ОТВЕТЫ НА ГОСы ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030301.65 «ПСИХОЛОГИЯ»


64. Характеристика коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения.

Общение - спецефич. форма взаимод-я с др. людьми как членами общества; в общении реализуются соцтношения людей. 3 взаимосвязанных стороны общения: 1 Коммуникативная - Коммуникация – это процесс передачи сообщений от одного человека другому так, чтобы на их основе можно было действовать. В этот процесс входят след. элементы: 1) способность человека, передающего сообщение, выразить точно и ясно, что он хочет сказать; 2) выбранное для сообщения ср-во –- устное; - письменное; - визуальное; 3) способность и желание реципиента понять сообщение и действовать в соответствии с ним; 4) «шум» в системе, кот. может исказить сообщение и сделать его непонятным. Комм-ая сторона общения может проявл-ся в таких обыденных ситуациях общения как: 1. Диадное, интимно-личностное общение взаимод-ие 2х Ч, как правило, близких или хорошо знакомых др др. (приятелей, мужа и жены; влюбленных и т.д.). Чаще всего выделить какую-то рациональную цель, лежащую в основе такого общения, бывает трудно. Здесь главную ценность представляет сам контакт и те эмоц-ые переживания, кот. с ним связаны - сопереживание, ощущение взаимопонимания, поддержки, сходст¬ва и близости с др. 2. Межличностное общение 2х и более людей в малых группах и сообществах, где каждый знает каждого. Это могут быть, например, различные неофициальные разговоры, беседы между людьми в учебных, трудовых коллекти¬вах, в приятельской компании, в семье, со знакомыми по месту жительства и проч. Как правило, такое общение не преследует деловых, утилитарных целей. Основной его смысл состоит в установлении и поддержании контакта, чувства «мы». Может быть также, что люди обмениваются какой-то значимой для них информацией, самоутверждаются, пытаются оказать др. на др. влияние, получить «эмоц-ую разрядку» и т.п. Словом, цели могут быть различ¬ными, но во всех случаях партнеры проявляют себя как личности, исполняя определенные межличностные роли. Они строят свое поведение на основе тех взаимных ожиданий, которые обусловлены их знаниями друг о друге, установившимися отношениями; с учетом «предыстории» взаимодействия. По отношению к одному члену группы Человек, например, может выступать в роли Друга, по отношению к другому - в роли Врага, или Приятеля, или Обожателя, или Соперника, или Подопечного и т.п. Иногда люди взаимод-ют с позиций внутригрупповых ролей. Эти роли представляют собой некую модель поведения, кот. ожидается от Ч членами группы в соответствии с приобретенной им «репутацией». Можно, например, выделить роль Скандалиста, Героя, Арбитра, Шута, Кумира семьи, Иванушки-дурачка и сотни других. 3. Ситуация делового общения 2х или более людей в малых группах, где все участники в большей или меньшей степени знают друг друга. Цель делового общения - достижение какого-либо четкого решения, соглашения, договоренности. Это может быть взаимод-ие м/у коллегами по работе, м/у начальником и подчиненным, коммерсантами и т.д. Во всех случаях статус каждого из партнеров по отношению к другим четко определен, то есть каждый знает, что он может требовать и ждать от участников общения, что он сам обязал и что не должен делать. Знания, квалификация, черты хар-ра и темперамента неизбежно проявл-ся в деловом взаимодействии, определяя стиль исполнения партнерами своих ролей. 4. Общение людей в относительно больших группах и сообществах, в кот. могут входить как хорошо знакомые, так и незнакомые др. др. люди, но объединенные некой общей задачей, целью. Ситуации, в кот. имеет место такой тип общения, весьма разнообразны, в одних из них могут преобладать нормы делового взаимодия, в др. - межличностного. Цели участников также значительно варьируют от общественных до личностныхримером может служить общение членов одного, достаточно большого коллектива (учреждения, предприятия, школы). речь идет не о контактах отдельных членов группы м/у собой, а именно о групповом общении (ситуация общего собрания учредителей или всех членов коллектива, ситуация производственного совещания и др). Такое общение носит, как правило, ситуативный, оперативный хар-р. Партнеры могут быть в большей или меньшей степени лично знакомы м/у собой, но их объединяет сознание принадлежности к группе, единство целей, общая деятельность. На хар-р общения оказывают регулирующее влияние и соци. культурные нормы, и нормы, выработанные в данной конкретной общности людей. 5. Массовое общение - множественные контакты на улицах, в транспорте, предприятиях обслуживания, в учреждениях культуры и отдыха. Как правило, такие контакты м/у людьми носят кратковременный и случайный хар-р, анонимны и «обезличены». Проявления Ч своей воли, желаний, индивидуальности серьезно ограничены прямым или опосредованным влиянием других. Контакты имеют достаточно строгий функционально-ролевой вид, социально нормированы и стереотипны. Партнеры выступают как исполнители во временных, ситуативных ролях Пассажира, Пешехода, Посетителя кинотеатра и т.п. Существуют такие понятия, как культура общения, культура взаимоотношений. 2 Интерактивная - условный термин, обозначающий хар-ку компонентов общения, связанных со взаимод-ем людей, непосредственной организацией их совместной деят-ти. Цели общения отражают потребности совместной деят-ти людей. Общение всегда должно предполагать некот. Рез-т — изменение поведения и деят-ти др. людей. Здесь общение и выступает как межличностное взаимод-ие, т.е. совокупность связей и взаимовлиянии людей, складывающихся в их совместной деят-ти. Межличностное взаимод-ие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия др. др.: поступок индивида А, изменяющий поведение индивида В, вызывает со стороны последнего ответные реакции, кот., в свою очередь, возд-ют на поведение А. При интерактивном общении рассм-ся хар-ка тех компонентов общения, кот. связаны со взаимод-ем людей, с непосредственной организацией их совместной деят-ти. В соц. психологии сложилось специальное направление, где интерактивная сторона общения взята за исходный пункт всякого соц-о-психол-го анализа. Это направление — символический интеракционизм — связано с именем Г. Мида. Выясняя соц-ю природу чел–ого «Я», Мид пришел к выводу, что становление «Я» происходит в ситуациях общения, кот. понимаются не как совокупность реакций людей на мнения друг друга, а как совместная деятть. В процессе совместной деят-ти форм-ся личность, осознавая себя, причем не просто смотрясь в других людей как в зеркало, но действуя совместно с ними. 3. Перцептивная - Процесс восприятия и понимания людьми друг друга. Существенной особенностью этой стороны общения является то, что восприятие партнерами друг друга всегда носит субъективный хар-р, и потому подвергается влиянию многих факторов: сложившихся в обществе стереотипов, уровня культуры (как в социальной группе, так и индивидуального), личного опыта, направленности и других индивидуальных свойств. В последние десятилетия в обиход вошло понятие «деловой флирт», которое подразумевает под собой построение окрашенных положительными эмоциями деловых отношений с партнером, независимо от его пола. Деловой флирт между партнерами по бизнесу возможен только при достаточном развитии у них способности к сопереживанию (эмпатия) и умению анализировать впечатление, производимое на окружающих (рефлексия). Поскольку каждому человеку свойственно стремиться прогнозировать ситуацию, мы всегда имеем по поводу ситуации общения какие-либо ожидания, соответствующие нашему опыту и представлениям о людях. Такое явление носит название стереотипа ожидания.

Яндекс.Метрика