55. Развитие психики в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность как ведущая.
7-11лет Физическое развитие – окостенение черепа головы, усиленный рост
мускулатуры, очень подвижны, сменяют виды деят-ти (на
уроке должны присутствовать разные виды деят-ти),
проведение физкульт минут, проветривание классов,
медицинский осмотр. Совершенствуется ЦНС. Усиливается процесс торможения –
сдерживает себя. Усиливается контроль сознания над поведением
и развиваются волевые процессы. Быстро утомляются. Мотивация к обучению в 1м кл. высока. Ребенок знакомится с новим
видом речи – письменная речь. С интересом усваивают умения навыки. Высока
потребность во внешних впечатлениях. Привлекает внешняя сторона предметов, яв-й. Мышление конкретно-образное. Основной вид
деятельности ребенка - Познавательная деятельность (сознательная деятельность
субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях
реальной действительности, а так-же конкретных
знаний). Хотят играть какую-то роль в социуме, к знакам отличия, принадлежности
к чему-то(медики и т.д.) Закладываются основы соц-х чувств:любовь
к Родине, национальная гордость, сензитивен для
воспитания таких качествОни очень доверчивы учитель
авторитет. Метод примера – образец, все копируют.Особенность личности подражательна(герой
фильма).Способны к саморегуляции – могут управлять собой(психич-ми
процессами, поведением, чувсвами).Формируются коллективисткие черты хар-ра. Ведущая
деят-ть – наряду с общением, игрой, возвышается
учебная деят-ть. В школе появляются трудовые
обязанности. Внимание в 1кл. ребенок не может еще полностью контролировать свое
поведение на уроках. У него по-прежнему превалирует непроизвольное внимание
(вынужденное сосредоточение субъекта в данный момент времени на каком-либо
реальном или идеальном объекте.) Постепенно, в процессе целенаправленной
познавательной деятельности, произвольное внимание достигает высокого уровня
развития. К возрасту 10-11 лет объем (способность одновременно
сосредоточиваться на восприятии не-скольких предметов) и устойчивость
(способность определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте) и
концентрация (степень или интенсивность сосредоточенности субъекта на
выполнении какой-либо деятельности или на каком-либо предмет) произвольного
внимания у детей почти такие же, как и у взрослого человека. В первые 3-4 года занятий в школе механическая память развивается
интенсивней, чем логическое осмысленное запоминание Недовольство, гнев младший
школьник проявляет не столько в моторной форме — лезет драться, сколько в
словесной — грубит, дразнит. В 9-10 лет (в отличие от более
младших детей) школьники значительно острее переживают замечания,
полученные в присутствии одноклассников. Дети в этом возрасте становятся более
застенчивыми и начинают стесняться не только незнакомых взрослых, но и
незнакомых детей своего возраста.
Термин «учебная деятельность»,
обозначающий один из типов воспроизводящей деятельности детей, не следует
отождествлять с термином «учение». Дети, как известно, учатся в самых разных
видах деятельности (в игре, труде, при занятии спортом и т. д.). Учебная же
деятельность имеет свое особое содержание и строение, и ее необходимо отличать
от других видов деятельности, выполняемых детьми как в
младшем школьном возрасте, так и в других возрастах (например, от игровой,
общественно-организационной, трудовой деятельности и т. д.). Причем в младшем
школьном возрасте дети выполняют все только что перечисленные и другие виды
деятельности, но ведущей и главной среди них является учебная — она
детерминирует возникновение основных психологических новообразований данного
возраста, определяет общее психическое развитие младших школьников,
формирование их личности в целом.