ОТВЕТЫ НА ГОСы ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030301.65 «ПСИХОЛОГИЯ»


57. Роль семьи в становлении личности. Типологии семейных групп. Стили семейного воспитания.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную  долговременную и важнейшую роль. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с  ребенком. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.
Типы семейных взаимоотношений:

1.       Диктат – в семье проявляется в систематическом  подавлении одним членом семьи инициативы и чувства собственного достоинства  у других его членов. Безоглядная авторитарность родителей – это гарантия серьезных неудач в формировании личности ребенка.

2.       Опека – это система отношений, при которых родители,  обеспечивая своим трудом все потребности ребенка, ограждают его от каких-либо забот, принимая их на себя. В дальнейшем такие дети оказываются неприспособленными к жизни в коллективе. Отсутствие самостоятельности, инициативы

3.       Невмешательство – это предполагает, что могут существовать два мира: взрослые и дети, и не тем, и не другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

4.       Сотрудничество предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности. Именно в этой ситуации  преодолевается  эгоистический  индивидуализм ребенка.

Стили воспитания:

o    Демократический. Здесь учитываются интересы ребенка.

o    Авторитетный. Здесь родители навязывают свое мнение.

o    Попустительский. Здесь ребенок предоставляется сам себе.

ЕЩЁ. Традиционно главным институтом  воспитания  является  семья.  То, что ребенок в детские годы приобретает в семье,  он  сохраняет  в  течение  всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена  тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни,  и  по длительности  своего  воздействия  на личность  ни   один   из   институтов воспитания  не  может  сравниться  с  семьей.  В  ней  закладываются  основыличности ребенка, и к поступлению  в  школу  он  уже  более  чем  наполовинусформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца,  бабушки,  дедушки,  брата,  сестры,  не  относится  к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о  нем.  И  вместе  с тем  никакой  другой  социальный  институт  не  может  потенциально  нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семьят это особого  рода  коллектив,  играющий  в  воспитании основную,  долговременную  и  важнейшую  роль.  У  тревожных  матерей  часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют  своих детей, что  это  приводит  к  появлению  у  них  комплекса  неполноценности;

несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам  того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о  том,  как сделать  так,  чтобы  максимизировать  положительные  и  свести  к  минимуму отрицательные влияния семьи на  воспитание  ребенка.  Для  этого  необходимоточно определить внутрисемейные социально-психологические  факторы,  имеющие воспитательное значение. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком.  Родителям  ни  в  коем  случае  не стоит пускать процесс воспитания на самотек  и  в  более  старшем  возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. Именно в семье ребенок получает первый  жизненный  опыт,  делает  первые наблюдения и учится как себя  вести  в  различных  ситуациях.  Очень  важно,чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными  примерами,  чтобы он видел, что у  взрослых  теория  не  расходится  с  практикой.  (Если  Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый  день  твердят  ему,  что лгать нехорошо, сами того  не  замечая,  отступают  от  этого  правила,  все воспитание может пойти насмарку.) Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы  к  воспитанию детей.

Задачи родителей:

1.  Найти  общее  решение,  убедить  друг  друга.  Если  придется  идти   на компромисс,  то  обязательно,  чтобы  основные  требования  сторон   были удовлетворены. Когда один  родитель  принимает  решение,  он  обязательно должен помнить о позиции второго. 2. Сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий  в  позициях  родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко  маневрируют  между родителями, добиваясь сиюминутных  выгод  (обычно  в  сторону  лени,  плохой учебы, непослушания и т.д.). Родители,  принимая  решение,  должны  на  первое  место  ставить    не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

Вобщении  вырабатываются принципы общения:

1. Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть. 2. Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка  на  проблемы, принимает его позицию. 3. Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение  со  стороны  взрослого человека к происходящему.

 Родители могут любить ребенка  не за что-то,  несмотря  на  то,  что  он некрасив, не умен,  на него жалуются  соседи.  Ребенок  принимается  таким, какой он есть (безусловная любовь)   Возможно,  родители  любят  его,  когда ребенок соответствует их ожиданиям. когда хорошо учится  и  ведет  себя,  но если  ребенок  не  удовлетворяет  тем  потребностям,  то  ребенок   как   бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит  значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той  эмоциональной безопасности, которая  должна  быть  с  самого  младенчества  (обусловленная любовь).Ребенок может вообще не приниматься родителями.  Он   им  безразличен  и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но  может  быть  и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые   проблемы и  т.  д.)  необязательно   родители   это   осознают.   Но   бывают   чисто подсознательные моменты  (например, мама  красива,  а  девочка  некрасива  и замкнута. Ребенок раздражает ее.)

Существует множество типологий семьи, т.к. типологии базируются на различных критериях (численность, функции, традиции). Типология с точки зрения численности:
- расширенная семья, когда вместе проживают несколько поколений, или несколько семей сестер и братьев (в России таких мало);
- полная нуклеарная семья, в которой совместно проживают родители и дети (типичная семья для современной России);
- неполная семья, в которой отсутствует либо один родитель, либо дети.

Существует типология семьи с точки зрения количества детей – малодетные, среднедетные, многодетные. Количество детей, по которому судят о том, к какому типу относится семья со временем меняется (1-2 – малодетная, 3-4 – средне, 5 и более – многодетная). Типология по количеству участвующих в браке: моногамия – 1 женщина и 1 мужчина, полигамия – 1 мужчина и много женщин (у мусульман), полиандрия – 1 женщина и много мужчин (в Гималаях).

Типология по распределению ролей в семье:
- патриархальная семья,
- матриархальная,
- эгалитарная (равенство),
- партнерская (где совместно принимаются какие-либо решения),
- автономная (где каждый член семьи решает свои вопросы автономно).

Кроме того, семья как объект может быть классифицирована по:
- типам поселения – городская и сельская;
- социальному положению родителей – семьи крестьян, рабочих, служащих;
- этапам жизненного цикла – молодая, зрелая, «опустевшего гнезда»;
- степени формализации – фактическая, юридическая;
- однородности социального положения супругов – гомогенная и гетерогенная.

Институт семьи, так же, как и преобладающий тип семьи, изменяется с развитием общества. Кроме того, исторически некоторые функции отмирают, например - производственная, другие функции усиливаются. Этот процесс существовал всегда, но во второй половине 20 в. изменение функций происходит столь быстро, что изменились почти все функции, и том числе репродуктивная. Это привело к массовому появлению нетипичных семей. Одни ученые называют это кризисом и даже «концом света». Другие же утверждают, что происходит очередной этап смены одних типов семей другими. Просто, как и все другие социальные процессы, этот процесс смены к концу 20 в. приобрел очень большую скорость. Новые типы семей, которые сейчас возникают, приходят на смену не только расширенной, но даже нуклеарной, называют нетипичной. Часто дети рожаются вне брака. Растет число неполных семей и семей с 1 ребенком. В современном мире женщины во многом стали экономически независимыми от мужчин, они могут самостоятельно материально обеспечить своего ребенка, поэтому неполные семьи становятся все распространенней. Для современного мира типично:
- неполная семья или семья с 1 ребенком,
- семья, не регистрирующая брак,
- одиночки, отказывающиеся от любой формы семьи,
- пробный брак,
- нетипичные типы («шведские семьи», гомосексуальные),
- параллельное проживание 2 или более семей.

Итак, нетрадиционные типы семей к концу 20 в. занимают все большее место в системе семейных отношений, вытесняя модальные или традиционные типы. В основе этого процесса лежат 2 главные причины и ряд вторичных. К основным относятся:
- изменение экономической ситуации в мире, которое привело, во-первых, к экономической состоятельности женщин, во-вторых, к обеспеченной старости, в-третьих, к довольно существенной материальной помощи государственных и общественных институтов, что позволило разорвать традиционную зависимость женщин от мужчины-кормильца, пожилых родителей от детей-кормильцев и повлияло на размеры и типы семьи;
- всеобщая демократизация, наделившая равными правами женщин и мужчин, существенно усилившая права детей. Тем самым женщине самой предоставлено право решать вопрос о необходимости исполнения роли супруги и матери и это изменило внутрисемейные отношения.

Помимо этих причин ряд ученых связывают радикальные изменения типа семьи с изобретением контрацептивов, позволяющих регулировать рождаемость.

ФУНКЦИИ СЕМЬИ

Функции семьи историчны и связаны с социально-экономическими условиями общества. Это обуславливает их характер и иерархию.

Функции семьи (основные):
- репродуктивная, т.е. биологическое воспроизводство население;
- социализация детей, воспитательная, культурное воспроизводство общества;
- содержание детей и престарелых членов.

Функции второго плана:
- коммуникационная в разных аспектах – внутри семьи и с внешним миром,
- регулятивная – регулирует поведение своих членов,
- накопление и передача собственности и статуса,
- рекреационная – материальные и моральные условия отдыха.

Эти функции в том или ином виде и объеме имеют место в семьях и в каждой семье их соотношение различно. Происходит постепенный переход от патриархальной семьи с бесспорным авторитетом и властью отца в семье к эгалитарной, в которой мужчина перестает быть единственным создателем материальной базы семьи. Роль кормильца выполняет и женщина и мужчина. Рекреационная функция семьи существовала и в 19 и в 20 вв. лишь в зачаточном состоянии, поскольку в рамках семьи осуществлялся не столько отдых, сколько совместное производство. Сейчас производительная деятельность выведена в основном за рамки семьи, а семья становиться главным местом отдыха. В целом изменение функций, утрата одних и возникновение других называется дисфункцией. Результатом дисфункции семьи становится возникновение новых типов семьи.

С точки зрения функций семьи в социологии рассматриваются проблемы - несоответствие функционирования семьи общественным потребностям: низкая рождаемость, высокое число разводов, низкий воспитательный потенциал и т.д.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях. Традиционные роли, при которых женщина рожала и воспитывала детей, вела хозяйство, а муж был хозяином, собственником имущества, экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой позитивные и негативные последствия. С одной стороны это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость.

 Большое  значение  в  становлении  самооценки  имеет  стиль   семейного

воспитания, принятые в семье ценности.

3 стиля семейного воспитания:
- демократический
- авторитарный
- попустический

При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы  ребенка.  Стиль «согласия».

При авторитарном стиле родителями навязывается свое  мнение  ребенку.  Стиль «подавления».

При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе.

    Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в  семье  не  соответствуют  возрастным  и  индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

    Было прослежено развитие самосознания  дошкольников  в  зависимости  от особенностей семейного воспитания.  Дети  с  точным  представлением  о  себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им  достаточно  много  времени; положительно оценивают их физические и  умственные  данные,  но  не  считают уровень их  развития  выше,  чем  у  большинства  сверстников;  прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют,  но  не  подарками; наказывают,  в   основном,   отказом   от   общения.   Дети   с   заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними  не  занимаются,  но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают,  наказывают,  иногда  – при  посторонних;  не  ожидают  от  них  успехов  в  школе  и   значительных достижений в дальнейшей жизни. От  условий  воспитания  в  семье  зависит  адекватное  и   неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит  в семье, где  родители  постоянно  порицают  ребенка,  или  ставят  перед  ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он  не  соответствует  требованиям родителей. (Не  говорите  ребенку,  что  он  некрасив,  от  этого  возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.) Неадекватность также может проявляться  с  завышенной  самооценкой.  Это происходит в семье, где ребенка часто  хвалят,  и  за  мелочи  и  достижения дарят подарки (ребенок привыкает к  материальному  вознаграждению).  Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая. Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания  и  похвалы. Исключается  восхищение  и  похвала  при  нем.  Редко  дарятся  подарки   за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.В семьях, где растут дети с высокой , но не  с  завышенной  самооценкой,внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям  с  друзьями) сочетаются  с  достаточной   требовательностью.   Здесь   не   прибегают   к унизительным наказания и охотно  хвалят,  когда  ребенок  того  заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются  дома большей свободой, но эта свобода, по  сути,  -  бесконтрольность,  следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу. Школьная успеваемость является  важным  критерием  оценки  ребенка  как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как  к  ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка  на  первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его  родителей  – поддержание престижа (дома задаются вопросы: «А кто еще получил  пятерку?»), послушание («Тебя сегодня не ругали?»)  и  т.д.  В  самосознании  маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные,  а  бытовые моменты в его школьной жизни      («В классе из окон не дует?» , «Что вам  давали на завтрак?»), или вообще мало что волнует – школьная жизнь  не  обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: «Что было  сегодня в школе?» рано  или  поздно  приведет  к  соответствующему  ответу:  «Ничего особенного», «Все нормально». Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка    то,  на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с  высоким уровнем притязаний, завышенной  самооценкой  и  престижной  мотивацией рассчитывают только на успех. Их  представления  о  будущем  столь  же оптимистичны. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют  на многое ни в будущем ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких  целей и постоянно  сомневаются  в  своих  возможностях,  быстро  смиряются  с  тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения. Личностной особенностью в этом возрасте может стать  тревожность. Высокая   тревожность   приобретает   устойчивость   при    постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим,  ребенок  заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в  процесс  обучения. Если  переживаемые  им  временные   трудности   раздражают   взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то  плохо,  неправильно.  Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок  учится  достаточно успешно,  но  родители  ожидают  большего  и  предъявляют  завышенные, нереальные требования.Из-за нарастания  тревожности  и  связанной  с  ней  низкой  самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется  неуспех.  Неуверенность  в  себе приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно  следовать  указаниям взрослого, действовать  только  по  образцам  и  шаблонам,  боязни  проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий. Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы  ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним,  что усиливает   эмоциональный    дискомфорт.    Получается    замкнутый    круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка  отражаются  на  его  учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает  соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в  свою  очередь,  усиливает сложившиеся у  ребенка  особенности.  Разорвать  этот  круг  можно,  изменив установки и оценки родителей. Близкие  взрослые,  концентрируя  внимание  на малейших достижениях ребенка. Не порицая его за отдельные недочеты,  снижают уровень его тревожности и этим  способствуют  успешному  выполнению  учебных заданий. Второй вариант –демонстративность – особенность личности, связанной  с повышенной потребностью в успехе и внимании к  себе  окружающих.  Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания  взрослых  к  детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными,  «недолюбленными».  Но  бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не  удовлетворяет  в силу гипертрофированной потребности в  эмоциональных  контактах.  Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а  наоборот,  наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже  нарушая правила поведения. («Лучше пусть ругают, чем не замечают»). Задача  взрослых – обходиться без нотаций и назиданий, как можно  менее  эмоционально  делать замечания, не  обращать  внимание  на  легкие  проступки   и  наказывать  за крупные  (скажем,  отказом  от  запланированного   похода   в   цирк).   Это значительно труднее для  взрослого,  чем  бережное  отношение  к  тревожномуребенку.Если для ребенка с  высокой  тревожностью  основная  проблема    постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка – недостаток похвалы. Третий вариант – «уход от  реальности».  Наблюдается  в  тех  случаях, когда у детей демонстративность сочетается с  тревожностью.  Эти  дети  тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но  реализовать  ее  не  могут благодаря  своей  тревожности.   Они   мало   заметны,   опасаются   вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к  выполнению  требований  взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще  большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты.  При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к  результатам  их учебной деятельности и поисках путей творческой  самореализации  достигается относительно легкая коррекция их развития.

Яндекс.Метрика