ОТВЕТЫ НА ГОСы ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030301.65 «ПСИХОЛОГИЯ»


43. Профессиональное развитие личности и его стадии.

Работа играет важную роль в жизни ч-ка и оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие. Специальные  исследования показали, что удачно выбранная профессия повышает самоуважение и влияет на позитивное представление человека о себе. Профессиональное развитие личности – это совершенствование человека как субъекта труда, т.е. совершенствование его профессиональных способностей, знаний, умений, достижение лучших проф. результатов, карьерный рост и т.д.

Периодизация развития ч-ка, как субъекта труда представлена многими отеч-ми и заруб-ми авторами: Периодизация Сьюпера, он выделяет 5 основных этапов проф-й зрелости.1 стадия роста, на которой происходит развитие интересов и способностей от 0 до 14 лет. 2 стадия исследовательская – опробование своих сил с 14 до 25. 3 стадия утверждения – проф-е образование и упрочение своих позиций в обществе 25-44лет. 4 стадия создания устойчивого профессионального положения 45-64 года. 5 стадия профессиональный спад, уменьшение проф активности 65 и более.

Известна в России периодизация развития ч-ка, как субъекта труда предложенная Климовым.  1 стадия пред игры от 0 до 3. Происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейших правил поведения и моральных оценок, к-е становятся основой дальнейшего развития и приобщения ч-ка к труду. 2 стадия игры от 3-7 лет. Происходит овладение основными смыслами чел-ой деят-ти, а также знакомство с конкретными проф-ми. 3 стадия овладения учебной деятельностью  7-12 лет. Интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способность планировать свою деят-ть. 4 стадия «оптация» (с лат. желание, выбор) от 12 до 14-18. Стадия подготовки к жизни и труду.  Стадия сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути. 5 стадия «адепта» присходит профессиональная подготовка. 6 стадия «адаптанта» вхождение в профессию после завершения проф-го обучения. Длиться 2-3 месяца. 7 стадия «интернала» вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги. 8 стадия  мастера. Когда о работнике говорят что он лучший среди обычных. 9 стадия авторитета – работник стал лучшим среди мастеров. 10 стадия наставника – высший уровень работы любого специалиста. Учитель, способный передать свой опыт.

Маркова выделяет этапы освоения профессии 1. адаптация к проф-и 2. самоактуализация ч-ка в проф-и (приспособление к проф-и, выработка индив-х, проф-х норм).3. гармонизация ч-ка с поф-ей (ст. близка по смыслу со стастерства по Климову) 4. преобразование – ч-к начинает обогащать свою проф-ю.5. свободное владение несколькими проф-ми (по Климову «наставник») 6. этап творческого самоопределения себя как личности.

Фактором профессионального развития личности является внутренняя среда личности и её активность, потребность в самореализации.

Яндекс.Метрика