ОТВЕТЫ НА ГОСы ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030301.65 «ПСИХОЛОГИЯ»


56. Роль деятельности в психическом развитии человека.

Деят-ть-это с-ма взаимод-ия субъекта с миром в процессе кот происходит возникновение психич-го образа этого мира опосредствующей предметную деят-ть и ореинтир-ю его в предметном мире. 1м основным понятием мех-ма психич. R явл-ся так называемая соц-ая ситуация R ребенка. Это та конкретная фор­ма значимых для реб-ка отношений, в кот. он находится с окруж-ей его действит-ю (прежде всего соц-ой) в тот или иной период своей жизни. Соц-ая ситуация R — это исходный момент для всех динамических изменений, происход-х в R ребенка в течение данного возрастного периода. Она полностью определяет фор­мы и пути R ребенка, виды деят-ти, при­обретаемые им новые психичсв-ва и кач-ва. Образ жизни реб-ка обусловлен хар-ом соц-ой ситуации R, т. е. сложившейся с-ой взаимоотн-ий реб-ка со взрослыми (Выготский). Каждый возраст хар-ся специфической, единственной и неповторимой соц-ой ситуацией R. Именно в рамках й ситуации R возникает и развивается ведущий вид (тип) деят-ти. Каждая стадия психич-го R реб-ка (каждая новая соц-ая ситуация R) хар-ся соответствующим типом ВД. Признаком перехода от одной стадии к др. явл-ся изм-ие ведущего типа деят-ти. ВД хар-ет опреде­ленный этап R, выступает значимым крите­рием для его диагностики. ВД не появляется сразу, а проходит свое R в рамках той или иной соц-ой ситуации. Важно отметить, что появл-ие в каждом периоде R новой  ВД не отменяет предшествующую. ВД обусловливает основные из­м-ия в психичR, и прежде всего по­явл-ие новых психич-их образований. Совр-ые данные позволяют выделить следующие виды ведущей деят-ти:1.Непосредственное эмоц-ое общение реб-ка с взрослыми, присущее младенцу с первых недель жизни и до года. Благодаря нему у младенца форм-тся такие психич-ие новообразования, как потребность в общении с др. людьми и хва­тание в кач-ве основы мануальных и предметных действий;2.Предметно-манипулятивная деят-ть ре­б-ка, характерная для раннего детского возраста (1-3 лет);3.Игровая деят-ть или сюжетно-ролевая игра, присущая детям дошк-го возраста (3-6 лет);4. Учебная деят-ть младших шк-в от 6 до 10-11 летсновное новообразование - осознание себя субъектом по­знания (Выготский);5.Общение подростков в возрасте от 10-11 до 15 лет в разных видах деят-ти (трудовой, учеб­ной, спортивной, художественной и т. д.).Каждый вид  ВД по­рождает свои эффекты в виде новых психич-х структур, кач-в и св-в. В рамках ВД происходит тре­нировка и R всех психичфунреб-­ка, что в конечном счете приводит к их качественным изменениям. Растущие психич-ие возм-ти реб-ка естественным образом явл-ся источником противоречий в с-ме взаимоотношений реб-ка со взрослыми. Эти противоречия находят свое выраже­ние в несоответствии новых психологич-их воз­м-ей реб-ка старой форме его взаимоотноше­ний с окруж-ми людьми. Именно в этот момент наступает так называемый кризис R.6.Труд в возрасте средней взрослости.

Яндекс.Метрика