ОТВЕТЫ НА ГОСы ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030301.65 «ПСИХОЛОГИЯ»


41. Проблема способностей в отечественной психологии.

Способность – совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных св-в, к-е определяют психофизиол-е возможности индивида в различных видах деят-ти. Различают общие и специальные способности. Общие – присущи в той или иной мере всем людям, к-е необходимы для всех видов деят-ти: в труде, в познании, общении. Подразделяются на сложные – способность к усвоению новых знаний, наблюдательность, общий уровень интеллект-го развития и т.д. Элементарные – способность к психическому отражению действительности необходимый уровень развития восприятия, памяти, мышления, воли и т.д. Преимущественное развитие отдельных элементарных и сложных способностей создает предпосылку для развития индивид-х специальных СП. Они определяются особенностями психомоторной и сенсорной организации л-ти, индивид-ми особенностями памяти, мышления, воображения и эмоционально-волевой сферы. Психомоторная организация л-ти – особенности психической регуляции движений; они проявляются в траектории, скорости, темпе и силе движений, в их свободе или напряженности. Сенсорная организация л-ти – свойственный ч-ку уровень организации развития чувствительности различных анализаторов и объединения их в сенсорную систему. Перцептивная организация л-ти – индивидуальные особенности восприятия (аналитический - выделяют детали, частности, подробности или синтетический тип – склонны к обобщенному отражению предметов и явлений без четкого вычленения деталей и отдельных элементов). Мнемическая организация л-ти – преимущественное развитие отдельных видов и качества памяти. Интеллектуальная организация л-ти – индивид-е особенности мышления. Развитие способностей не следует понимать как количественный прирост природных задатков, созревание того, что ч-ку дано от природы. Развитие способностей определяется требованиями выдвигаемыми перед ч-ком в процессе его деят-ти, разнообразием и содержательностью этой деят-ти. Способность к той или иной деят-ти может определить устремленность л-ти к тем или иным видам занятий, проявляться в виде склонностей. От рождения ч-к не имеет способностей. У него имеются определенные природные предпосылки – задатки для последующего их развития в определенных условиях. Задатками способностей яв-ся особенности нервной системы, обуславливающие работу различных анализаторов, отдельных корковых зон и полушарий мозга. Природные предпосылки способностей многозначны – на их основе могут быть сформированы различные способности. Способности поддаются перестройке.

Общая характеристика способностей. Виды способностей. Задатки и способности. Способности – индивидуально-психологические особ-ти, обеспечивающие эффек-ть освоения и выполнения к-л деят-ти. С. обеспечивают эффек-ть(продуктивность) скорость, легкость и прочность в приобретении ЗУН. Виды С.: одаренность(ранняя специализация в О; потенциальная О; поздняя О), талант, гениальность. Шадриков: С – свойство функциональных систем. Борис Михайлович Теплов: С по своему существу есть понятие динамическое. С сущ-ет только в движении, только в развитии. С. не может возникнуть не соотв-щей конкретной деят-ти. Он выделил: общие (индивидуальные особ-ти,  кот обеспечивают эффек-ть освоения многих видов деят-ти, интеллектуальные С.); специальные С. (индивидуальные особ-ти,  кот обеспечивают эфф-ть осоения одного вида деят-ти, литер-ные, матем-кие). С., считается, формир-ся прижизненно, а врожденными явл-ся задатки. З – анатомо-морфологические врожденные особ-ти, обеспечивающие формирование С. Это могут быть морфологические особ-ти головного мозга, особен-ти анатомического строения (длина пальцев – развитие музыкальных С). Способности индивид-ные психич особ-ти чел, кот выражают его готовность к овладению опред видами деят-ти и к их успешному осуществлению. Б.М. Теплов – 3 основных признака понятия «С»: 1) индивид-но психол особ-ти, отличающие одного чел от др; 2) индивид-ные особ-ти, кот имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деят-ти или многих деят-тей; 3) понятие «С» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, кот уже выработаны у данного чел (прим с Суриковым). От С зависит быстрота и легкость приобретения знаний, умений, навыков. С не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития. Классиф-ция видов С: 1) природные (естественные) С; 2) специфически чел С (общие специальные; теоретические практические; учебныетворческие). 1) Данные С связаны с врожденными задатками, являются общими для чел и жив-х (т.е. натуральные ф-ции: память, восприятие, С к элементарной коммуникации); 2)  общие (а. определяют успехи чел в самых различных видах деят-ти – мыслительные С, память, речь + б. взаимодействие с людьми, общение (они соц обусловлены)); специальные высшие интеллект-ные С (определяют успехи чел в специфических видах деят-ти, для осуществления кот необходимы задатки особого рода и их развитие – музыкальные, математические, технические, литературные, худ-творческие, спортивные); теоретические (предопределяют склонность чел к абстрактно-теоретическим размышлениям); практические (конкретные практические действия); учебные (определяют успешность обучения, усвоения чел знаний, умений, навыков); творческие (определяют возможность открытий и изобретений, создание новых предметов материальной и духовной культуры). Основанием для развития С являются задатки (природные предпосылки, возможно это св-ва н/с – степень общей активности, повышенная чувствит-ть н/структур, возможно это какая-то специальная предрасположенность, напр, к восприятию звуков, красок, простр-венных форм, к установлению связей и отношений, к обобщению). Развитие задатков – это соц обусловленный процесс, кот связан с условиями воспитания и особ-тями развития общ-ва. В зависимости от того, существуют ли, отсутствуют условия для развития С, они могут быть потенциальными и актуальными.

Яндекс.Метрика