория эгоцентр-й речи разработанная Ж.Пиаже, согласно ему, эгоцентрическая речь представляет собой прямое выражение эгоцентризма ребенка. Из такого понимания Пиаже выводит свои взгляды на структуру, функции этого вида речи. Ребёнок не приспосабливается к речи взрослого, она не понятна для других лиц, функция ее состоит в простом сопровождении занятия ребенка, она ничего не меняет в самом занятии. Она не играет никакой роли в поведении и мышлении р-ка, с развитием р-ка она постепенно отмирает. Иначе смотрит на эгоцентрическую речь Выготский. Она представляет один из феноменов перехода от интерпсихических (внешних) к интропсихическим  функциям. Этот переход является общим законом развития всех психических функций.  По Выготскому эгоцентрическая речь для ребёнка это самостоятельная функция. Она служит в целях умственной ориентировки, осознании трудностей и препятствий. Эта речь для себя. Она не угасает как у Пиаже, а развивается и переходит во внутреннюю речь. Внутренняя речь - это особая функция психики, она составляет переходный этап м/у мыслью и развернутой внешней речью. Внешняя р. есть превращение мысли в слово. Слово умирает во внутренней речи, рождая мысль. Не всегда словами можно выразить мысль,  мысль не  состоит из отдельных слов как речь. Прямой переход мысли в слово невозможен, поэтому не всегда понятной бывает чужая мысль.

Яндекс.Метрика