63. Характеристика внимания, его особенности и психофизиологические основы.
В современной психологической
науке принято выделять несколько основных видов внимания.
Непроизвольное внимание
является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным, или
вынужденным, так, как оно возникает и поддерживается независимо от сознания
человека. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей
увлекательности занимательности или неожиданности.
В отличие от непроизвольного
внимания главной особенностью произвольного внимания Ковалев А.Г. считает то,
что оно управляется сознательной целью. Этот вид внимания тесно связан с волей
человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще
волевым, активным, преднамеренным. Основной функцией произвольного внимания
является активное регулирование протекания психических процессов. Произвольное
внимание качественно отличается от непроизвольного. Но
они тесно связаны друг с другом, поскольку произвольное внимание возникло из непроизвольного.
Существует еще один вид
внимания, который, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и
первоначально требует волевых усилий, но затем человек "входит" в
работу: интересным и значимым становятся содержание и процесс деятельности, а
не только ее результат. Такое внимание было названо Н.Ф. Добрыниным
послепроизвольным. В отличие от подлинно непроизвольного внимания,
послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и
поддерживается сознательными интересами. В то же время в отличие от
произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий.
Внимание обладает рядом
свойств, которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс. Маклаков А.Г. выделил свойства внимания: устойчивость, концентрация,
распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания, а также дал
характеристику этим свойствам. Устойчивость заключается в способности
определенное время сосредотачиваться на одном и том же объекте. Это свойство
внимания может определяться периферическими и центральными факторами. Если бы
внимание при всех условиях было неустойчивым, более или менее эффективная
умственная работа была бы невозможна.
Следующее свойство внимания –
концентрация внимания. Под концентрацией внимания подразумевается степень или
интенсивность сосредоточенности внимания.
Под распределением внимания
понимают способность человека выполнять несколько видов деятельности
одновременно.
Переключение внимания – это
намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость
внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся
ситуации.
Следующее свойство внимание –
его объем. Под объемом внимания понимается количество объектов, которые мы
можем охватить с достаточной ясностью одновременно.
Отвлекаемость внимания – это
непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает
при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент
какой – либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней.
Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей. Внутренняя
отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних
эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело которым в
данный момент занят человек.
И.П.Павлов указывал, что раздражители, сигналы, поступающие в мозг, вызывают
ориентировочно-исследовательскую реакцию, рефлекс «что такое?». Организм готов
к неожиданностям, готов ответить на новые обстоятельства той или иной формой
поведения. Говоря психологическим языком, животное или человек становятся
внимательными к тому, от кого можно ожидать каких-то «сюрпризов».
Уже в выдвинутом И.П.Павловым представлении об ориентировочных рефлексах содержалось предположение о
рефлекторной природе непроизвольного внимания. «Мы вглядываемся в появляющийся
образ, прислушиваемся к возникшим звукам, усиленно втягиваем коснувшийся нас
запах…» - писал И.П.Павлов.
По современным данным (Е.Н.Соколов), ориентировочные реакции очень сложны. Они
связаны с активностью значительной части организма. В ориентировочный комплекс
входят как внешние движения (поворот головы, глаз), так и изменения
чувствительности определенных анализаторов, изменяется характер обмена веществ;
изменяется дыхание, сердечно-сосудистые и кожно-гальванические
реакции, т.е. происходят вегетативные изменения и изменение электрической
активности мозга.
Говоря о физиологических механизмах активного внимания, следует заметить, что отбор
значимых воздействий возможен только на фоне общего бодрствования организма,
связанного с активной мозговой деятельностью. Выявление уровней бодрствования
возможно как по внешним признакам, так и с помощью прибора электроэнцефалографа
(ЭЭГ), определяющего по слабым токам мозга его электроактивность.
Обычно выделяют 5 стадий бодрствования: глубокий сон, дремотное состояние,
спокойное бодрствование, активное (настороженное) бодрствование, чрезмерное
бодрствование. Эффективное внимание возможно лишь на стадии активного и
спокойного бодрствования, в то время как на других стадиях основные
характеристики внимания изменяются и могут выполнять лишь отдельные функции.
Например, в дремотном состоянии возможна реакция лишь на 1-2 наиболее важных раздражителя, в то время как на остальные реакции
полностью отсутствует. Поэтому, например, уставшая мать может крепко спать при
различных шумах, но просыпаться от легкого движения ребенка в кроватке.
Активизация мозга осуществляется его неспецифической системой, включая ретикулярную
формацию, диффузную таламическую систему, гипоталамические структуры, гиппокамп и т.д. Так, раздражение восходящей ретикулярной
формации вызывает появление быстрых электроколебаний
в коре головного мозга (явление десинхронизации), повышает подвижность нервных
процессов, снижает пороги чувствительности, что очень сходно с общим
состоянием внимания организма.
Среди «пусковых» механизмов
ретикулярной формации следует прежде всего отметить
ориентировочный рефлекс. Он представляет собой врожденную реакцию
организма на всякое изменение окружающей среды у людей и животных. В комнате
раздался шорох, и котенок встрепенулся, насторожился, как говорят, навострил
уши и устремил глаза в сторону звука. На уроке все ученики сосредоточенно
пишут сочинение. Но вот дверь в классе слегка приоткрылась; несмотря на
поглощенность работой, все школьники и сам учитель повернули голову к двери.
Этот рефлекс И. П. Павлов очень метко назвал рефлексом «что такое?».
Однако всего вышесказанного явно недостаточно для объяснения избирательного характера внимания и, следовательно,
необходимо более глубоко ознакомиться со сложными процессами, происходящими в
организме. Обычно выделяют две основные группы механизмов, осуществляющих фильтрацию
раздражении из среды: периферические и центральные. К
периферическим механизмам можно отнести настройку органов чувств.
Прислушиваясь к слабому звуку, человек поворачивает голову в сторону звука и,
одновременно, соответствующая мышца натягивает барабанную перепонку, повышая
ее чувствительность. При очень сильном звуке натяжение барабанной перепонки
ослабевает, что ухудшает передачу колебаний во внутреннее ухо. Остановка или
задержка дыхания в моменты наивысшего внимания также способствуют обострению
слуха. По мнению Д. Е. Бродбента, внимание - это
фильтр, отбирающий информацию именно на входах, т.е. на периферии. Он
установил, что если человеку подавали информацию одновременно в оба уха, но,
согласно инструкции, он должен был воспринимать ее лишь левым, то подававшаяся
при этом в правое ухо другая информация полностью игнорировалась. В дальнейшем
было показано, что периферические механизмы отбирают информацию по физическим
характеристикам. У.Нейсер назвал эти механизмы предвниманием, связывая их с относительно грубой обработкой
информации (выделение фигуры из фона, слежение за внезапными изменениями во
внешнем поле).
Концентрация психической деятельности в определенном направлении и одновременное отвлечение от всего
остального достигается благодаря закону взаимной индукции нервных процессов
возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, с которыми
вы знакомились в курсе анатомии и физиологии. Возникший под воздействием
внешнего сигнала очаг возбуждения в коре больших полушарий вызывает торможение
в других участках коры. Так обеспечиваются оптимальные, т. е. наилучшие,
условия для восприятия или обдумывания того, на что направлено внимание. И. П.
Павлов в работе «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной
деятельности (поведения) животных» очень образно описывал этот процесс:
«Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с
оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидали бы на думающем сознательном
человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в
форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное
на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью.
С Павловскими представлениями о
физиологических механизмах внимания хорошо сочетается принцип доминанты,
выдвинутый замечательным русским физиологом А.Л.Ухтомским.
«В высших этажах и в коре полушарий принцип доминанты, - пишет Ухтомский, -
является физиологической основой акта внимания».
В нервной системе под влиянием
внешних или внутренних причин возникает очаг возбуждения, который на
определенное время подчиняет себе остальные участки, доминирует, господствует
над ними. Внешним выражением доминанты является стационарно поддерживаемая
работа или рабочая поза организма. При этом доминанта является не
топографическим единым пунктом возбуждения в центральной нервной системе, а
определенной констелляцией центров с повышенной возбудимостью в разнообразных
этажах головного и спинного мозга, а также в автономной системе. Она поэтому
проявляется в целом комплексе симптомов во всем организме – в мышцах, в
секреторной работе, в сосудистой деятельности. Доминанта является устойчивым
очагом возбуждения. А.А.Ухтомский писал: «Под именем
«доминанты» понимается более или менее устойчивый очаг повышенной
возбудимости…»