ОТВЕТЫ НА ГОСы ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030301.65 «ПСИХОЛОГИЯ»


51. Психологический эксперимент: его специфика, виды и структура.

Эксперимент – это проведение исследований в специально созданных управляемых условиях в целях проверки экспериментальной гипотезы о причинно-следственной связи.

Особенность экспериментального  метода: 1)в эксперименте исследователь сам вызывает определённое явление, вместо того чтобы ждать пока оно случится, как в наблюдении. 2)имея возможность вызывать изучаемое явление экспериментатор может варьировать условия при которых протекает это явление. 3)изолируя определённые условия и изменяя одно из них при сохранении др. неизменными, экспериментатор выявляет значимость отдельных условий и закономерность связей, определяющих изучаемый процесс. 4)выявляя закономерные связи между явлениями, экспериментатор может варьировать не только сами условия, но и их количественные соотношения, т.е., в результате эксперимента можно получить количественные закономерности. И основная задача психологического эксперимента - сделать доступным для внешнего наблюдения особенности внутреннего психического процесса.

Любой вид эксперимента вкл. в себя следующие этапы: 1) постановка цели проблемы, формирование научной гипотезы; 2)планирование хода эксперимента; 3) проведение эксперимента, сбор экспериментальных данных.

Виды:  Лабораторный - это эксперимент проводимый в специальных условиях с использованием специальных приборов. Естественный - протекает в обычных условиях труда, но со специальной организацией.  Формирующий – основная цель, активное вмешательство построения процесса с заданными свойствами. Может быть обучающим и воспитывающим. В формирующем эксперименте выделяются три этапа: 1. констатирующий – используя различные методики, выясняются особенности психики. 2. формирующий – основной этап в котором реализуются, формируются развивающие воздействия. 3. контрольный – оценка результативности и эффективности проделанной формирующей работы.

Ещё. Психологический эксперимент, его виды. Экспериментальные переменные и способы их контроля. Термин эксп  имеет по м.мере 4 опред.1.Эксп.-вся научн.с-ма знаний,получ-х на основе эксп-го изучповедЧ.иЖ. 2.Э.-с-а эксп.методов и методик реализ-х в конкретн.исслед-х 3.Э.научн.дисциплина,кот.заним-ся проблемой иссед-я в целом и включ.планирование. 4.Э.-теория психол,э.,и обработка данных.//связь с общей псих.,зоопсих.,мат-й метод обр.данных и дрсобенность эксперимент. метода: 1)в эксп-те исс-ль сам вызывает опред. Явл-ие, вместо того чтобы ждать пока оно случится, как в наблюдении. 2)имея возм-ть вызывать изуч-ое явл-ие эксп-ор может варьировать ус-ия при кот. протекает это явл-ие. 3)изолируя опред. Ус-ия и изменяя одно из них при сох-ии др. неизменными экспер-ор выявляет знач-ть отд-ых усл-ий и законом-ть связей, опред-их изуч-ый процесс. 4)выявляя законом-ые связи м/у явл-ми экспер-ор может варьировать не только сами усл-ия, но и их кол-ные соотношения, т.е., в рез-те эксп-та можно получить кол-ные законом-ти. И осн. задача психксп-та_ сделать доступным для внешнего наблюдения особенности внутр.психического процесса. Виды: абораторный -естественный Лабораторный Э.-провод. В спец. усл-ях лаборатории со спец.приборами с исп-м спец. лит-ры. Естеств-й Э.- протекает в обычн. Усл-х жизни/труда со спецрганизацией(подразделяется на полевой и психолого-педагогический(возм.обучение объекта во время Э. )) (формир-й Э.(активное вмеш-во в построение процесса заданными св-ми. Может быть обуч-м и воспит-м.3этапа:1-контатирующий (испетодики,выясняемые исходные особенности психики).2.формирющ.(реализ.форм-е и R воздействия).3.контрольный(оценит эфф. И рез-ть прод-й работы). Внутренняя валидность-это когда независимый компонент действует на зависимый. Внешняя валидность-это когда результаты маленькой выборки расп-ся на всю популяцию. «эффект Пигмалиона» ( Ч, твердо убежденный в верности какой-то инф-ии, непроизвольно действует так, что она получает фактическое подтверждение.)-влияние экспериментатора на ход эксперимента.открыл этот эффект Розенталь. Двойной слепой эксперимент_ когда ни экзаменатор, ни испытуемый не знают на что направлен эксперимент. Эффект Хоторна (усл-ия, в кот. новизна, интерес к экспу или повыш.ое внимание к данному вопросу приводят к искажённому, зачастую слишком благопр.му рез.ту. Учи эксп.та действуют иначе, более усердно, чем обычно, только благодаря осознанию того, что они причастны к эксп.ту. )_ влияние испытуемого на ход экс-та.//Э.переменная:1.независ-я-та,кот.активно манипулирэкпер-р(Сост.среды,освещение,кол-во испыт.),состояние испыт-го(усталость),инструктивные независимые переем.,личностные(константы).2.Зависимая переем.-при кот.изм-ся,раегируя на независ.перемто предмет Э.Задача Э.-поведение,физиологич.,эмоц. Реакции,различн.психол.хар-ки,кот.могут быть зарег-ны с помощью исслед-х методов.3.побочная-нежелат.,нарущ-ая валидность Э.Домолнитначима для понимания и объянения связи м/у независимой и завис.перем.

Яндекс.Метрика